Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
02.09.2009
Александр Филиппенко празднует 65-летие
Сегодня, 2 сентября 2009 г., актер театра, кино и эстрады, народный артист России Александр Филиппенко отмечает свое 65-летие.

Александр ФилиппенкоАлександр Филиппенко родился 2 сентября 1944 в Москве. В 1967 окончил Московский физико-технический институт, в 1974 заочное отделение Театрального училища им. Б. В. Щукина. С 1967 по 1969 работал инженером, в 1964–1969 был актером и режиссером эстрадной студии МГУ «Наш Дом», с 1969 по 1975 — актером Театра драмы и комедии на Таганке, в 1975–1994 — актером Театра им. Евг. Вахтангова.

По возрасту и жизненному опыту Филиппенко относится к тем, кто не столько формировал и воздействовал на эпоху «шестидесятых» с ее прорвавшимся через запреты джазом, западной модой, книгами и фильмами, сколько сам был сформирован этой эпохой. В блистательной эстрадной композиции-фантазии по пьесе В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» актер, словно в цирковой клоунаде, танцевал рок-н-ролл с собственным пиджаком, играл на подтяжках как на струнах контрабаса, и на галстуке как на саксофоне. Отсутствующая в пьесе фраза «И Козел на саксе» после выступления Филиппенко в передаче «Вокруг смеха» стала крылатой, хотя не все знали, что имеется в виду джазовый саксофонист Алексей Козлов, позднее ставший одним из символов времени.

Выступления Филиппенко на эстраде дали актеру возможность самому подбирать репертуар («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, разыгранные как маленькие драмы рассказы М. Зощенко, фельетоны М. Кольцова и др.). Снимался Филиппенко много, а в таких замечательных фильмах, как «Гори, гори, моя звезда» (1969, реж. А. Митта) и Бумбараш (1971, реж. Н. Рашеев), ему достались лишь эпизоды. Ставшие событием кинороли тоже театральны, даже эстрадны: Смерть в ленте «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982, реж. В. Грамматиков) и Кащей Бессмертный в сказке «Там, на неведомых дорожках…» (1982, реж. М. Юзовский). Тут главенствуют маска, полное перевоплощение, пластика близка к пантомиме. Филиппенко — актер условного материала, у него замечательное чувство юмора и ощущение стиля всей вещи, незаменимые для игры в детских фильмах-сказках. То же органичное чувство стиля Филиппенко продемонстрировал в картинах, тонко разработанных психологически, где «общественный психоанализ», воссоздание эпохи, а порой и стилистика режиссуры делают актера трагической марионеткой. В лентах «Торпедоносцы» (1983, реж. С. Аранович), «Мой друг Иван Лапшин» (1984, реж. А. Герман), «О возвращении забыть» (1985) использовались преимущественно внешние данные актера. Сколь ни различны эти фильмы, драматизм ситуации в них схож: это драматизм томительного бездействия, ожидания, сходны и сами герои — военно-морские летчики, оперативники из угрозыска, подводники. Острохарактерному актеру здесь приходилось сдерживать себя, не пользоваться гротескными красками. Люди того же поколения, постаревшие на несколько десятилетий, представлены и в ленте «Наш бронепоезд» (1988, реж. М. Пташук). На фестивале «Созвездие-89» актер получил приз именно за лучшую роль второго плана.

Из-за того, что вопрос, чьей собственностью является картина «Мастер и Маргарита» (1994, реж. Ю. Кара), до сих пор не решен, отечественный зритель не видел Коровьева, сыгранного Филиппенко.

С 1995 занят в основном театральными работами. В эти годы он играл по контрактам в различных театрах Москвы: Школе современной пьесы, Театре у Никитских ворот, Театре Эстрады, Театре Музыки и Поэзии.

С 1996 Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте, в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда и мы были молодые» (еще один вариант пьесы Славкина «Взрослая дочь молодого человека»), «За вашу и нашу свободу» (по В. Гавелу) и моноспектакль «Мертвые души» (по заключительным главам гоголевской поэмы), спектакль-дуэт «Фальбала» (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).

В театральный сезон 1998–2000 в театре «Сатирикон» одновременно играл две роли — Клавдия и Тень отца Гамлета в спектакле «Гамлет» (У. Шекспир) режиссера Р. Стуруа. С 2000 в театре «Et Cetera» А. Калягина он играет Антонио в спектакле «Шейлок» («Венецианский купец» У. Шекспира) режиссера Р. Стуруа, а в Театре-студии О. Табакова играет Сатина в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» режиссера А. Шапиро.

В театральном сезоне 2002–2004 в театре им. Моссовета играл Ихарева в спектакле «Дама, дама и еще дама» (по пьесе Н. В. Гоголя «Игроки», режиссер В. Ерёмин) и в спектакле «Предбанник». В 2006–2007 продолжается работа в жанре литературного театра: «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина, «Недопёсок» Ю. Коваль, а также литературно-музыкальное сочинение вместе с ансамблем солистов «Эрмитаж».
 
Источник: Время

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.