Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
29.06.2011
Шекспир: облик по останкам и артефактам
Что бывает, когда один человек с «литературной» фамилией просит разрешения на эксгумацию тела гениального драматурга, чтобы установить, отчего же тот умер? Палеонтолог Фрэнсис Теккерей из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (ЮАР) вполне искренен в своем стремлении расставить все точки над i в деле о причинах смерти Уильяма Шекспира.

Шекспир: облик по останкам и артефактамВ 2016 г. мир собирается торжественно отметить 400-летие со дня смерти великого английского драматурга, а мы до сих пор теряемся в догадках относительно того, от чего она наступила. Чтобы узнать это, достаточно эксгумировать тело мистера Шекспира, упокоенное под алтарем приходской церкви Святой Троицы в его родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. В сущности, это пустяк: современные технологии позволяют вдоль и поперек исследовать скелет, вовсе не прибегая к транспортировке бренных останков в лабораторию.

Это весьма важный момент, поскольку покойный страсть как не любил, чтобы какой-нибудь новоявленный принц датский, разглядывая его череп, восклицал: «Бедный Вилли! Poor Willy!» Британский ученый Филип Швайзер отметил, что Уильям Шекспир неспроста живо описывал эксгумацию в «Гамлете», «Ромео и Джульетте» и «Ричарде III». Всего, по подсчетам специалиста, беспокойство из-за потревоженного праха можно обнаружить в 16 из 37 пьес драматурга. По мнению шекспироведа, Шекспир относился к тому типу людей, которые боятся осквернения своей могилы больше, чем самой смерти.

Читайте также: Офелия по жизни звалась Джейн

Стремясь воспрепятствовать святотатству, по указанию Шекспира над местом, где он погребен, была положена доска («простой дикий камень») с предупреждением, облеченным на староанглийском языке в стихотворную форму: «Добрый друг, во имя Иисуса, не извлекай праха, погребенного здесь. Да благословен будет тот, кто не тронет этих камней, и да будет проклят тот, кто потревожит мои кости».

По мнению части исследователей творчества великого англичанина, проклятие, выраженное в общепринятой литературной форме, адресовано кладбищенским сторожам, которые из-за дефицита свободных мест для захоронений в церкви периодически переносили прах в соседний с церковью склеп. Выкапывание останков для новых захоронений было незаконным, но широко распространенным в средневековой Англии делом.

В 1694 г. будущий пребендарий собора Святого Павла Уильям Холл в послании «дорогому Недди» (известному знатоку англосаксонской литературы Эдварду Твейтсу) писал: «В этой церкви есть место, которое называют помещением для костей, — в нем хранятся все вырытые кости, которых так много, что ими можно было бы нагрузить множество телег. Поэт, желавший, чтобы его кости остались нетронутыми, призвал проклятие на голову того, кто тронет их; и поскольку он обращался к причетникам и церковным сторожам, по большей части невежественным людям, создавая надпись, он опустился до их низкого умственного уровня, сбросив с себя одеяние того искусства, которое никто из его современников не носил более безупречно».

Высказывалось авторитетное предположение, что останки Шекспира захоронены в храме, а не на церковном кладбище не потому, что он был знаменитым лондонским поэтом и драматургом, а вследствие приобретения им части десятинных земель в Стратфорде, что автоматически превращало его в некое подобие мирского священнослужителя.

В одном источнике конца XVII века написано: «Его (Шекспира. — Ред.) положили на глубине метров пяти-шести, достаточно глубоко». Однако уже в середине XVIII столетия, по свидетельству очевидцев, могильная плита ушла в землю ниже уровня пола и так обветшала, что приходские попечители храма заменили ее.

Вовсе не к юбилею приуроченное событие касается всего-навсего пары-тройки необходимых вещей. Первым делом необходимо установить личность похороненного на основе сравнения анализа его ДНК с потомками Уильяма Шекспира. Далее, создать первую трехмерную реконструкцию облика поэта, не прибегая при этом к выкапыванию останков из могилы. И наконец, на основании полученных данных написать подлинную историю болезни Уильяма Шекспира.

К традиционным «белым пятнам» мирового шекспироведения (в частности, вопрос, был ли актер лондонского театра «Глобус» сам сочинителем своих пьес, или под его именем творили выдающиеся деятели эпохи Возрождения) прибавились и другие неразрешимые вопросы.

Лет десять тому назад при раскопках в саду драматурга были найдены 24 курительные трубки. Исследования ясно показали: во всех найденных экземплярах содержатся остатки марихуаны, или анаши. В эпоху, когда жил Шекспир, коноплю выращивали повсеместно и вполне легально. (До полной легализации легких наркотиков на Западе в нынешнем веке коноплю сеяли и убирали в СССР в прошлом столетии, правда, не для развлечения отдельного индивида, а для народного хозяйства в целом.)

Часть фанатов и исследователей творчества драматурга встали на рога, настаивая: не надо превращать Шекспира в рядового наркомана. У подобных защитников что-то неладное с головой. Они напрочь забыли о том, что многие кумиры публики и гениальные творцы, великие мистики и религиозные деятели использовали психотропные препараты и наркотические зелья: от Франсуа Вийона и Элвиса Пресли до Владимира Высоцкого, от Эдгара По и Шарля Бодлера до Олдоса Хаксли и Джона Леннона.

Любое сравнение неточно, и аналогиям нельзя придавать силу истины в последней инстанции. Пушкин, говоря, кажется, о Байроне, отмечал, что публика любит подмечать в великом человеке какие-то недостатки, однако даже если великий человек бывает низок и мелок, но не так, как низок и мелок обыватель.

Обвинять Шекспира в том, что он забивал косячок, когда легкий дурман не был запретным, равносильно обвинению его в том, что он использовал чужие сюжеты, когда не существовало авторского права. С легализацией Всемирной организацией здравоохранения легких наркотиков многие стали понимать: в этом случае нет никакой речи о допинге. Курение обычных сигарет или употребление крепкого кофе ведь не считают преступлением! Принято говорить о подпитке мозга творческого человека. Примеры этому можно найти в замечательной книге польского писателя Яна Парандовского «Алхимия слова».

Между прочим, «борцам за нравственность» стоит прислушаться к мнению Стэнли Уэллса, почетного президента организации Shakespeare Birthplace Trust, который полностью поддерживает предложение о вскрытии могилы и изучении всех аспектов, связанных с Шекспиром. «Я был бы счастлив, если бы они вскрыли могилу. Это положило бы конец бесплодным догадкам», — философски заметил шекспировед.

Игорь Буккер

Источник
: Правда.ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.