Новости
15.08.2011
«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа
На русском языке впервые издана автобиография легенды мирового кинематографа Орсона Уэллса. В этом году исполняется 70 лет со дня премьеры его фильма «Гражданин Кейн». В 1941 г. лента получила премию Оскар в номинации «Лучший сценарий».
«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа впервые опубликована на русском языке. Ровно через 70 лет после премьеры «Гражданина Кейна» — фильма, с которым Уэллс вошел в историю. Биографии американского режиссера стали появляться еще при его жизни, обрастая сплетнями и слухами. В 1983 г. он начал писать собственную книгу, но так и не успел ее напечатать. В конце 90-х разрозненные записи свел под одну обложку американский кинокритик Джонатан Розенбаум. Теперь книгу издали в России, где Орсона Уэллса успели подзабыть.
«С сожалением должен сказать, что нынешнему поколению, даже студентов ВГИКа, он известен в значительно меньшей степени, чем поколению советского времени, хотя фильмы его не демонстрировались в прокате», — рассказывает киновед Кирилл Разлогов.
Орсон Уэллс пишет в своей книге: «Не правда ли — странно, что вас так мало, а меня так много». Актер, режиссер, продюсер, сценарист, репортер, художник, писатель. Он играл на рояле и скрипке, знал наизусть всего Шекспира, учился у Гудини — «резал» пилой саму Марлен Дитрих. Мастерски имитировал голоса. В 19 лет основал собственный театр и сразу поставил «Макбета», где все роли отдал чернокожим актерам.
Через три года после скандала эксцентричный режиссер преподнес новый сюрприз — поставил на радио «Войну миров» Герберта Уэллса, перенеся действие в США 30-х.
«Те, кто пропустили первоначальное объявление о том, что это радиоинсценировка романа, всерьез поверили, что марсиане вторглись. Гениальность замысла состояла в том, что он точно имитировал радиорепортажи с места событий», — напоминает Кирилл Разлогов.
Молодой режиссер сразу стал знаменитостью. Его пригласили в Голливуд. Контракт — невиданный: Орсон Уэллс — режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. С правом последнего слова на монтаже. Первый его полнометражный фильм стал «лучшим фильмом всех времен» — по версии Американского института кинематографии. Восемь номинаций на Оскар и победа в категории «Лучший своеобразный сценарий».
Революционная по тем временам драматургия — «Гражданин Кейн» снят в жанре журналистского расследования. Новаторские технические приемы.
«Вот эта глубина резко изображаемого пространства возвращает зрителю свободу того, что он видит. То есть зритель сам вынужден выбирать между первым и задним планом, в то время как классический монтаж эйзенштейновского типа не давал ему такой возможности», — объясняет Кирилл Разлогов.
В фильме остросоциальный подтекст — коммерциализация СМИ. В образе вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна — король желтой прессы Уильям Хёрст, который потребовал уничтожить негативы. Получив отказ, натравил на Уэллса репортеров. В прокате «Гражданин Кейн» провалился со скандалом.
«Снимать ему не давали, и очень долго он не снимал. Он играл в кино проходные роли, небольшие, для того, чтобы заработать деньги на съемки фильмов. Это продолжалось год, съемки, еще год он играет — опять съемки», — говорит переводчик книги «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» Сергей Ильин.
Так появились «Отелло» и «Фальстаф», удостоенные гран-при Каннских фестивалей 1952 и 1966 гг. «Процесс» — экранизация романа Кафки, которая получила приз французского общества кинокритиков.
Уэллс продолжает писать сценарии, снимается, выступает по телевидению, ведет колонки в газетах. Много размышляет о своем призвании. И начинает писать автобиографию: далекие от формализма, непосредственные, живые беседы о кино. Интервьюер — давний друг — актер, сценарист, режиссер Питер Богданович, чья лента «Последний киносеанс» в 1972 г. получила Оскар и была признана национальным достоянием.
— Ты действительно считаешь Гриффита наилучшим во всей истории кино режиссером?
— «Наилучший» — не то слово. Во всем искусстве существует лишь несколько художников, которых можно назвать наилучшими, и это не вызовет никаких сомнений. Я могу вспомнить только двух — Моцарта и Шекспира… Еще Веласкес, на мой вкус. Но это уже можно оспорить.
— Что ты думаешь о Хичкоке? Ты как-то сказал, что он был первым режиссером, внушившим тебе желание снимать фильмы.
— Во многих его работах присутствует ледяная расчетливость, которая меня отталкивает. Он говорит, что не любит актеров, но временами мне начинает казаться, что он и людей-то любит не очень.
Уэллс рассказывает о переписке с Эйзенштейном. Высказывается о Феллини: «Это мальчик из провинции, который так и не добрался до Рима. И все еще мечтает о нем. Нам же следует быть очень благодарными ему за эти мечты». Дает характеристику Антониони.
«Он сказал: “Ну что такое Антониони? Женщина идет по аллее. Мы ее видим со спины в тумане, она идет и идет. И ты уже думаешь: ну она когда-нибудь куда-нибудь свернет? И тут она сворачивает! И мы еще 15 минут наблюдаем эту аллею. Это кино Антониони”», — рассказывает переводчик Сергей Ильин.
Книга «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» больше 10 лет ждала своих читателей. Выход этой книги в России — великодушный жест со стороны наследников мастера, которые передали права на издание безвозмездно. Только ради популяризации наследия Уэллса. Спустя 40 лет готовится предстать перед зрителями еще одна работа режиссера — «Другая сторона ветра». Из-за финансовых трудностей в 70-е лента так и не вышла в прокат. Закончить картину Уэллс поручил Питеру Богдановичу — соавтору по книге. После окончания реставрации фильм о режиссере, прообразом которого послужил Эрнест Хемингуэй, выйдет на экраны.
«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа впервые опубликована на русском языке. Ровно через 70 лет после премьеры «Гражданина Кейна» — фильма, с которым Уэллс вошел в историю. Биографии американского режиссера стали появляться еще при его жизни, обрастая сплетнями и слухами. В 1983 г. он начал писать собственную книгу, но так и не успел ее напечатать. В конце 90-х разрозненные записи свел под одну обложку американский кинокритик Джонатан Розенбаум. Теперь книгу издали в России, где Орсона Уэллса успели подзабыть.
«С сожалением должен сказать, что нынешнему поколению, даже студентов ВГИКа, он известен в значительно меньшей степени, чем поколению советского времени, хотя фильмы его не демонстрировались в прокате», — рассказывает киновед Кирилл Разлогов.
Орсон Уэллс пишет в своей книге: «Не правда ли — странно, что вас так мало, а меня так много». Актер, режиссер, продюсер, сценарист, репортер, художник, писатель. Он играл на рояле и скрипке, знал наизусть всего Шекспира, учился у Гудини — «резал» пилой саму Марлен Дитрих. Мастерски имитировал голоса. В 19 лет основал собственный театр и сразу поставил «Макбета», где все роли отдал чернокожим актерам.
Через три года после скандала эксцентричный режиссер преподнес новый сюрприз — поставил на радио «Войну миров» Герберта Уэллса, перенеся действие в США 30-х.
«Те, кто пропустили первоначальное объявление о том, что это радиоинсценировка романа, всерьез поверили, что марсиане вторглись. Гениальность замысла состояла в том, что он точно имитировал радиорепортажи с места событий», — напоминает Кирилл Разлогов.
Молодой режиссер сразу стал знаменитостью. Его пригласили в Голливуд. Контракт — невиданный: Орсон Уэллс — режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. С правом последнего слова на монтаже. Первый его полнометражный фильм стал «лучшим фильмом всех времен» — по версии Американского института кинематографии. Восемь номинаций на Оскар и победа в категории «Лучший своеобразный сценарий».
Революционная по тем временам драматургия — «Гражданин Кейн» снят в жанре журналистского расследования. Новаторские технические приемы.
«Вот эта глубина резко изображаемого пространства возвращает зрителю свободу того, что он видит. То есть зритель сам вынужден выбирать между первым и задним планом, в то время как классический монтаж эйзенштейновского типа не давал ему такой возможности», — объясняет Кирилл Разлогов.
В фильме остросоциальный подтекст — коммерциализация СМИ. В образе вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна — король желтой прессы Уильям Хёрст, который потребовал уничтожить негативы. Получив отказ, натравил на Уэллса репортеров. В прокате «Гражданин Кейн» провалился со скандалом.
«Снимать ему не давали, и очень долго он не снимал. Он играл в кино проходные роли, небольшие, для того, чтобы заработать деньги на съемки фильмов. Это продолжалось год, съемки, еще год он играет — опять съемки», — говорит переводчик книги «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» Сергей Ильин.
Так появились «Отелло» и «Фальстаф», удостоенные гран-при Каннских фестивалей 1952 и 1966 гг. «Процесс» — экранизация романа Кафки, которая получила приз французского общества кинокритиков.
Уэллс продолжает писать сценарии, снимается, выступает по телевидению, ведет колонки в газетах. Много размышляет о своем призвании. И начинает писать автобиографию: далекие от формализма, непосредственные, живые беседы о кино. Интервьюер — давний друг — актер, сценарист, режиссер Питер Богданович, чья лента «Последний киносеанс» в 1972 г. получила Оскар и была признана национальным достоянием.
— Ты действительно считаешь Гриффита наилучшим во всей истории кино режиссером?
— «Наилучший» — не то слово. Во всем искусстве существует лишь несколько художников, которых можно назвать наилучшими, и это не вызовет никаких сомнений. Я могу вспомнить только двух — Моцарта и Шекспира… Еще Веласкес, на мой вкус. Но это уже можно оспорить.
— Что ты думаешь о Хичкоке? Ты как-то сказал, что он был первым режиссером, внушившим тебе желание снимать фильмы.
— Во многих его работах присутствует ледяная расчетливость, которая меня отталкивает. Он говорит, что не любит актеров, но временами мне начинает казаться, что он и людей-то любит не очень.
Уэллс рассказывает о переписке с Эйзенштейном. Высказывается о Феллини: «Это мальчик из провинции, который так и не добрался до Рима. И все еще мечтает о нем. Нам же следует быть очень благодарными ему за эти мечты». Дает характеристику Антониони.
«Он сказал: “Ну что такое Антониони? Женщина идет по аллее. Мы ее видим со спины в тумане, она идет и идет. И ты уже думаешь: ну она когда-нибудь куда-нибудь свернет? И тут она сворачивает! И мы еще 15 минут наблюдаем эту аллею. Это кино Антониони”», — рассказывает переводчик Сергей Ильин.
Книга «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» больше 10 лет ждала своих читателей. Выход этой книги в России — великодушный жест со стороны наследников мастера, которые передали права на издание безвозмездно. Только ради популяризации наследия Уэллса. Спустя 40 лет готовится предстать перед зрителями еще одна работа режиссера — «Другая сторона ветра». Из-за финансовых трудностей в 70-е лента так и не вышла в прокат. Закончить картину Уэллс поручил Питеру Богдановичу — соавтору по книге. После окончания реставрации фильм о режиссере, прообразом которого послужил Эрнест Хемингуэй, выйдет на экраны.