Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
01.04.2015
Рыть или не рыть? Увы, бедный Уильям. — Я знал его, Гораций!

Мировые таблоиды взбудоражила очередная новость, связанная с могилой и останками Уильяма Шекспира (см. Daily Telegraph). К стенам собора Святой Троицы в Стратфорде-на-Эвоне с киркой и лопатой подкралась «очередная» Делия Бэкон.

Фрэнсис Теккерей
Фрэнсис Теккерей


Так, вслед за последними открытиями ученых, связанных с изучением останков Ричарда III, команда под руководством антрополога профессора Фрэнсиса Теккерея (Francis Thackeray) из Университета Витватерсранда (University of the Witwatersrand) в Йоханнесбурге решила прославить себя в истории и науке, предложив исследовать прах Барда.

По его мнению, эксгумация Шекспира поможет получить новые данные о его образе жизни, болезнях и привычках, о том, что ел и пил писатель. Также Теккерей намерен проверить свою гипотезу о том, действительно ли писатель курил марихуану. Обнаруженные несколько лет назад следы каннабиса на 24 курительных трубках, найденных в саду у старого дома Шекспира и ранее вызывали у него желание подвернуть судебно-медицинской экспертизе останки поэта.

До сих пор исследователей останавливала известная эпитафия на надгробной плите Шекспира, которая содержала недвусмысленное обращение к потомкам:


Good Friend, for Jesus sake, forbear
To dig the Dust enclosed here.
Blest be the Man that spares these Stones,
And curs’d be he that moves my Bones.

Добрый друг, во имя Иисуса,
не извлекай праха, погребенного здесь.
Да благословен будет тот, кто не тронет эту плиту,
и да будет проклят тот, кто потревожит мои кости.


[Цит. по: Langbaine G. An account of the English dramatick poets. Or, Some observationsand remarks on the lives and writings, of all those that have publish’d either comedies, tragedies, tragi-comedies,pastorals, masques, interludes, farces, or opera’s in the English tongue. Oxford: Printed by L[eonard]. L[ichfield]. for George West and Henry Clements, an. Dom. 1691. P. 469. Перевод цит. по: Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963. С. 27.]

Эпитафия на надгробной плите Шекспира

Рыть или не рыть? Увы, бедный Уильям. — Я знал его, Гораций!


Завещание Шекспира не тревожить его прах уже было препятствием во время реставрации могильного камня в 2008 г., когда рабочие ни за какие деньги не соглашались притронуться к просевшей могиле поэта. Как отмечается на сайте RT, знатоки творчества Шекспира, которые поддерживают мнение о том, что поэт панически боялся эксгумации, напоминают, что эти опасения не беспочвенны: как минимум в шестнадцати его пьесах присутствует непочтительное обращение с трупами (“Experts who back the theory Shakespeare feared exhumation suggest his anxieties regarding the mishandling of corpses surface in a minimum of 16 of his plays”). Они, правда, не учитывают тот факт, что подавляющее большинство своих сюжетов Шекспир не сочинял, а заимствовал и негуманное отношение к усопшим могло быть перенесено из фабулы первоисточника.

Ведущие шекспироведы встретили предложения Теккерея с большой долей скептицизма. Противники исследования останков Шекспира, включая главу Британской шекспировской ассоциации (British Shakespeare Association) Стюарта Хэмптона-Ривза (Stuart Hampton-Reeves), ставят под сомнение значение предлагаемого исследования. Ведь «ни на один из важнейших вопросов — как поэт работал, как ставил свои спектакли — исследование костей не даст ответа. Подобная экспертиза подымет много шумихи в прессе и совсем мало даст науке», — заявил Хэмптон-Ривз изданию The Telegraph. (“None of the big questions — how he worked, how he put the plays together, what it was like to be at a performance — are going to be solved by examining the bones. It would produce a lot of publicity, and not much research”).

По мнению профессора Фрэнсиса Теккерея, разного рода суеверия не должны быть помехой, чтобы в целях генетического исследования получить небольшой образец зубной эмали поэта, ведь Шекспир в своем проклятии ничего не говорил о зубах: «Возможно, — настаивает на своем Теккерей, — однажды мы получим возможность изучить крохотный кусочек эмали зуба или дентин, которые можно использовать для анализа ДНК. Технологии для этого хорошо развиты» (“Perhaps we may, one day, be granted the opportunity to study an extremely small sample of tooth enamel or dentine which could be analyzed for DNA. Techniques for doing this have been developed…”). Также южноамериканский ученый считает, что посредством лазерного сканирования можно провести реконструкцию лица Шекспира.

Рыть или не рыть? Увы, бедный Уильям. — Я знал его, Гораций!


Впрочем, есть у Теккерея и авторитетные сторонники. Так, один из ведущих мировых исследователей и издателей творческого наследия Шекспира, бывший директор Шекспировского института, председатель Попечительского совета Фонда «Дом-музей Шекспира» (Shakespeare Birthplace Trust) в Стратфорде-на-Эйвоне, профессор Стэнли Уэллс, поддерживает это предложение: «Я был бы счастлив, если бы они вскрыли её (могилу. — Н. З.), поскольку это могло бы положить конец многим бесплодным слухам» (“I would be happy if they did open it up because it could put an end to a lot of fruitless speculation”).

Напомним, что еще в 2011 г., запрос Теккерея об обеспечении доступа к останкам Шекспира был отклонен. Тем не менее он надеется, что недавнее успешное исследование могилы Ричарда III поможет переубедить большинство скептиков. Хотя в знаменитой пьесе Шекспира «Трагедия о короле Ричарде III» он представлен чудовищным злодеем, некоторые историки утверждают, что обстоятельства реальной жизни правления английского короля XV столетия опровергают образ, нарисованный драматургом. Недавний анализ останков Ричарда III подтверждает, что тот страдал от сколиоза и был убит сильным ударом по голове.

Вопрос об извлечении праха Шекспира может стать не только поводом для полемики ученых, но и серьезно взбудоражить общественное мнение. Это серьезная биоэтическая проблема, которая может быть разрешена только при серьезном обсуждении. У нас есть его «проклятое завещание», высеченное на камне, а его нарушение лишь спровоцирует акты вандализма. История знает не только о неудачной попытке Делии Бэкон (Delia Salter Bacon) вскрыть могилу, чтобы найти в ней архив рукописей, но и более серьезные происшествия. Так, в 1973 г. неизвестные злоумышленники вытащили статую Шекспира из ниши надгробного памятника и причинили ей «незначительные повреждения» (см. свидетельство американского шекспироведа Сэмюэля Шенбаума: Schoenbaum S. William Shakespeare: A Compact Documentary Life. Oxford University Press, 1987). Полиция пришла к выводу, что внутри памятника злоумышленники пытались обнаружить неизвестные рукописи Шекспира.

Вопросы, связанные с этической стороной эксгумации останков, коснулись не только Шекспира, но и возможных претендентов на авторство его творческого наследия. Так, в 2009 г. исследователи саркофага Фалька Гревилла (Fulke Greville), захороненного в английской соборной церкви святой Марии в Уорвике, добивались разрешения на то, чтобы вскрыть могилу земляка и современника Шекспира, полагая найти там рукописи некоторых пьес. Георадарное сканирование выявило, что в саркофаге находятся три объекта, напоминающих ящики. Исследователи намеревались спустить в могилу камеру-эндоскоп, но «по этическим причинам» работа не была одобрена епархиальной комиссией и советом по церковным зданиям. Фальк Гревилл и Уильям Шекспир жили на одной улице, вращались в одних и тех же литературных кругах, скорее всего, имели общих друзей.

В Испании обнаружена потерянная могила другого современника Шекспира — Сервантеса


Интересно, что совсем недавно в Испании обнаружена потерянная могила другого современника Шекспира — Сервантеса. Останки всемирно известного испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547–1616) и его жены Каталины де Салазар были найдены в крипте мадридского монастыря Ордена босых тринитариев (Орден Пресвятой Троицы). В апреле 2014 г. судмедэксперт-антрополог Франциско Этчеберриа (Francisco Etxeberría) и члены его команды использовали инфракрасные камеры, георадары и 3D-сканеры. Во время раскопок археологи обнаружили в склепе следы 240 захоронений, в одной из 33 ниш нашли высеченные инициалы писателя. В могиле обнаружили останки ещё 14 человек, возраст костей и тканей одежды датируют началом XVII века.

Проведению ДНК-анализа мешает тот факт, что потомки Сервантеса пока не известны. Но, как и в случае с останками Ричарда III, у Сервантеса была своя особая примета, вызванная физическим увечьем. В 1571 г. он сражался с турками в битве при Лепанто и получил три огнестрельных ранения. Одна пуля искрошила предплечье писателя, и до конца жизни он не мог полноценно использовать левую руку.

В 2016 г. будет отмечаться 400-летие со дня смерти Сервантеса. Напомним, что Сервантес умер 23 апреля 1616 года в возрасте 68 лет. (Одна дата смерти впоследствии породила миф о мистическом совпадении дня ухода из жизни сразу трех писателей: Шекспира, Сервантеса и Инки Гарсиласо-де ла Веги. Однако фактически Эйвонский Лебедь ушел из жизни на десять дней раньше своих современников из Испании и Перу.) Скорее всего, к тому времени будет проведена полная идентификация останков, и они с почестями будут перезахоронены в реконструированном склепе на территории монастыря Тринитариос.

В любом случае, вопрос об эксгумации останков Шекспира остается открытым. Доктору Теккерею и его сторонникам не терпится вскрыть могилу Шекспира к юбилейной дате и осчастливить мир сенсационными подробностями личной жизни Барда, противникам остается противодействовать подобной перспективе. Пресс-секретарь англиканской церкви заявил, что ему ничего не известно о просьбе, но в любом случае решение будет приниматься на епархиальном уровне. Так или иначе, остается надеяться, что воля драматурга будет сохранена и прах его останется непотревоженным.

См. также:


Н. В. Захаров


P.S. Редакция сайта предупреждает, что это не первоапрельская шутка, а факт. Обнаружившиеся в современной гуманитарной науке тенденции ставят этические проблемы: необходимость юридического выполнения воли пращуров и соблюдения научной этики, ответственность ученых и СМИ перед обществом, критическое отношение к сенсационности, в данном случае гиперболизирующей негативные стороны шекспировской индустрии и т. д.


Источник: БД «Современники Шекспира»



Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.