Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
25.03.2008
Шекспир как рупор политических идей
Непросто быть актером в России в наши дни, даже, если вы суперзвезда. Русские кинорежиссеры заняты поисками финансирования. Театры не могут собрать средств на костюмы и декорации. Даже собрать на булку хлеба бывает не просто. Аудитория сокращается, так как граждане все больше отвлекаются на поиски насущного и необходимого. А некоторые блестящие драматурги, так шокированы политическим и социальным переворотом, что не хотят писать новых пьес, пока не обретут вновь художественные ориентиры.

‘‘Но есть одна замечательная вещь - мы свободны’‘, - говорит Виталий Мефодьевич Соломин, российская театральная и кинозвезда, который выступит в эту субботу в театре ‘‘Circle’‘ на Бродвее. ‘‘Мы творчески преодолели все трудности и лишения. И, в конце концов, я думаю, наш театр воскреснет’‘.

Мистер Соломин - ведущий актер Малого Театра в Москве, - театра с 235-летней историей постановок русской и европейской классики. Он (Соломин), возможно, памятен американской кинопублике по двум советским фильмам - ‘‘Зимней вишни’‘ и ‘‘Сибириаде’‘. Но почти каждому русскому он знаком благодаря своим ролям в более чем 70 советских фильмах, и бесконечно любим как доктор Ватсон в русском сериале о Шерлоке Холмсе.

В субботу вечером американская публика имеет шанс впервые увидеть мистера Соломина в сольном выступлении, в присутствии Генерального консула Российской федерации Ивана Кузнецова и других политических и культурных деятелей Нью-Йорка.

Отрывки из знаменитых спектаклей

На ‘‘Вечере с Виталием Соломиным’‘ 50-летний актер представит на русском отрывки из своих знаменитых спектаклей. Среди них - роли: Ивана Хлестакова из ‘‘Ревизора’‘ Николая Гоголя ("The Inspector-General" - дословно: ‘‘Генерал-Инспектор’‘, - прим. alek-morse), восьмидесятилетнего Фирса в ‘‘Вишневом саде’‘ Антона Чехова, а также Лоуренса Шеннона, отставного министра в пьесе Теннеси Уильямса ‘‘Ночь Игуаны’‘ (если не ошибаюсь, спектакль назывался ‘‘Смех Игуаны’‘, - прим. alek-morse), - все это часть постоянного репертуара Малого Театра.

Выступление мистера Соломина - ‘‘это настоящий праздник в театре ‘‘Circle’‘, устроенный в честь России и Малого Театра’‘, - говорит Теодор Манн, художественный директор ‘‘Circle’‘. В 1989 году мистер Манн поставил ‘‘Ночь Игуаны’‘ в Малом, а в прошлом году Борис А. Морозов, штатный режиссер Малого, поставил здесь ‘‘Зойкину квартиру’‘. Подобным же образом пятьдесят студентов-актеров из России и США приняли участие в программе по обмену между двумя театрами. ‘‘Впервые американская публика имеет такой удобный случай увидеть Виталия Соломина, одного из величайших актеров мира’‘, - говорит мистер Манн, который на протяжении многих лет работал с Джорджем Скоттом, Раулем Джулиа, Колином Дьюхерстом и Джеймсом Эрлом Джонсом.

Хотя кое-кто из русской диаспоры в Нью-Йорке назвал мистера Соломина русским Полом Ньюменом, - бородатый, ростом шести футов, с туманным взором актер, скорее, походит на Роберта Шоу, выступая на сцене с той же грацией и откровенным самоанализом. Причем, героическое в его стати проявлено так явно, будто именно он был моделью исполинского бронзового монумента русскому солдату Победы во Второй Мировой войны в Москве.

‘‘На самом деле, я считаю, что Виталий соединяет в себе Кевина Кляйна и Джона Малковича’‘, - говорит мистер Манн, который работал с обоими. ‘‘Внешне он похож на Кевина, но от него исходит чувство опасности, как от Малковича. Он немного пугает на сцене’‘.

Во время путча

Он может быть не менее грозным и вне сцены. В августе он стоял с толпой разъяренных москвичей на улице возле так называемого русского Белого Дома, они хотели сражаться за Бориса Ельцина против спецназа путчистов. Спецназ так и не появился. А когда мистер Соломин вернется в Москву, он начнет сниматься в главной роли в фильме ‘‘Черный квадрат’‘, разоблачающем покровителей русской мафии и главарей организованной преступности.

‘‘У фильма документальная основа - расследования, показывающие, как мафия действует на всех уровнях российского общества’‘, - говорит мистер Соломин, небрежно играя своим проникновенным голосом, в то время как его слова переводит Катя Образцова, поставившая в независимом московском центре ‘‘Актис’‘ пьесу с его участием.

‘‘Мафия может попытаться украсть наше оборудование и сорвать съемки’‘, - добавляет он. ‘‘Я полагаю, что наша безопасность зависит от того, как далеко зайдет ‘‘Черный квадрат’‘ в разоблачениях мафии’‘.

Новизна "Черного квадрата" заключается в том, что он стал моделью зарождающегося капитализма ‘‘Это первый фильм, финансируемый частным образом, в котором я играю’‘, - говорит мистер Соломин, начавший кинокарьеру 30 лет назад в двадцатилетнем возрасте. ‘‘Фильм будет демонстрироваться вне сложившейся системы советского кинопроката’‘.

В своем субботнем выступлении мистер Соломин представит также отрывки из таких современных драм, как ‘‘Клетка’‘ Александра Кастинского, - эта аллегорическая пьеса о птицах-заключенных прошедшей осенью произвела в Москве сенсацию.

В состоянии хаоса

Пьеса, которой этой весной предстоит тур по Америке, еще будет переписываться, дабы отразить происходящий политический хаос. ‘‘Но даже после путча многие блестящие писатели хранят молчание’‘, - говорит мистер Соломин. ‘‘Они не понимают о чем писать, потому что не знают, что и думать. Им необходимо разобраться в том, что произошло. Но, в конце концов, они осмыслят произошедшее, и устроят в нашем театре революцию’‘.

Мистер Соломин говорит, что российской драме необходимо отойти от своей ‘‘слишком политической’‘ традиции. Он добавляет: "В нашей стране даже Шекспир воспринимался как средство для политических высказываний, хотя и в скрытом виде. Сейчас все пьесы о Сталине и Брежневе настолько же устарели, насколько они поверхностны и политически ангажированы. Нам нужно думать, как создать театр о человеческих чувствах, театр мира".

Если новая художественная свобода наступила, то с новой экономической свободой большие проблемы, говорит мистер Соломин. ‘‘Множество некультурных торгашей вовлечено теперь в театральную и киноиндустрию, просто ради наживы’‘, - говорит он, и, смеясь, добавляет. ‘‘Как и здесь!’‘ ("Just like here!")

В то время как некоторые театры, включая Малый, продолжают получать финансирование от правительства, говорит мистер Соломин, другие труппы перешли под управление местных муниципалитетов, которые, возможно, не в состоянии поддерживать театры. Большинство ищут поддержку частных фондов. Некоторые театры восполняют недостаток средств за счет сдачи в аренду своих площадей под офисы.

Мистер Соломин родился в Сибири, в семнадцать лет приехал в Москву, чтобы поступить в училище Малого Театра. Сейчас он продолжает жить в столице вместе со своей женой Машей, редактором одного из российских модных журналов, у них две дочери 18 и 7 лет.

Как русские артисты выживают в этот период хаоса? ‘‘Это трудно, но нужно продолжать идти своим путем’‘, - говорит он. ‘‘Не надо терять себя’‘. Он смеется. ‘‘Нужно сохранять спокойствие в это неспокойное время’‘.
Автор: Гленн Коллинз

Газета: Нью-Йорк таймс

Дата публикации: 9 января 1992
 
 
Источник: ИноСМИ
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.