Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
23.03.2011
Актёр и его Палач
В Ульяновском областном драматическом театре состоялась любопытная премьера. Речь идет о спектакле «Ловушка для короля» по пьесе болгарского автора Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго».

Современные драматурги (включая культового Бориса Акунина) нередко обращаются к творчеству Шекспира, создавая свои фантазийные парафразы вокруг известных сюжетов и персонажей. Вот и болгарин Йорданов сочинил свою пьесу по мотивам «Гамлета». Действие в ней происходит в Эльсиноре, мрачном замке датского принца, куда попадает труппа бродячих актеров. «Убийство Гонзаго» и есть тот самый сюжет, который они разыграют по просьбе самого принца. В результате актеры, купившиеся на большой гонорар, обвиняются в заговоре и жестоко наказываются.

Пьеса достаточно сложна своими многочисленными превращениями и «перевертышами» (Горацио, к примеру, не друг, Офелия грешна, а Гамлет — не сумасшедший), оттого-то и спектакль получился непростым. Насыщенный афоризмами язык (такое ощущение, что автор диалогов торопился сказать все и сразу), пантомимическое решение приема «спектакль в спектакле», двойной финал и некоторые другие особенности работы заставляют зрителей задуматься. Противоречия в треугольнике «власть — искусство — любовь» терзают героев до окончания пьесы, хотя и не вполне складываются в единое целое, оставаясь довольно мозаичным набором аллюзий и парадом интересных, но отдельных актерских работ. Какая же тема здесь является главной — жертвенная ли верность в любви или актерская преданность искусству театра, жестокость и лживость власти, противостояние подвижников и мелких людишек или фантасмагорическая ирреальность самого бытия? Если установить, что спектакль все-таки про власть, понимаешь, почему эта пьеса была написана более двух десятилетий назад — в период разоблачений тоталитарных режимов и их спецслужб. Впрочем, истории свойственно движение по спирали. «Учитывая ваш опыт, вы назначаетесь королевским Палачом, господин королевский Палач…»

ПОЛОНИЙ. У него нет физических недостатков, поэтому горб ему необходим… А ты, молодой человек, запомни: в стране, где все горбатые, ты или сам должен быть горбатым или хотя бы делать вид, что ты горбат.

(«Ловушка для короля»)

«Ловушка для короля» — спектакль очень театральный по своей сути (не зря ведь пьесу перевела не кто-нибудь — известный театровед Элеонора Макарова). Таинственное начало и выныривающие откуда-то из темноты люди в черном с фонарями а ля «Тодес», условная декорация замка со сценой, напоминающей шахматную доску, и «турникетами» кулис, бледные костюмы введенных в шекспировский сюжет артистов труппы и яркие одеяния культовых героев — Горация, Полония, короля и королевы (на ком кровь — непременно красные, не считая черно-белого, раздвоенного Гамлета) — все это превращает перегруженную разного рода находками постановку в настоящее шоу. Все, что так или иначе играется, происходит на «шахматной доске» (где с помощью пешек-актеров можно поставить «шах королю»), а настоящая жизнь, и прежде всего любовные страсти, кипит вокруг. Таковы предлагаемые обстоятельства: ложь — с кафедры («все зависит от трактовки»), а правда — внизу…

ГЕНРИ. Интересно, сколько человек в королевской свите?

БЕНВОЛИО. Государственная тайна.

ГЕНРИ. Вероятно, содержание каждого человека из свиты стоит очень дорого?

БЕНВОЛИО. Как весь наш театр.

ГЕНРИ. Хочу быть в свите, не хочу быть актером.

(«Ловушка для короля»)

Однако, оказывается, эту ситуацию можно переломить. И вот уже в финале измученные, но не сломленные актеры снова оказываются на клетчатой сцене, только они, кажется, очень изменились. Все поняли: гонорар гонораром, но есть ещё и святая обязанность людей искусства говорить правду. В этом смысле Художники — счастливые люди, потому что им нечего терять, и от этого они куда свободнее коварных царедворцев — нужно только ценить и охранять эту свободу от участия в любого рода свитах. Артист — не только профессия, но и миссия, и в любом обществе («гнилом» ли, которое в том, датском королевстве, или в нашем нынешнем) она не может продаваться за деньги. Как бы ни было велико желание власти на корню купить ее, и даже если пьесу для вас пишет сам принц Датский Гамлет. Это даже опасно — когда актеров приглашают «только на роль шутов». Ведь в итоге вас обязательно обманут: вам будут аплодировать, как бы плохо вы ни играли, а вот что потом? Новый спектакль облдрамы своевременно напоминает нам об этом. «Дальше — тишина…»?!
 
Александр Русинов

Источник
: «Дыхание Земли» № 11 от 23.03.2011

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.