Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
12.06.2012
Раскопки шекспировского театра «Куртина»

Группа специалистов из Музея археологии Лондона (Museum of London Archaeology) обнаружила фундамент и часть строений второго по древности лондонского публичного театра — «Куртина» (The Curtain).

Второй по древности лондонский публичный театр — «Куртина» (The Curtain)


В первую неделю работы археологи нашли остатки внутренней стены театра, мощеного стоячего партера (т. н. «яма» — pit), а также небольшой фрагмент наружных деревянных стен, осколки глиняной трубки и еще несколько мелочей. Хорошую сохранность деталей руководитель группы Крис Томас (Chris Thomas) объясняет тем, что на месте партера в последующие столетия был сад, а затем внутренний двор пивной. Отсутствие постоянных строений дает шанс на дальнейшие находки.

Театр «Куртина» обнаружен, как и предполагалось, рядом с перекрестком Curtain Road и Hewett Street в Шордиче (Shoreditch). В шекспировские времена это был северный пригород лондонского Сити. Театр располагался в ста метрах от городской стены Лондона, на территории бывшего пастбища августинского монастыря св. Иоанна Предтечи, известного обычно как Holywell Priory. Недалеко от него, также на бывшем пастбище, стоял «Театр» (The Theatre), открывшийся за год до «Куртины» — в 1576 г. (та же группа археологов обнаружила его фундамент в 2008 г.). Распространенный перевод "curtain" как «занавес» в данном контексте ошибочен, поскольку с театральной практикой название не связано — «Куртиной» называлась часть городской стены Лондона между двумя укреплениями, а также прилегавшие к ней бывшие монастырские земли, на которых был построен театр.

Кем «Куртина» была построена, неизвестно. После закрытия монастыря в 1539 г. его земли были отданы короной во фригольдное владение с возможностью субаренды. В 1585 г. (а возможно, с 1581 или ранее) владельцем театра был Генри Ланман или Лейнман (Lanman, Laneman), королевский гвардеец (Yeoman of the Guard). В сентябре этого года он заключил с двумя владельцами «Театра», одним из которых был антрепренер Джеймс Бербедж, соглашение о разделе прибылей. Вероятно, причиной было то, что театры находились слишком близко друг от друга. «Куртина» использовалась как вспомогательная сцена для труппы Лорда-Камергера вплоть до 1597–1598 гг.

В июле 1597 г. длительная борьба театральных менеджеров с лондонским Сити перешла на новый уровень: «дело театров» рассматривал Тайный Совет и издал приказ о немедленном закрытии и сносе «Театра», «Куртины» и всех театров на расстоянии трех миль от Сити. Приказ выполнен не был, однако у Бербеджа еще в марте 1597 г. истек срок аренды земли, и поэтому осенью 1597 г. шекспировская труппа перебралась в «Куртину», которая оставалась их основной сценой до постройки «Глобуса» в 1599 г.

По мнению Джеймса Шапиро и ряда других исследователей, в «Куртине» прошли премьеры «Каждого в своем нраве» Бена Джонсона и шекспировского «Генриха V». Если это так, то знаменитое «деревянное О» (“wooden O”) из Пролога к «Генриху V» — это «Куртина», а не «Глобус». (В переводе Е. Бируковой: Вместит ли круг из дерева те шлемы, // Что наводили страх под Азинкуром?)

Когда Слуги Лорда-Камергера перебрались в «Глобус», построенный из материалов разобранного «Театра», но значительно больший по размеру и более безопасно расположенный в Саутворке, некоторые актеры труппы сохраняли паи в «Куртине», даже после того, как в 1603 г. в «Куртине» начали свои постановки Слуги Королевы Анны (Queen Anne’s Men, объединенные из трупп графов Оксфорда и Вустера). В акте от 1 июля 1611 г. о передаче арендных прав на участок бывшего пастбища с театром Эдуарду Моррису театр называется «деревянным, крытым соломой, в плохом состоянии» (“built of timber and thatched, now in decay”). С каждым годом деревянный театр все сильнее ветшал и терял популярность. В нем чаще играли мелкие и малоизвестные труппы, в том числе провинциальные, а также проводились бои фехтовальщиков. Хотя последнее известное упоминание о представлении в «Куртине» датировано 1625 г., здание еще стояло в 1698 г.

Ирония истории в том, что «Куртина» — самый непретенциозный из крупных лондонских театров, в котором и в лучшие его годы пьесы ставили наряду с акробатическими представлениями и медвежьей травлей, пережил всех своих конкурентов и оказался самым долгоживущим театром елизаветинского Лондона.

Высказаться по поводу находки поспешили десятки актеров, режиссеров, историков и шекспироведов. Я приведу здесь только одно мнение. Художественный руководитель возрожденного «Глобуса» Доминик Дромгул (Dominic Dromgoole) рад тому, что через «жалкие кучи» викторианского Лондона наконец проступает «дикий, анархический и радостный» Лондон прошлого. (“I love the fact that we are excavating London, and slowly clearing away the miserable piles of Victoriana and Empire, and revealing the wild, anarchic and joyous London which is lurking beneath. It reminds me of the Zocalo in Mexico City, where all the Spanish palaces are slowly sinking into the earth, and the old Mayan temples are being squeezed back up”.)

Краткую историю «Куртины» и подборку документов, включая отрывки из воспоминаний современников и деловые документы, см. в: Herbert Berry, English Professional Theatre, 1530–1660 (Google Books). Более краткая версия — в словаре Хью МакРэ Ричмонда (Hugh MacRae Richmond, Shakespeare's Theatre: A Dictionary of His Stage Context). К сожалению, второй том монументального труда Эдмунда Чамберса (E. K. Chambers, The Elizabethan Stage) пока не оцифрован. См. также параграф о Hewett Street в «Обозрении Лондона» (“The Survey of London”) 1922 г. на сайте British History Online.

См. также
:



В. С. Макаров

Фото: Wikimedia

Источник: БД «Современники Шекспира»

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2017
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2017 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.