Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
10.02.2015
Шекспир глазами шевченковцев

31 января 2015 года в Черниговском областном академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Т. Г. Шевченко состоялась премьера спектакля «Комедия ошибок» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Постановка, художественное и музыкальное оформление заслуженного артиста Украины Андрея Бакирова. В постановочную группу также входят ассистент режиссера по пластике Наталья Пунтус, художник по свету Вячеслав Василенко, звукорежиссеры Анатолий Дубровин и Дмитрий Джевага.

Премьера спектакля «Комедия ошибок» в Черниговском областном академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Т. Г. ШевченкоОбращаюсь к режиссеру-постановщику с просьбой рассказать о новой премьере шевченковцев.

— Андрей Ринатович, в вашем творческом наработке это уже не первое обращение к творчеству Уильяма Шекспира: в Молодежном театре вы поставили «Двенадцатую ночь», а в нашем театре — «Сон в летнюю ночь», которая имела огромный успех даже на Международном фестивале в Гданьске (Польша).

— Шекспир всегда является определяющим мерилом состояния театра, поэтому практически ни один театр на планете не обходится в своем репертуаре без его произведений. Не хотелось бы обсуждать относительно существования Шекспира как такового, потому что лично для меня легенда о том, что был такой гений, дает больше творческого пространства. И чем больше в это веришь, тем конкретным становится образ автора, связанным с какими монографиями, изображениями, с каким-то конкретным определяющим профилем. «Комедия ошибок» — это первая комедия, которую он написал, датируется ее издание 1623 годом. Это первая проба пера Шекспира в комическом плане, и сразу же в первой комедии оказывается весь блестящий, гениальный талант автора, связан, как отмечают критики, с его первым жизнерадостным творческим периодом.

— Этот период был связан с эпохой Возрождения?

— Эта эпоха сама по себе очень интересная большим количеством гениальных создателей. Шекспир как современник эпохи Возрождения, безусловно, вобрал в себя и проявлял все идеологические и моральные позиции представителя этой эпохи. В «Комедии ошибок» очень четко прослеживается мировоззрение человека, отождествляет себя с Богом. Человека, которому подвластна ее судьба. Во всех шекспировских первых жизнерадостных комедиях все всегда заканчивается счастливо: все коллизии решаются, все разбитые судьбы сочетаются снова благодаря светлому восприятию действительности, чего, на мой взгляд, нам так не хватает сегодня, в это сложное время. И появление в репертуаре театра именно этой пьесы была отчасти связана с тем, чтобы дать возможность зрителю поверить, что все в его руках. Мы можем сами строить свое счастье, и мы должны это делать. Ибо тот, кто это делает, обязательно достигнет желаемого результата.

— Откуда Шекспир брал сюжеты для своих драматических произведений?

— Шекспир был большим, хитрым умельцем использование чужих сюжетов, то есть практически почти все его пьесы, включая и поздние, заимствованы из сюжетов или Древней Греции, или Древнего Рима, или более поздней западноевропейской литературы. В «Комедии ошибок» четко прослеживается парафраз пьесы древнеримского поэта и драматурга Плавта «Минехмы», где он взял за основу сюжетную коллизию о двух братьях-близнецах. Шекспир ее блестяще переделал и добавил туда еще одну пару близнецов. Итак, вообще фабула пьесы построена на этом. В самом названии «Комедия ошибок» определена суть, когда мы ошибочно воспринимаем действительность, и очень часто эти ошибки, если человек ничего не делает для решения своих проблем, заводят не туда. Но тот персонаж, который желает понять и решить какую-то проблему, обязательно придет к заслуженной победы, к заслуженному торжеству справедливости.

— Какой основной сюжет «Комедии ошибок»?
— Как я уже сказал, Шекспир ввел в фабулу этой пьесы одну пару близнецов. Начало пьесы довольно драматическое. Старый отец рассказывает о том, что он ищет сына и его слугу, отправившихся на поиски своих братьев-близнецов. Еще давным-давно, когда дети были малышами, супруги попали на корабле в бурю, и тот корабль был разломан пополам. Их с женой и детьми, которые были привязаны к мачтам, шторм разнес в разные концы безбрежного моря. Он с сыном и его слугой прибыл в свой родной город Сиракузы. Ребятам уже по 18 лет, и братья хотят найти своих братьев-близнецов. И вот, как это всегда бывает в комедии положений, к которой принадлежит это произведение, Антифол и Дромио попадают в город, где живут братья-близнецы, и об этом, безусловно, никто не знает. Вот тут и начинается большое количество всевозможных различных смешных и драматических перипетий. Но персонаж, который ищет прежде всего счастья, все-таки его находит. А счастье в тот период было связано у простого человека с понятием семьи и своего семейного гнезда, поэтому тот, кто что-то делает, обязательно достигает своей цели: человек находит жену, брата, своих родителей, слуги близнецы также находят друг друга. В результате господствуют общая радость и гармония, а как это будет происходить в нашем представлении — увидит зритель.

— Расскажите, пожалуйста, кто играет братьев-близнецов в спектакле, а также назовите исполнителей других ролей.

Евгений Бондарь играет двух сыновей-близнецов — Антифола Эфесского и Антифола Сиракузского, Сергей Пунтус и Дмитрий Литашов исполняют роли двух слуг-близнецов — Дромио Эфесского и Дромио Сиракузский. В остальных ролях — народный артист Украины Валентин Судак, артисты Александр Куковерова, Эдуард Брагида, Альберт Лукашов, Игорь Линовицкая, Валентин Корень, Владислав Лещенко, Наталья Максименко, Ксения Макиевская, Светлана Бойко, Ирина Лозовская, Елена Стаценко, Ирина Юсухно, Наталья Пунтус, Оксана Гребенюк, Николай Лемешко и Сергей Носенок.

— Андрей Ринатович, я снова возвращаюсь к исполнителям ролей братьев-близнецов. Средства будут использоваться, чтобы зритель мог распознавать на сцене «кто есть кто»?

— Раньше было проще решать структуру идентичности персонажей из-за полной условности. Если учесть современность восприятия, то, конечно, одними париками или точными копиями костюмов не обойтись, поэтому было принято решение, чтобы одни и те же исполнители играли двух братьев-близнецов. Хотя они и похожи друг на друга, но все же это разные люди, разные характеры, братья имеют разные эмоциональные природные данные, поэтому у молодых актеров есть возможность попробовать себя в создании двух сценических образов одновременно. Думаю, что для всех актеров возможность прикоснуться к творчеству гениального автора является прекрасным профессиональным опытом.


Источник: Северская Правда [архивировано в: WebCite | Archive.Today]

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.