Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.06.2008
Субъективно: Шекспиру и не снилось. "Тутта Карлсон" в тюменском театре

Субъективно: Шекспиру и не снилось. "Тутта Карлсон" в тюменском театреРежиссер Роман Ильин поставил в тюменском молодежном театре "Ангажемент" спектакль "Когти, крылья, два хвоста" по сказке "Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие".

 

Ильину не дает покоя слава Шекспира, он не просто заостряет внимание на мотивах "Ромео и Джульетты", которые не являются в сказке Яна Экхольма главными, но утверждает свою идею цитированием строк о кровной вражде двух равноуважаемых семей. Если в "Двенадцатой ночи", с которой Роман Ильин дебютировал в Тюмени, пластический рисунок был важной частью постановки и задавал ритм текста, то в "Когтях и крылах" танец, пластика, визуальные эффекты становятся полновластными хозяевами.

 

Желая, завоевать молодого (театр ведь молодежный!) зрителя, или исследуя границы собственного режиссерского потенциала, Ильин активно пускает в оборот эстетику эстрадных шоу, теле-глянца и теле-юмора. В спектакле есть, конечно, диалоги, довольно точно передающие авторский текст. Но диалоги — лишь способ связать воедино музыкальные номера, юморески в духе театра студенческих миниатюр (СТЭМ, помните, был такой?) и эффектный кордебалет.

 

Режиссер талантливо имитирует клипы MTV, расставляя актеров в таком порядке, с такими жестами и выражениями лиц, чтобы получилась "роскошная" картинка. Формулу такой картинки легко вообразить в "Молескине" продюсера или копирайтера: побольше секси, легкая ирония и гэги "чтоб поржать", обаятельный цинизм, нотка интеллектуальности плюс немного романтики.

 

"Агрессивное секси" — это семья лисов Ларсенов. Художник Даниил Ахмедов постарался как заправский кутюрье: трикотажные шальвары-галифе, горжетки, шляпка-пирожок, кожаные пояса с клепкой и цепями. Звезда семейства — красотка Екатерина Душина в роли Луизы: один глаз прикрыт черной повязкой, шелковый цилиндр выпускает роскошный хвост волос, стройная фигура обтянута трикотажем. Неясно, зачем при таких данных Луиза говорит голосом пропитой, мужиковатой, постаревшей неудачницы. К счастью, надолго актрисы не хватает, и она переходит на более естественный тембр.

 

Еще один выдающийся член семейства — Людвиг Четырнадцатый в исполнении Дениса Юдина. Юдин и еще Лада Исмагилова (в этом спектакле актриса исполняет роли курицы, кабанчика, лисички) всегда были предметами восхищения публики. Живые, умные, смешные, обаятельные — нет роли, в которой зал не очаровывался бы от них. Но если вдуматься, давно ли эти замечательные актеры предлагали публике что-то новое? Лис Юдина недалеко ушел от Кота в сапогах и Черт из Диканьки — их родственник, те же ухватки, буквально та же пластика. Взять хоть этот характерный, хоть и не Денисом придуманный поворот головы: сначала всем телом в одну сторону, а потом резко голову — в другую, куда, собственно, надо посмотреть.

 

А у Лады на устах застыла комическая ухмылка застенчивой странноватой старушки, так ухмыляется, поводя исподлобья глазами, героиня "Убей меня, голубчик!", фея из "Королевны Булочки", служанка из "Двенадцатой ночи". Из своего богатейшего актерского арсенала эти двое выбрали не самые изысканные, зато безотказные и смешные приемы. Или они безотказные только при первой встрече, но поскольку постоянного режиссера в "Ангажементе" нет, каждый новый очаровывается и не предлагает избавиться от штампов.

 

Семейству Ларсен противопоставляются "как бы интеллигентный" курятник. И стар и млад, и толст и худ, и муж и жен, в общем, все наряжены в белые трико и пачки. Петух-тенор, каланча в шапочке с обвисшим красным плюмажем, и стая разнокалиберных куриц-балерин — подтянутым, стильным и агрессивным лисам режиссер явно симпатизирует больше. Нотка интеллектуальности плавно перетекает в здоровый цинизм и легкую иронию. Признаемся, что ни цитаты Шекспира, ни оперная ария, ни приседания у станка не придают спектаклю интеллектуальности или интеллигентности и весьма своеобразно связывают его с классической культурой — она глупейшим образом высмеивается. Но разве можно начинать знакомство с чем-то, высмеивая его? Готова биться об заклад, аудитория "Ангажемента" — школьники, в основном — не пресыщена оперой-балетом. Возможно, атлетически сложенная балерина (Евгений Совастенков) станет для кого-то первым знакомством с Терпсихорой.

 

Приравнивая куриц и лис к враждующим семействам Вероны, Ильин не замечает явного дисбаланса: лисы не просто привлекательнее куриц, у них ведущая партия. Все диалоги происходят на лисьей стороне, курицы лишь эпизодически кудахчут. Единственный персонифицированный представитель курятника — Тутта Карлсон в исполнении Светланы Семеновой. Молодая актриса не имела толком возможности разыграться — это ее вторая большая роль после Феклы Чемодановой. Тутта получилась милой, хрупкой, хоть и крупноватой для цыпленка (белые лосины и короткая пачка!). Но благодарный зритель, пожалуй, простит едва оперившейся, но смелой птичке даже сдавленный, как бы через силу звучащий голос. Да и есть ли кому дело до голоса, когда лисенок объявил о намерении жениться на цыпе? Ведь мало, что два столь разных существа подружились! Недостаточно, что отвергнутый добропорядочными приятелями, герой обретает друга среди кровных врагов! Для пущей мелодраматичности надо, чтоб они поженились — вот тогда будет полная ясность с романтикой.

 

Если следовать формуле, надо усилить компонент "похохотать". На это есть чудесный эпизод про неверных друзей лисенка. Ох, уж как тут можно оторваться! Выход каждого персонажа — микроспектакль, что хочешь, то и вороти! И вот, начался паноптикум. Кто не видел спектакля, легко представит, сориентировавшись по юмористическим телешоу: пара зайцев в белых лосинах и шапочках, как с детсадовского утренника, один "амбал", другой тощий и длинный; два кабанчика в атлетических трико и синтетических париках, один амбал, другой — тощий и мелкий; ежик — китаец в сиреневом синтетическом парике, кимоно и, конечно, с акцентом; меланхолическая гигантская белка; ходячий гриб-мухомор с искривленным, чтоб не была узнана Екатерина Душина, ртом.

 

Ребята, это не смешно, не красиво, не умно, не театрально! Уверена, было весело и захватывающе репетировать рэп-сказку "Когти, крылья, два хвоста". Но такое мы смотрим по телику. При всех способностях, Роман Ильин не может сделать на сцене лучше, чем клипмейкеры на канале MTV. Уверена, этот спектакль будет хорошо продаваться школьникам среднего и старшего звена. Но в чем тогда сверхзадача театра?

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.