Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.04.2011
Возвращается мода на полотна викторианского периода

Аукционный дом Sotheby’s объявил о тематической распродаже 19th Century European Art, проведение которой намечено на 5 мая 2011 г. в Нью-Йорке. В качестве топ-лота с эстимейтом в $3–5 млн на торги выставляется живописный шедевр художника сэра Лоуренса Альма-Тадемы «Встреча Антония и Клеопатры»

 
Картина Лоуренса Альма-Тадемы «Встреча Антония и Клеопатры» служила сценографическим образцом для многих кинематографических версий, включая легендарный фильм 1963 г. с Элизабет Тэйлор
Картина Лоуренса Альма-Тадемы «Встреча Антония и Клеопатры» служила сценографическим образцом для многих кинематографических версий, включая легендарный фильм 1963 г. с Элизабет Тэйлор
В этот день коллекционерам предстоит немало удивительных открытий. Кроме полотна Алма-Тадемы у них появляется шанс приобрести много других замечательных картин. Роскошные исторические холсты викторианской эпохи представляют творчество таких видных британских мастеров, как Вильям Годвард, Энтони Фредерик Сандис, Джон Страдвик и Алберт Джозеф Мур. Большинство из них — художники прерафаэлиты (Pre-Raphaelite, термин, описывающий движение 1870-х и 1880-х гг., проявившееся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Великобритании и позднее США). Являясь реакцией на то, что казалось ханжеским в искусстве и дизайне, это движение характеризовалось культом прекрасного и подчеркиванием чистого удовольствия, которое оно доставляет.

Картина «Встреча Антония и Клеопатры» написана в 1883 г. Сам сюжет, вдохновивший сэра Лоуренса, носит незаурядный исторический характер. Царице Клеопатре было 29 лет, когда она в 41 г. до н. э. познакомилась с 40-летним римским полководцем. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию, как одному из триумвиров, достался Восток. Антоний решает реализовать проект Цезаря — осуществить большой поход против парфян. Готовясь к нему, он посылает легата Квинта Деллия в Александрию затребовать Клеопатру к себе в Тарсус, что в Киликии. Он собирался обвинить ее в сообщничестве с убийцами Цезаря, видимо, надеясь под этим предлогом получить с нее как можно больше денег для похода. В свою очередь Клеопатра, разузнав через Деллия о характере Антония и прежде всего о его влюбчивости и тщеславии, прибывает на корабле с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами. Сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от нее стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кидн под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Затем она приглашает Антония к себе для роскошного пиршества. Антоний был совершенно очарован…

Вся эта пышная сцена и запечатлена кистью Альма-Тадемы; большой холст был написан за два года. Интересно, что впоследствии картина приобрела «иконоподобный» статус и служила сценографическим образцом для многочисленных театральных постановок и кинематографических версий, включая легендарный фильм 1963 г. с Элизабет Тэйлор. Полотно даже служило репродукцией в качестве наглядных иллюстраций в исторических книгах и учебниках. Хотя весьма примечательно, что первоначально внимание художника к этой теме было привлечено именно пьесой Вильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра», регулярно ставившейся в те времена на подмостках театров Лондона.

Таким образом, в мае компания Sotheby’s вправе рассчитывать на оглушительный успех. Известно, что в ноябре 2010 г., продав картину Альма-Тадемы The Finding of Moses («Обретение Моисея», 1904 г.), на Sotheby’s выручили $35,9 млн, более чем в семь раз превысив предварительную оценку полотна ($5 млн). Этот результат побил прежний рекорд в 6,6 млн фунтов стерлингов для живописи викторианского периода, установленный в 2000 г. работой Джона Уильяма Уотерхауза St. Cecilia («Святая Сесилия»).

Сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912 гг.) был одним из самых известных художников своего времени. Голландец по происхождению (родился в Дронрейпе, северные Нидерланды), Альма-Тадема переехал в 1870 г. в Англию, где сделал успешную карьеру. За свое творчество он был щедро награжден титулами и званиями. Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии. Английский живописец был не только мастером исторической живописи и знаменитым художником-символистом XIX в., но и основоположником стиля прерафаэлитов. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание.

В биографии Альмы-Тадемы есть одна деталь, красноречиво свидетельствующая о его тщеславии. Прибавку «Альма» к своей родовой фамилии британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крестного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Кроме этого об Альме-Тадеме еще при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая образы для них с собственных фотоизображений. Уже при жизни, что случается далеко не с каждым художником, картины Альма-Тадемы пользовались огромной популярностью, о чем свидетельствует и его посвящение в 1899 г. в рыцари. Во многом это было вызвано тем, что его торжественные помпезные полотна заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи. «Она (героиня романа “Ровно дюжина”. — Ред.) напоминала тех древнеримских дам с идеально правильными чертами лица, которых писал Альма Тадема и в которых вопреки их античным одеждам сразу можно узнать англичанок»,— повествовал Уильям Сомерсет Моэм в своем произведении «Ровно дюжина». Однако прошло не так много времени, и восприятие творчества Альма-Тадемы изменилось кардинально. «Восхитительная ирония: картины, которые викторианцы считали произведениями искусства, всего через несколько десятков лет превратились в порнографию и стали служить украшением спален проституток»,— написал Олдос Хаксли в книге «Через много лет».
 
Сергей Минаков

Источник
: «Экономические известия» № 59 (1519)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.