Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
25.03.2011
Спор трех Офелий
Вчера, 24 мартя 2011 г. в выставочном зале «Родина» состоялся третий показ «OFFелии» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка». Спектакль — организм живой, и от раза к разу претерпевает трансформации. «А-фишка» решила снова уделить внимание моноспектаклю Оксаны Половинкиной.

Спектакль «OFFелия» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка»
Для сценария режиссер «Спич’ки» выбрала сразу несколько произведений — «Офелия» Александра Володина, «Если бы я был горностаем» из книги «Завтрашние сказки» Феликса Кривина и «О мудаках» Бодхи. Основанием является именно пьеса Володина. О ней мы поговорим позже, обратившись вначале к двум последним.

В своей сказке, а по сути, басне Кривин иронизирует по поводу людей, которым не чужда мысль, что кому-то живется лучше, чем им. Свой замысел автор воплощает через образы животных, повествование ведется от имени барана. Все же герой Кривина, мысленно примерив на себя разные шубки — горностая, зайца, волка и др., — утверждается в нежданно пришедшей мысли, что своя-то шубка и ближе, и лучше.

«О мудаках» — фельетон, как сам определяет жанр собственного текста автор, весьма странен. Под псевдонимом «Бодхи» пишет человек, полагающий, что может помочь снизить уровень агрессии и увеличить количество положительных эмоций. Свои книги он позиционирует как «чисто научные». После таких заявлений ждешь и повествования в научном стиле, но перед нами фельетон — жанр, как известно публицистический, ничего общего с наукой не имеющий. Не будем далее углубляться в творчество Бодхи, скажем только, что автор сосредотачивается на феномене мудака.

Спектакль «OFFелия» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка»
Пьеса «Офелия» известного драматурга Александра Володина хотя и названа именем героини, все же повествует о герое. Безусловно, здесь есть обращение к «вечным образам», созданным У. Шекспиром в «Гамлете». Гамлет у Володина абсолютно бесплотен, лишен голоса, однако Офелия говорит о нем на протяжении всего своего монолога. Она — один из ракурсов раскрытия Гамлета для нас, в частности его способности и возможности любить. Офелия первая.

Режиссер может отойти от такого понимания литературных текстов и создать нечто свое. Сомнительный симбиоз достаточно разных и по стилю, и по идеям текстов стал основой сценария Оксаны Половинкиной. Получилась история взрослой и опытной женщины по имени Офелия, которая оглядываясь назад и вспоминая свою прошлую любовь, говорит о возлюбленном когда-то Гамлете — мудак. Кроме того, она пытается рассуждать, как баран у Кривина, что могло быть, если бы… Офелия вторая.

Спектакль «OFFелия» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка»Спектакль «OFFелия» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка»

Но для Алены Масленниковой, исполнительницы роли Офелии, в силу возраста (как одна из причин) сыграть цинизм и обремененность тяжелым опытом просто невозможно. Актриса являет девушку, которая не до конца разлюбила, но уже не слепо идет на поводу у своих чувств, а пытается найти выход из сложившейся ситуации. Игра выстраивается на аргументах и контраргументах, надежда то появляется (Офелия рисует большое дерево с зеленой кроной в виде чаши, как символ женского начала, разбрасывает белые лепестки), то угасает (сжигает белый кораблик, пытается утопиться), то снова возрождается и т. д. Офелия третья. 

Спектакль «OFFелия» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка»

Белый экран, на котором Офелия нарисовала дерево, медный таз, наполненный водой, женский портрет — сценография аскетична, но помимо прагматической функции несет и символическую нагрузку — помогает воссоздать и усилить атмосферы надежды и отчаяния.

Три Офелии, органически не слившись воедино в рамках спектакля Оксаны Половинкиной, спорят… Кто побеждает? Офелия от Володина, реализованная в постановке частично в сценографии: она — часто отбрасываемая на стену тень, танцующая или корчащаяся в судорогах, частично в тексте драматурга, который вошел в сценарий? Офелия от сценария, существующая исключительно в тексте? Или Офелия — образ, созданный Аленой Масленниковой, — та, для которой остро стоит вопрос: любить или не любить? Решать вам.
 
Специально для А-фишки, Екатерина Шаронова

Фото Александра Барышева

Источник
: А-фишка

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.