Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.12.2008
Телекино с Михаилом Трофименковым
Событие недели – «Дом с привидениями» (The House on Haunted Hill, 1958) Уильяма Кастла (27 декабря, НТВ, 2.25 ***). Не то, чтобы Кастл (1914–1977) был выдающимся режиссером, скорее, наоборот. Своего рода городской сумасшедший в Голливуде, впрочем, гораздо более удачливый, чем его современник Эд Вуд, он удостоился такой вот характеристики от режиссера и историка Бертрана Тавернье: «Примитив, который принимал себя за Хичкока, но в то же время — ловкий бизнесмен, который умел извлечь выгоду из собственной мании величия».

С одной стороны, Кастл участвовал в сочинении сценария великого нуара Орсона Уэллса «Дама из Шанхая» (1948) и продюсировал не менее великий фильм ужасов Романа Поланского «Ребенок Розмари» (1968), где не отказал себе в удовольствии появиться, а-ля Хичкок, в крохотной роли человека в телефонной будке. С другой стороны, фильмы, которые он поставил сам, это, конечно, ужас нечеловеческий, это китч, самодовольный настолько, что он становится почти величественным. Кастал прославился, прежде всего, безумными спецэффектами, которые, впрочем, имели место быть не на экране, а в области чистого пиара. На сеансах одного из его фильмов ужасов в зал запускались тончайшие нити, которые щекотали зрителей, чтобы вызвать у них ощущение присутствия некой мистической субстанции. Для премьеры другого фильма зрительный зал оборудовался креслами, которые в самый напряженный, по мнению режиссера, момент начинали трястись и раскачиваться. Перед третьим фильмом зрителям выдавались очки, позволявшие, как уверяла реклама, увидеть призраки, которых не видел никто, кроме них. Не говоря уже о том, что Кастл прерывал действие фильма собственными появлениями на экране и с многомудрым видом советовал слабонервным закрыть глаза или попросту покинуть зал. Только знание этого контекста позволит оценить «Дом с привидениями», в перипетиях которого, кажется, запутался и сам режиссер. Эксцентричный миллиардер приглашает пять не знакомых друг с другом людей на ghost party. Незадолго до полуночи слуги покидают дом, двери заперты так, что никому не сбежать, но благородный хозяин выдал каждому из приглашенных по револьверу. Дело в том, что, по его словам, призраки уже угробили в этом доме семь человек, но тому из гостей, кто разгадает тайну особняка и останется в живых, причитается аж десять тысяч долларов. В течение следующего часа зрителей ждут такие, достойные фильмов о Фантомасе, кошмары, как яма с кислотой, висельник, болтающийся в петле, и труп, обнаруженный в постели одного из гостей.

Современное французское кино представлено в двух версиях. Слезливая версия: «Жизнь после него» (Apres lui, 2006) Гаэля Мореля (26 декабря, Культура, 00.20 **). Катрин Денев, хотя и прекрасна, как всегда, кажется совершенно неуместной в искусственном мире этой психопатологической мелодрамы. Потеряв сына в ДТП, она испытывает все более и более роковую привязанность к его лучшему другу, кстати, в ДТП как раз и виновному.

Фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано «Давайте останемся друзьями» (Je prefere qu’on reste amis, 2004) некоторые критики приветствовали, как симптом возрождения старой, доброй французской комедии, а его постановщиков сравнивали с Ивом Робером, автором незабвенного «Высокого блондина» (27 декабря, Первый канал, 00.30 **). Сравнение несколько преувеличено. Для того, чтобы оценить тонкость режиссерского юмора, достаточно сказать, что вынесенную в название фильма фразу произносит некая девушка после того, как одного из двух главных героев стошнило на нее. Вообще-то, комический дуэт робкого неудачника и победительного прохвоста, пытающихся наладить свою сексуальную жизнь, но постоянно попадающих впросак, действительно, продолжает французскую традицию. Но для того, чтобы заслужить сравнение с Ивом Робером требуется нечто большее.

«Мигель и Уильям» (Miguel and William, 2007)Гораздо забавнее «Мигель и Уильям» (Miguel and William, 2007) Инес Парис, развившей недурную идею фильма «Влюбленный Шекспир» превратить великого драматурга в героя любовно-авантюрного кино (1 января, Культура, 22.50 **). На этот раз за сердце и тело прекрасной Леоноры, отданной в жены старому герцогу, с ним соперничает Мигель Сервантес, имевший несчастье родиться в один день с автором «Макбета». Здесь все понарошку: и инквизиция, и дуэли, и творчество. Ведь именно благодаря своей страсти Шекспир додумается до идеи «Отелло», а Сервантес придумает свою Дульсинею. 
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.