Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.04.2011
Гастроли театра-студии «Пушкинская школа» Владимира Рецептера в Москве
Зайдите на сайт петербургского Пушкинского центра Владимира Рецептера pushkincenter.ru. В разделе «труппа театра» — аристократические молодые лица.

слева направо: Гамлет (Денис Волков) и Горацио (Иван Французов)
Слева направо: Гамлет (Денис Волков) и Горацио (Иван Французов)
Актеры театра-студии «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении с Пушкиным, Шекспиром, Гоголем под рукой Рецептера, актера БДТ времен Товстоногова. Их «Гамлет», показанный на московских гастролях сначала на сцене «Театра Фоменко», потом на сцене «Школы драматического искусства», — кажется, мой лучший «Гамлет» в жизни. Это кажется невероятным, но это так. В простых и эффектных черных костюмах, в одной декорации — большая птичья клетка — трагедия принца Гамлета разыграна по незыблемым законам чести.

Чтобы шекспировский текст в переводе Пастернака зазвучал чисто и точно, нужны хорошо настроенные инструменты-актеры. В них есть все что нужно и всего в меру: глубокого внимания к тексту, пафоса, обаятельного ученичества и актерского мастерства. Они играют «Гамлета» так свежо, как будто этого не делал никто до них, и в то же время учитывая опыт усталости текста, сценических традиций, и легко отметают его. Они ясно играют трагедию разрушения юношеских идеалов. Понимание того, что идеалы стоят того, чтоб идти до конца. «Как, и рапира с ядом?» — тоненько, в противовес своим же грозным ламентациям, вскрикивает Гамлет на дуэли с Лаэртом: он верил в честную игру до самого конца.

В московском варианте такой типаж актеров-интеллектуалов, как Денис Волков (Гамлет), Иван Мозжевилов (Лаэрт), Иван Французов (Горацио) можно увидеть в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача и в театре «А.Р.Т.О.» Под сенью Петербурга, под крылом Рецептера молодые актеры-интеллектуалы, актеры-аристократы цветут, им вольно и не страшно жить. «Какой хороший спектакль! Какая удачная постановка!» — шелестел зал на «Гамлете» в театре Фоменко. Редкая для Москвы картина, где театральный разъезд обычно проходит молчком, в суете гардероба.

Творческий вечер Леонида Мозгового в честь его 70-летия, актера многих фильмов Александра Сокурова, а теперь студента («каждый пять лет надо снова куда-то поступать и переучиваться!» и актера театра-студии «Пушкинская школа», состоялся тоже в рамках гастролей: «Леонид Палыч, молодой и перспективный актер, рискует поступать к нам!» — аттестовал давнего друга Рецептер на сцене «Глобус» театра на Сретенке. Тут есть перекличка: первый в России и мире театр Пушкина создан по образцу мемориального шекспировского театра в британском Стратфорде-на-Эйвоне, а имя Шекспира связывают с лондонским театром «Глобус».

Преданности и любви к русской литературе, театру, своему искусству молодые актеры Рецептера учатся и у Мозгового, который выходит — и светится. Прежде чем сказать, он сознает. И глядя на него, понимаешь, зачем театр. Как театр может изменить тебя кардинально, сделать другим.

Ничего не утаил Леонид Павлович от публики о своей жизни: учеба у великого педагога Бориса Зона, работа за прописку в театре музыкальной комедии, хотя звавший в театр Комедии Николай Акимов в ужасе кричал: «Это же интеллектуальная смерть!» После поездки в Забайкалье и Монголию — переход на работу в литературную эстраду: «Не только потому, что получал больше, чем коллеги в драматических театров, но потому, что тогда еще профессия чтеца была нужна». С чтецкими программами объехал всю страну от Сахалина до Бреста, нигде не жалея искр таланта.

Москвичам Мозговой читал отрывки из программы «Я жил, чтоб мыслить и страдать». С разящей иронией — некрасовского «Нравственного человека»: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла…» Цитировал Блока: «Театр — это нежное чудовище. Берет всего человека, если он призван, грубо выкидывает, если не призван, оно в своих нежных лапах и баюкает, и треплет человека. И нужно иметь воистину призвание, воистину любовь к театру, чтоб не устать от его нежной грубости». Читал его студенческое стихотворение, написанное за полвека до смерти Сталина, 3 марта 1903 года:
 
Все ли спокойно в народе?
Нет, император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит
Все ли готовы подняться?

Нет каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться.
Бродят и песни поют.

Кто-то поставлен у власти?

Власти не хочет народ.
Дремлют гражданские страсти.
Слышно, что кто-то идет.
 
Актер может вместе со всеми выходит на площадь. Но если у него есть гражданская позиция, он обнародует ее через стихи: Некрасова, Блока, Окуджавы, Галича, — как Леонид Мозговой, «Адольф Ильич Чехов», сыгравший у Александра Сокурова Ленина, Гитлера, Чехова — не ввязываясь в медийные перепалки, но ясно выражаясь со сцены. И это всего седьмой класс «Пушкинской школы» Рецептера!
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.