Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
31.01.2015
В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Ричард III» по пьесе Шекспира

БАКУ, 31 янв — 1NEWS.AZ

Народная артистка Азербайджана, профессор Джаннет Селимова поставила в ТЮЗе спектакль «Ричард III» по «Историческим хроникам» великого драматурга.


Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького. «Ричард III» У. Шекспира. Режиссер-постановщик Джаннет Селимова «Ричард III» — пожалуй, самое большое и не часто появляющееся на сценических площадках произведение Шекспира, позволяющее в который раз увидеть, каким глубоким и убедительным может быть исследование гениальным автором главных человеческих пороков. А мне — сделать спектакль, который называю еще и «Историей тирании от Нерона до Саддама», — сказала Джаннет ханым при нашей беседе, сразу же подтвердив и мое предположение о том, что необходимость новой по форме постановки возникает тогда, когда ее автор кладет в основу собственную, достойную внимания современников идею. Когда благодаря неординарным находкам и выводам режиссера пьеса трансформируется в произведение высокого нравственного звучания, что возможно при условии, если в поле зрения режиссера есть актер, вера в мастерство которого абсолютна.

Счастливая возможность поговорить с Джаннет ханым о новом ее замысле задолго до премьеры позволила мне прийти в зал вооруженной несколько больше, чем остальные зрители. И потому я особенно ревностно следила за тем, как будет выражена никем прежде не тиражировавшаяся актуальнейшая идея с помощью мизансцен и реплик, постановочных решений и приемов, музыкального сопровождения и элементов оформления.

Ощутят ли зрители воссозданную актерами и всеми этими средствами вкупе с авторским текстом в переводе на азербайджанский атмосферу преступной вседозволенности и силу человеческой подлости. И как сумеют участники этой авторской постановки достичь силы, позволившей сделать Ричарда типичным тираном, подобно тому, как на века стали олицетворением коварства, властолюбия, жертвенной любви, зависти, вражды, подлости, лести Гамлет, Яго, Отелло, Макбет, члены семейств Капулетти и Монтекки… Те, что по- разному интерпретируемые режиссерами, становятся в высокой степени обобщенными Шекспиром хрестоматийными и бессмертными классическими образами.

Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького. «Ричард III» У. Шекспира. Режиссер-постановщик Джаннет Селимова Сам факт постановки спектакля «Ричард III» в ТЮЗе Джаннет Селимовой, эмоционально и крайне ответственно постигающей пространство шекспировского гения, позволяет с полным правом назвать это событие сенсационным. И не только потому, что каждое прикосновение к произведениям этого гениального автора — свидетельство утонченного вкуса и профессионального совершенства. В данном случае речь также о большом общественно-политическом и патриотическом звучании идеи, вокруг которой разворачивается действие и сама устремленность этой в самом деле новаторской театральной работы, тесно увязываемой с темой тирании.

По содержанию, идее спектакля предшествует давняя история о том, что в какой-то день в тяжелейших родах появился на свет бесформенный комок, от которого в ужасе отшатнулась собственная мать. Младенец был горбат, кривобок, с ногами разной длины. Зато с зубами и длинными волосами. Он рос с клеймом урода, терпя унижения и насмешки.

Сын английского короля Плантагенета, при старших братьях фактически лишенный надежд на престол и обреченный на роль знатного шута, он, как оказалось, был наделен могучей волей, честолюбием, талантом политика и змеиным коварством. Поскольку ему довелось жить в эпоху кровавых войн, междоусобных распрей, когда между Йорками и Ланкастерами шла беспощадная борьба за трон, в стихии вероломства, предательства и изощренной жестокости, Ричард быстро овладел всеми тонкостями придворных интриг и всю мощь своей натуры обращает на неуклонное продвижение к единоличной власти.

Убивая тех, кто мог помешать исполнению его честолюбивых замыслов, устранял стоявших на его пути, в том числе и детей, которыми был густо населен Двор, в конце концов, он достиг своей цели. С помощью интриг и многочисленных заговоров, расправ с неугодными Ричард творил свое изощренное зло. К примеру, прикончил наследника престола принца Эдуарда, а затем в Тауэре лично заколол пленного короля Генриха VI, не подозревавшего, какие дьявольские замыслы зреют в душе его родного брата.

Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького. «Ричард III» У. Шекспира. Режиссер-постановщик Джаннет Селимова Вот обо всем этом пьеса «Ричард III», которая входит в цикл исторических хроник Шекспира, заметно отличающаяся от других его многоплановых произведений со множеством действующих лиц. Это спектакль одного главного героя, вернее, антигероя. Ричард виртуозно лицемерит, гипнотизируя окружающих, которые не хотят узнать в нем своего палача. Все злодеяния Ричард совершает с явным наслаждением. Это утонченный злодей, цитирующий классиков и привносящий в свое «творчество» великий цинизм, сладкие улыбки и горячее объятия.

Правда, есть свидетельства того, что в драме Шекспира сгущены краски: не такой уж он и урод и не так жесток, но на то Шекспир и драматург, слава которого не угасает. Он по-своему осмысливает материал, и мы с благоговением относимся к его шедеврам. Шекспир явно ставил задачу, смешав с грязью короля Ричарда, сделать шаг к торжеству истинных ценностей. Ричардом можно было пожертвовать, чтобы обнажить общественные язвы, показав сущность тиранов, причем сделать это при полном попустительстве правящего монарха, который только порадуется обличению своего врага.

Великий драматург не был историком. Его нисколько не интересовало истинное лицо Ричарда. Ему было интересно другое — истинное лицо власти, ее воздействие на душу человека. В его пьесе Ричард из способного, но довольно посредственного правителя превратился в настоящего гения — но только гения зла. Он без труда манипулирует окружающими его ничтожными людишками, по очереди убирая их со своего пути, тем самым отвергая моральные нормы.

Но в мире Шекспира за преступлением неизбежно следует наказание. Против Ричарда выступает сама Судьба в образе духов убитых им людей, которых он видит во сне накануне гибели. Приняв близко к сердцу такой многоплановый, яркий, умный, встреченный горячими аплодисментами спектакль, следует подчеркнуть, что он вошел в творческую биографию нашего выдающегося режиссера Джаннет Селимовой как произведение высокого гражданского звучания и подвел ее к возможности сказать об истоках и живучести такого вселенского зла, как тирания.

Тем и сильны персонажи премьерного показа, что в таком по-театральному ярком проекте выдающимся режиссером и актерами пронзительно и выпукло усилена большая идея. Джаннет ханым явно выбрала для постановки эту пьесу по двум причинам: чтобы во весь голос осудить распоясавшуюся в последние годы тиранию, принявшую формат геноцида на многих континентах. И еще потому, что в поле зрения у руководителя сложнейшего театрального проекта есть такой актер, как Шовги Гусейнов, сродни титанам театра и кинематографа, которым на протяжении истории этой пьесы удалось не просто реализовать себя, но воссоздать вошедшую в историю личность, в образе которой сконцентрировано столько ответов на многочисленные вопросы о происхождении и мотивации зла.

Известно, что многие постановщики объясняют злодеяния Ричарда его потребностью мстить за свое уродство. Джаннет Селимова с этим не согласна. И не только потому, что исторические материалы не подтверждают столь крайней степени его физических недостатков. По тексту, королем Ричард пробыл недолго — довольно скоро он погибает в схватке, кстати, положившей конец Тридцатилетней войне. Той, что вошла в историю как война Алой и Белой розы, — борьба за трон двух ветвей потомков Плантагенета — Ланкастеров и Йорков, в гербах которых были белая (у Ричарда Йорка) и алая (у короля Генриха VI) роза.

Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького. «Ричард III» У. Шекспира. Режиссер-постановщик Джаннет Селимова Самобытность режиссерской трактовки Джанетт Селимовой во многом. К примеру, скажем, в том, что главное из уст участников представления звучит тогда, когда кажется, будто судьба Ричарда решена и так как прозвучали финальные слова, спектакль окончен.

Одержавший победу Ричмонд провозглашен очередным королем, и почему-то подразумевается, что настал черед перемен к лучшему, как часто бывает, а зло побеждено. Но разве? Тогда почему столь подобострастны подданные, почему по известной привычке стремятся угодить вновь провозглашенному монарху окружающие? Да и он, Ричмонд, разве не принимает как должное их угодливые реплики, приветствия, комплименты? И готовность прислуживать по новой, рассчитывая на благоволение и покровительство, а там — глядишь — и на возможность отступать от правил добропорядочности, нарушать закон и даже оправдывать безнравственные действия короля, с легкостью став его приспешниками, вместе с кликой чинить расправы. Может, и с самим Ричмондом?

У азербайджанского режиссера, автора постановки «Ричарда III», свои творческие возможности блеснуть в данном спектакле собственным видением смысла этой драмы. Она мастерски прорабатывает ее зрительный ряд, начиная от яркого, балаганного пролога, где под музыку и в ярких костюмах происходит представление многочисленных участников густонаселенного спектакля, чтобы в облегченной на первый взгляд под сегодняшние мерки театральной форме высказать вековую боль поколений. Неординарность замысла у Джаннет ханым так неожиданно изобретательно обнаруживается, только в последних сценах.

События, последовавшие после окончания войны и гибели Ричарда и приводит Джаннет ханым к главному теперь уже ее сценического произведения вывод: к ставшему новым королем Ричмонду льнут подобострастные поклонники, готовые ради его благоволения на лесть и унижения, способствуя его возвеличению и воспитанию нового тирана.

Шовги Гусейнов в роли Ричарда III. Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького. «Ричард III» У. Шекспира. Режиссер-постановщик Джаннет Селимова И показывает она эти трагедии с большим мастерством и огромным вкусом, разоблачая, как актуальна борьба с тиранией. Да-да, подчеркивает таким образом Джанет Селимова: «Мой вывод о том, что окружающие сами создают тиранов, понукающих ими». И показывает на сцене своего Ричарда то Сталиным, то Берией, то Саддамом, а то и Гитлером, сторонники которого все чаще ныне поднимают голову…

Куда как остро современно!

Напоследок прошу Джаннет ханым:

— Назовите, пожалуйста, имена актеров, исполняющих в новом спектакле главные роли…

— С удовольствием. В который раз повторю, что Шовги Гусейнову подвластны все жанры и характеры. Он умен, пластичен, изыскан и глубоко вдумчив. Он рожден для сцены, самоотвержен, искренен и необыкновенно обаятелен даже в ролях и отрицательных персонажей. Он самородок и трудоголик.

Ставшая блистательной актрисой и здесь великолепна заслуженная артистка Гюляр Набиева. При том что у нее сложнейшая психологическая, требующая искренней пластики роль, она необыкновенно органична и красива. Мне всегда интересно работать с Нофелем Велиевым, в последнее время активно занимающимся режиссурой. На сей раз порадовали Мехрибан Абдуллаева, Нурида Алиева, Агахан Салманлы … Впрочем, все играют увлеченно и искренне, обеспечивая спектаклю праздничную и глубоко творческую обстановку.

— Спасибо, Джаннет ханым, и долгой сценической жизни вашему новому и такому интересному спектаклю.


Галина Микеладзе

Источник: The First News [архивировано в: WebCite | Archive.Today]

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.