Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
15.08.2011
«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа
На русском языке впервые издана автобиография легенды мирового кинематографа Орсона Уэллса. В этом году исполняется 70 лет со дня премьеры его фильма «Гражданин Кейн». В 1941 г. лента получила премию Оскар в номинации «Лучший сценарий».

«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографа впервые опубликована на русском языке. Ровно через 70 лет после премьеры «Гражданина Кейна» — фильма, с которым Уэллс вошел в историю. Биографии американского режиссера стали появляться еще при его жизни, обрастая сплетнями и слухами. В 1983 г. он начал писать собственную книгу, но так и не успел ее напечатать. В конце 90-х разрозненные записи свел под одну обложку американский кинокритик Джонатан Розенбаум. Теперь книгу издали в России, где Орсона Уэллса успели подзабыть.

«С сожалением должен сказать, что нынешнему поколению, даже студентов ВГИКа, он известен в значительно меньшей степени, чем поколению советского времени, хотя фильмы его не демонстрировались в прокате», — рассказывает киновед Кирилл Разлогов.

Орсон Уэллс пишет в своей книге: «Не правда ли — странно, что вас так мало, а меня так много». Актер, режиссер, продюсер, сценарист, репортер, художник, писатель. Он играл на рояле и скрипке, знал наизусть всего Шекспира, учился у Гудини — «резал» пилой саму Марлен Дитрих. Мастерски имитировал голоса. В 19 лет основал собственный театр и сразу поставил «Макбета», где все роли отдал чернокожим актерам.

Через три года после скандала эксцентричный режиссер преподнес новый сюрприз — поставил на радио «Войну миров» Герберта Уэллса, перенеся действие в США 30-х.

«Те, кто пропустили первоначальное объявление о том, что это радиоинсценировка романа, всерьез поверили, что марсиане вторглись. Гениальность замысла состояла в том, что он точно имитировал радиорепортажи с места событий», — напоминает Кирилл Разлогов.

«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографаМолодой режиссер сразу стал знаменитостью. Его пригласили в Голливуд. Контракт — невиданный: Орсон Уэллс — режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. С правом последнего слова на монтаже. Первый его полнометражный фильм стал «лучшим фильмом всех времен» — по версии Американского института кинематографии. Восемь номинаций на Оскар и победа в категории «Лучший своеобразный сценарий».

Революционная по тем временам драматургия — «Гражданин Кейн» снят в жанре журналистского расследования. Новаторские технические приемы.

«Вот эта глубина резко изображаемого пространства возвращает зрителю свободу того, что он видит. То есть зритель сам вынужден выбирать между первым и задним планом, в то время как классический монтаж эйзенштейновского типа не давал ему такой возможности», — объясняет Кирилл Разлогов.

В фильме остросоциальный подтекст — коммерциализация СМИ. В образе вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна — король желтой прессы Уильям Хёрст, который потребовал уничтожить негативы. Получив отказ, натравил на Уэллса репортеров. В прокате «Гражданин Кейн» провалился со скандалом.

«Снимать ему не давали, и очень долго он не снимал. Он играл в кино проходные роли, небольшие, для того, чтобы заработать деньги на съемки фильмов. Это продолжалось год, съемки, еще год он играет — опять съемки», — говорит переводчик книги «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» Сергей Ильин.

«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографаТак появились «Отелло» и «Фальстаф», удостоенные гран-при Каннских фестивалей 1952 и 1966 гг. «Процесс» — экранизация романа Кафки, которая получила приз французского общества кинокритиков.

Уэллс продолжает писать сценарии, снимается, выступает по телевидению, ведет колонки в газетах. Много размышляет о своем призвании. И начинает писать автобиографию: далекие от формализма, непосредственные, живые беседы о кино. Интервьюер — давний друг — актер, сценарист, режиссер Питер Богданович, чья лента «Последний киносеанс» в 1972 г. получила Оскар и была признана национальным достоянием.

— Ты действительно считаешь Гриффита наилучшим во всей истории кино режиссером?

— «Наилучший» — не то слово. Во всем искусстве существует лишь несколько художников, которых можно назвать наилучшими, и это не вызовет никаких сомнений. Я могу вспомнить только двух — Моцарта и Шекспира… Еще Веласкес, на мой вкус. Но это уже можно оспорить.

Что ты думаешь о Хичкоке? Ты как-то сказал, что он был первым режиссером, внушившим тебе желание снимать фильмы.
Во многих его работах присутствует ледяная расчетливость, которая меня отталкивает. Он говорит, что не любит актеров, но временами мне начинает казаться, что он и людей-то любит не очень.
«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Книга о легенде мирового кинематографаУэллс рассказывает о переписке с Эйзенштейном. Высказывается о Феллини: «Это мальчик из провинции, который так и не добрался до Рима. И все еще мечтает о нем. Нам же следует быть очень благодарными ему за эти мечты». Дает характеристику Антониони.

«Он сказал: “Ну что такое Антониони? Женщина идет по аллее. Мы ее видим со спины в тумане, она идет и идет. И ты уже думаешь: ну она когда-нибудь куда-нибудь свернет? И тут она сворачивает! И мы еще 15 минут наблюдаем эту аллею. Это кино Антониони”», — рассказывает переводчик Сергей Ильин.

Книга «Знакомьтесь — Орсон Уэллс» больше 10 лет ждала своих читателей. Выход этой книги в России — великодушный жест со стороны наследников мастера, которые передали права на издание безвозмездно. Только ради популяризации наследия Уэллса. Спустя 40 лет готовится предстать перед зрителями еще одна работа режиссера — «Другая сторона ветра». Из-за финансовых трудностей в 70-е лента так и не вышла в прокат. Закончить картину Уэллс поручил Питеру Богдановичу — соавтору по книге. После окончания реставрации фильм о режиссере, прообразом которого послужил Эрнест Хемингуэй, выйдет на экраны.



Дарья Ганиева

Источник
: Вести.Ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.