Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.04.2011
Явление Тития
6 и 7 апреля 2011 г. в Санкт-Петербурге премьера «Тития Безупречного». Антиутопию современного драматурга Максима Курочкина, написанную в 2008 г., впервые ставят там, где ей самое место — на большой сцене. Правда, эта большая сцена находится не в БДТ или Александринке, а в ТЮЗе , но последнее, как говорит режиссер-постановщик Борис Павлович, не так страшно, надо же с чего-то начинать.
 

Драматург Максим Курочкин взял за камертон «Тита Андроника», не самую известную шекспировскую трагедию, и приправил абсурдным юмором в духе «Монти Пайтона»

Драматург Максим Курочкин взял за камертон «Тита Андроника», не самую известную шекспировскую трагедию, и приправил абсурдным юмором в духе «Монти Пайтона».
Фото: Дарья Фомина
 
Пьесу «Титий Безупречный» Максима Курочкина — одного из самых медийных, успешных и талантливых современных драматургов в России — три года назад приняли единогласно с овациями и с тех пор не перестают хвалить. Вот только все никак не решались поставить.

Впервые «Тития» представили российской публике на фестивале молодой драматургии и режиссуры «Любимовка» в 2008 г. — в форме читки. В том же году на фестивале «Новая драма» пьеса взяла Гран-при — и с тех пор окончательно утвердилась в статусе хита, правда, как бы странно это ни звучало, — хита маргинального. То есть у современных драматургов и режиссеров «Титий Безупречный» в почете, да и вообще, люди, к театру неравнодушные, с пьесой отлично знакомы. Журнал Esquire прозорливо напечатал ее в разделе «Чтение». Однако из подполья «Титий Безупречный» до сих пор не выходил.

Несмотря на все достоинства пьесы, режиссеры (а она нравится самым разнообразным представителям цеха — как молодым, так и маститым) ставить ее не спешат. «Титий Безупречный» до сих пор не имеет ни одной полноценной, с размахом постановки, а существует в жанре рабочего этюда, наброска. Эскиз по пьесе делали на Лаборатории On-Teatr в Петербурге, затем режиссер Василий Бархатов делал по ней читку на фестивале «Новая драма» в Перми, режиссер Антон Пахомов в ташкентском «Ильхоме» ставил пьесу в жанре «сценической импровизации».
 

Режиссеру Борису Павловичу, худруку кировского «Театра на Спасской», первому удалось поставить экзотического «Тития» на большой сцене.

Режиссеру Борису Павловичу, худруку кировского «Театра на Спасской», первому удалось поставить экзотического «Тития» на большой сцене.
Фото: Дарья Фомина

 

После фестивалей современной драматургии, на которых показывают «Тития», блогеры растаскивают пьесу на цитаты и резюмируют: «блестящая и очень важная вещь», «модель-предупреждение этому миру», «антиутопия о всеобщей роботизации», «очень смешная, комичная история», «гениальный треш», «здесь Ионеско встречается с Воннегутом и Филиппом Диком».

Если трактовка большинства современных пьес лежит на поверхности, то подобрать ключи к этой сложно. Драматург Максим Курочкин играет с читателем в культурные игры: пьеса вписана в широкое информационно-культурное пространство. Здесь есть аллюзии на американское жанровое кино (экшн, фильм-«катастрофу», мелодраму), на телевидение, рекламу, stand-up, шоу для домохозяек.

Наконец, взяться за экзотического сложносочиненного «Тития» решился молодой режиссер Борис Павлович, художественный руководитель «Театра на Спасской» (Киров). Как-то между делом Павлович озвучил свои симпатии к пьесе Адольфу Шапиро, и тот пригласил его ставить в питерский ТЮЗ, которым уже четвертый год руководит. Сегодня, 6 апреля, сыграют премьеру.

Замысел «Тития Безупречного» у Курочкина возник почти случайно. В 2008 г. Шекспировский Королевский театр совместно с театром Royal Court предложили российским и украинским драматургам попробовать силы в пространстве Шекспира. Нужно было выйти за привычные рамки сочинительства, поработать с усложненным сюжетом, поиграть с несколькими драматургическими жанрами на поле одного текста. И, опять же, по Шекспиру, ориентироваться не на привычную небольшую площадку зрителей, а на переполненную народом площадь.

Курочкин взял за камертон «Тита Андроника», не самую известную шекспировскую трагедию, окружил собственным фантастическими озарениями, приправил абсурдным юмором в духе «Монти Пайтона». В результате получилась антиутопия.

Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011

Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011.
Фото: Дарья Фомина
 
Время действия — далекое Будущее. На дворе — апокалипсис, к которому все привыкли. Люди заняты межгалактическими Войнами, закамуфлированными под борьбу за Мир (ради так называемых гуманистических «идеалов ненасилия» вырезают целые поселения и планеты «несогласных»). Самая оптимальная профессия в этом мире — убийца. Власть сосредоточена в руках Локального Бюро, члены которого с неутомимым абсурдом ищут скрытых врагов человечества. Локальное Бюро считает: ради сохранения мира во всем Мире всех, кто «умнее зажигалки», следует уничтожить.

Главный герой пьесы — Капитан Локального Бюро, обычным занятием которого до поры до времени как раз и было уничтожение всего, что «умнее зажигалки». Таких капитанов в Бюро пруд пруди, и героя никто бы ввек не заметил, не соверши он невозможное: в состоянии полуанабиозного сна Капитану удается выругаться в адрес стюардессы, которая забыла в его летной капсуле сэндвич с курицей. За время перелета бутерброд стал издавать дурной запах. Капитан не выдержал и, преодолев сон, выдавил из себя: «Сука». После этого жизнь Капитана круто меняется. В Локальном Бюро уверены: этот парень не так туп, как кажется, он — человек железной воли. И должен знать, как спасти мир. А если пока не знает — Бюро поможет, направит, подготовит. Так Капитана лишают работы убийцы и отправляют на «гуманитарную» переработку: заставляют читать книги (герой «полуграмотен»), но главное — ходить в театр. Ведь театр, как прознали администраторы Бюро, в древние времена был не местом развлечения, а трибуной: открывал людям истину о самих себе, помогал выжить. Значит, именно в театре можно найти ответ на вопрос: кто же они, враги человечества? Вот только бы понять, поучает Капитана Администратор-Убийца, что же хотят сказать «своими ебаными пьесами эти ебаные современные авторы!».

Капитана ждет серьезное испытание — проверка современной пьесой. Ею оказывается «Титий Безупречный», которую Бюро преподносит подопытному под видом драмы Шекспира. Здесь Курочкин отсылает нас к неиссякающим до сих пор баталиям по поводу современной драматургии (в Локальном Бюро современную пьесу тоже никто не понимает) и одновременно иронизирует над собственной попыткой написать под «мастера Шекспира».

Как только Капитан собирается сказать открывшуюся ему истину, пьеса Курочкина обрывается.

Борис ПавловичБорис Павлович, режиссер «Тития Безупречного»:
— В общем ряду современных пьес «Титий Безупречный» стоит особняком. Здесь другие герои, другой язык. Этот текст автономен, он сделан как бы помимо и сверх «новой драмы». И, конечно, эта пьеса для большой сцены. В ней заложена большая театральная постановка. Но подобная настройка на большую сцену блокирует пьесу в России. Ведь большая сцена в нашей стране гласно и негласно существует для драматургов-классиков. Конечно, случаются исключения из правил, но все-таки: Большая сцена — это Островский, Чехов, Шекспир. А Малая сцена — для экспериментов. «Титий Безупречный» выламывается из контекста новой драмы, малой сцены ему маловато, с другой стороны, для большинства, эта пьеса — новая драматургия. Значит, это опасно показывать на большой сцене.

Для ТЮЗа постановка «Тития Безупречного» — необычный эксперимент. Ни я сам, ни артисты с подобным материалом еще не работали. Это настоящая пьеса-инопланетянин. Которой, с одной стороны, опасаешься — инопланетянин все-таки, как бы чего не вышло, с другой — присутствие собственного, личного инопланетянина нас всех очень греет. И мы понимаем уникальность ситуации: больше ни в одном театре такого инопланетянина нет.

Эта пьеса — крик драматурга Курочкина о том, что сегодня театр перестает быть органической потребностью человека. Театр больше не дает ответов, люди ходят туда по инерции, а не за тем, чтобы что-то про себя понять. Именно чувственно понять: то есть сначала пережить, напитаться эмоционально, понять сердцем, а после — разумом. Курочкин эту неспособность понимать связывает, как мне кажется, с тем Армагеддоном, что творится вокруг. Вроде: вот вы не ходите в театр, не хотите ничего про себя и мир понимать, поэтому у вас все так плохо.
 
Василий БархатовВасилий Бархатов, режиссер, член Общественной палаты РФ:
— Пьеса мне страшно нравится. Я делал по ней читку, но дальше не пошел, потому что я не знаю, как ее ставить. Много можно было бы всего придумать про эту пьесу, много наговорить. Но мне кажется, что большинство режиссеров не ставят ее по той же самой причине, что и я. Не потому, что она плохая, а потому, что слишком хорошая. Я вот не знаю, как это ставить. Даже близко.
 
Павел РудневПавел Руднев, критик, арт-директор Центра Мейерхольда:
— Пьеса Максима Курочкина — для умного зрителя. Она — отпор тем, кто считает, что современная пьеса поверхностна и одномерна. Изысканная, неочевидная фантастика сочетается с глубокими культурными кодами и литературной игрой. И все это не мешает разговору о свойствах современного человека: о гипертрофированной зависимости от техники, о желании иметь уже не пятнадцать минут славы, а пятнадцать минут анонимости, о маниакальной потребности человека избавиться от рамок общества. Максим Курочкин показывает мир ближайшего будущего, где культура перестала выполнять привычные функции, а стала всего лишь набором технических знаний: от комикса о Ватном шарике и Микроиисусе-ныряльщике главный герой должен дорасти до Шекспира и Чехова. И никак иначе, как став ими, став частью культуры, частью театра. Курочкин пишет фантазию о будущем, о том, что культура, от которой общество рано или поздно откажется как от ненужной, неудобной формы общения, все равно «восстановиться», саморазовьется. И только в тот момент, когда в сознании человека закрадется сомнение или парадокс. Культура заново возвращается в дегуманизированный мир, когда Капитан произносит нечто общечеловеческое: «Я боюсь самого себя».
 
Владимир МирзоевВладимир Мирзоев, режиссер:
— Лучшие тексты Максима Курочкина, начиная со «Стальовой воли», всегда тяготели к «космической опере». Мое знакомство с этим жанром, пожалуй, исчерпывается «Дюной» (футуристический фильм Дэвида Линча), но мне известно, что он весьма популярен в Америке — особенно среди любителей комикса.

Конечно, из «Тития» сочится ирония, но подана она с таким пафосом, будто драматург соревнуется одновременно с Шекспиром и с Козьмой Прутковым. Честно говоря, я бы не рискнул ставить эту пьесу на сцене драматического театра, но сразу после прочтения у меня возник альтернативный план. Я предложил Максиму сделать из этой истории оперу. Не «космическую оперу», а настоящую — с академическим вокалом, с полным составом оркестра, грандиозной сценографией. Курочкину эта идея понравилась, и я пустился на поиски композитора. Пока ищу.
 
Светлана Щагина

Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011
Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011
Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011
Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011
Репетиция спектакля «Титий Безупречный». Санкт-Петербург, ТЮЗ. 2011

Фото: Дарья Фомина

Источник: Соль (г. Пермь)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.