Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
28.04.2016
20 лучших Гамлетов всех времен в одном видео

Бенедикт Камбербэтч


Чарли Чаплин, Владимир Высоцкий, Бенедикт Камбербатч и еще семнадцать исполнителей роли Гамлета читают «Быть или не быть» в новом видео «Афиши Daily».



Кристофер Пламмер

Главная роль в «Гамлете в Эльсиноре», телеверсии шекспировской трагедии Би-би-си 1964 года, — одна из первых работ начинающего театрального актера Кристофера Пламмера. Спустя год славу ему принесла роль в бродвейском хите «Звуки музыки». Сегодня имеющий примерно все кинопремии мира 86-летний канадец играет мудрых стариков в «Играх разума» и «Воображариуме доктора Парнаса».

Владимир Высоцкий

Спектакль Юрия Любимова «Гамлет» 1971 года начинался с выхода Владимира Высоцкого. Исполнив собственную песню на стихотворение Пастернака «Гамлет», тот разбивал гитару о подмостки; это означало, что теперь на сцене не поэт-песенник, а датский принц. Вот тут можно посмотреть видеозапись с репетиций.

Олег Янковский

В ленкомовской версии «Гамлета» 1986 года монолог «Быть или не быть» был ключевым. Олег Янковский здесь превращался в хладнокровного бескомпромиссного мстителя. На перестроечное коллективное сознание такой Гамлет воздействовал примерно как «Перемен» группы «Кино».

Лоренс Оливье[1]

Каноническая киноверсия «Гамлета» — фильм одного из главных актеров ХХ века Лоренса Оливье. Снятый в 1948 году фильм выстроен на почти физиологическом эффекте присутствия. Перед монологом «Быть или не быть» камера через затылок заплывает Гамлету в мозг.

Чарли Чаплин

Политическая комедия Чарли Чаплина «Король в Нью-Йорке» 1957 года к Шекспиру отношения не имеет. Монолог «Быть или не быть» по сюжету читает на светском вечере сбежавший в Америку бывший диктатор из Восточной Европы.

Пьер Картонне

Французский Гамлет — явление редкое. Наиболее заметный спектакль последнего времени — хипстерская истерика в бассейне, с видеоартом и артистами с синдромом Дауна, сочиненная Давидом Бобе в 2010 году. Сегодня такого же «Гамлета» можно найти в репертуаре «Гоголь-центра». В главной роли — Филипп Авдеев, повторяющий партию француза Пьера Картонне.

Аста Нильсен

Датские режиссеры Свенд Гаде и Хайнц Шалль по сути экранизировали одну из самых одиозных трактовок «Гамлета», согласно которой принц родился женщиной, но скрывает это, чтобы сохранить право на трон. В главной роли звезда немого кино Астра Нильсен. До Нильсен в этой партии выходила, например, Сара Бернар и даже умудрилась зафиксировать этот опыт на пленку, несмотря на то что на дворе стоял 1900 год.

Михаил Чехов

Незадолго до эмиграции любимый ученик Станиславского сыграл Гамлета в театре МХАТ 2-й (сейчас здесь находится РАМТ). Фрагмент монолога 1924 года был записан на фонограф по поручению исследователя художественной речи Сергея Берштейна. Неестественная манера здесь — не образец архаики, а эксперимент команды театральных новаторов.

Мел Гибсон

На англо-французскую экранизацию Шекспира в 1990 году шли, чтобы увидеть звезду из «Безумного Макса» и «Смертельного оружия» в роли Гамлета. Франко Дзеффирелли пробовал применить опыт Мела Гибсона в боевиках; лучше всего это получилось в сцене дуэли. «Классический» эпизод в биографии австралийского киногероя по сей день остается единичным.

Ричард Бертон

Сверхпопулярный актер 1960-х входит в сотню величайших британцев наравне с Шекспиром; ровесник «драматургии отверженных», выдающийся бунтарь. Бродвейский спектакль «Гамлет» с его участием выдержал рекордные 136 вечеров подряд.

Иннокентий Смоктуновский

Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля» неспроста выходит на любительскую сцену в роли Гамлета. Ведь для современников Иннокентий Смокнутовский, двумя годами ранее сыгравший в великой экранизации Григория Козинцева, стал главным Гамлетом поколения. Эпизод «Быть или не быть» решен режиссером буквально как внутренний монолог.

Тацуя Фудзивара

Японский мэтр актуального театра Юкио Нинагава уместил шекспировскую трагедию в клетку. Это уже вторая его версия «Гамлета» за последние 12 лет, в обеих заглавную роль сыграл звезда экранизаций манги — Тацуя Фудзивара.

Михаил Трухин

В «Гамлете» Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова встретились давние друзья по Петербургской театральной академии: Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин. Разухабистое шоу в духе концертов Тома Уэйтса постепенно перерастало в неумолимое столкновения трагических метафор. В «Быть или не быть», например, Гамлет Трухина второй раз повторяет монолог, обращаясь к покойной Офелии. В следующем эпизоде все умрут.

Ларс Айдингер

Самый резонансный «Гамлет» европейских подмостков последнего десятилетия поставлен Томасом Остермайером в 2008 году для Авиньонского фестиваля. Принц датский в исполнении Ларса Айдингера жует землю, бегает по головам зрителей и переживает приступы синдрома Туретта, то есть теряет контроль над собственным речевым аппаратом и случайно говорит правду.

Эдриан Лестер

Самый рассудительный Гамлет — Эдриан Лестер в интернациональном спектакле Питера Брука 2003 года. По случаю 400-летия со смерти Шекспира Лестер специально для The Guardian повторил монолог «Быть или не быть».

Евгений Миронов

В спектакле «Гамлет. Коллаж», поставленном в Театре наций канадским визионером Робером Лепажем, всех персонажей шекспировской трагедии играет Евгений Миронов. И Гамлета в том числе. Технологически ему в этом очень помогает единственное место действия — пустой вращающийся куб, стены которого состоят из видеоэкранов.

Андрюс Мамонтовас

Исполнитель главной роли в шедевре Эймунтаса Някрошюса 1997 года на момент премьеры вообще не был актером. Андрюс Мамонтовас — литовский рок-идол, фронтмен группы Foje, а в 2006 году даже занял шестую строчку на «Евровидении». Его Гамлет произносит «Быть или не быть», стоя под ледяной люстрой (которую только что торжественно установил здесь призрак его отца); капли талого льда пропитывают бумажную рубаху; наступает катарсис.

Бенедикт Камбербатч[2]

Ни у одного сценического «Гамлета» в истории не было столько зрителей одновременно. Премьерную серию спектакля театра «Барбикан» с Бенедиктом Камбербатчем в главной роли транслировали этой осенью по всему миру, включая Россию. Доходя до слов «Так всех нас в трусов превращает мысль», кумир миллионов сотрясается от нахлынувших слез — не от слабости, но от ужаса.

Александер Моисси

Албанец, обучившийся пению в Вене, обрел славу в Берлине. В 1910 году Александр Моисси сыграл Гамлета в спектакле реформатора Макса Райнхардта[3], объехав с постановкой всю Европу и Америку. Его Гамлет в разгар Первой мировой войны был не немцем, а представителем человечества.

Арнольд Шварценеггер

Памятный эпизод из комедийного боевика «Последний киногерой»: Арнольд Шварценеггер появляется в роли Гамлета, расстреливает недоброжелателей из «узи» и взрывает все к чертовой матери.

Материал подготовлен в партнерстве с Британским советом в рамках Года языка и литературы Великобритании и России 2016. Всю дополнительную информацию о событиях года можно найти на britishcouncil.ru.


Источник: Афиша Daily [архивировано в: WebCite | Archive.Is]


[1] Чаще: Лоуренс Оливье. — Прим. ред. БД «Русский Шекспир»

[2] Чаще: Бенедикт Камбербэтч. — Прим. ред. БД «Русский Шекспир»

[3] Чаще: Макс Рейнхардт. — Прим. ред. БД «Русский Шекспир»

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2017
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2017 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.