Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
16.11.2009
Гамлет проходит сквозь стену

В Москве открылся XI фестиваль NET — Новый европейский театр


В сцене сумасшествия Офелия (Раса Самуолюте) носится по сценическим конструкциям, парит над ними и совершает акробатические трюки, достойные порой несколько иного жанра. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В сцене сумасшествия Офелия (Раса Самуолюте) носится по сценическим конструкциям, парит над ними и совершает акробатические трюки, достойные порой несколько иного жанра. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Спектакль «Гамлет» Театра Оскараса Коршуноваса из Литвы, открывший в минувшую субботу фестиваль NET (Новый европейский театр), стал гостем сразу двух столичных театральных форумов. Он продолжил программу Театра наций «Шекспир@Shakespeare», стартовавшую в октябре «Гамлетом» из Тель-Авива. Литовская версия трагедии Шекспира рассчитана скорее на визуальное восприятие: глаз публики она радует больше, чем ее эмоции или интеллект.

Хотя в нынешнем году NET посвящен 20-летию падения Берлинской стены, спектаклей, так или иначе связанных с этой темой, в его программе немного. К примеру, «Гамлет» режиссера Оскараса Коршуноваса, не раз участвовавшего в NET, абсолютно не связан с конкретными политическими реалиями. Это — театральная фантазия на тему шекспировской фразы «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры».

Действие литовского «Гамлета» происходит в театральном закулисье. Коршуновас выстроил его вместе с художницей Агне Кузмицкайте из гримировальных столиков с большими зеркалами. Столики движутся и поворачиваются, выстраиваются в извилистые коридоры или разрезают пространство пополам. В начале спектакля актеры сидят перед зеркалами. Всматриваясь в свои отражения, они снова и снова задают им вопрос «Кто ты?», будто не знают, какую роль им предстоит сыграть в нынешний вечер. А когда сцену заволакивает дымом и начинается «Гамлет», актеры по нескольку раз повторяют свои реплики, как будто пробуя их на вкус и привыкая к тексту.

В лабиринтах столиков и зеркал невозможно спрятаться: любой разговор подслушивает чья-нибудь высунувшаяся из-за зеркала голова. По сцене бродит огромная крыса — то ли намек на сцену мышеловки, то ли статист, сбежавший с репетиции «Щелкунчика». У ног Полония жмется непонятное четвероногое существо: оно закутано в черный плащ и бликует ярко красным фонариком.

Режиссер то и дело подчеркивает эфемерность мира, созданного им на сцене, стирая временные границы и разрушая текст. Хрупкая рыженькая Офелия (Раса Самуолюте), готовясь к свиданию с Гамлетом, бежит по узкой планке над зеркалами, а Гертруда (Неле Савиченко) уже рассказывает о том, как девушка утонула. В конце свидания королева осыпает Офелию цветами, как покойницу. Даже знаменитый монолог «Быть или не быть» Гамлет (Дариус Мескаускас) повторяет дважды. Поначалу это скорее вопрос: играть спектакль или не играть, ввязываться в эту историю или не ввязываться?

Участники спектакля примеряют на себя то одну, то другую роль. В сцене мышеловки Клавдий и Гертруда, намазавшие лица густым белым гримом, то изображают короля и королеву из пантомимы убийства Гонзаго, то живо реагируют на происходящее. Клавдия и Тень отца Гамлета играет один и тот же актер — Даиниус Гавенонис. Гораций здесь по совместительству — норвежский принц Фортинбрас; Розенкранц и Гильденстерн — могильщики.

Рисуя в своем спектакле мир-театр, Коршуновас категорически не согласен с тем, что искусство вечно и переживет своего создателя. Он занимается театром, а театральный спектакль, как бабочка, живет всего один вечер. Поэтому стоит Гамлету взять в руки череп Йорика, как неторопливый ритм действия ускоряется. Режиссер как будто перематывает его в быстром темпе, выхватывая из общей массы только самые эффектные кадры.

Вот Гертруда пьет из черепа отравленное вино и застывает у зеркала. Вот Гамлет и Клавдий намазывают лица красным гримом. Вот принц прижимается к дядиной груди окровавленной грудью, на которой нарисована гримом зияющая рана.

Окончательную точку ставит монолог «Быть или не быть», который теперь наполнен пессимистическим смыслом. Человек уверен, что сам решил, быть или не быть. Но в действительности он ничего решить не в состоянии. В мире, наполненном множеством двойников, отражений и мнимостей, он не ведущий, а всего лишь ведомый, пешка в чьих-то неведомых руках. Осознав это, Гамлет произносит: «Дальше — тишина», и свет на сцене гаснет.

Режиссеры не толерантны, но памятливы


Главным событием нынешнего фестиваля NET наверняка станет спектакль Яна Фабра «Оргия толерантности». В спектакле, минувшим летом поразившем зрителей Авиньонского фестиваля, режиссер высмеивает политкорректность, веротерпимость, толерантность и прочие этические ценности объединенной Европы. И показывает, до какого абсурда способно довести тотальное стремление все понять, принять и объединить в общем котле. Спектакль покажут в Центре имени Мейерхольда 18 и 19 ноября. Другой наиболее яркий спектакль фестиваля— «Руммельплац» режиссера Армина Петраса, который ненадолго воскресит воспоминания о канувшей в лету ГДР. Художественный руководитель берлинского Театра имени Максима Горького обратился к роману Вернера Бройнига, написанному в 60-е, запрещенному в ГДР и увидевшему свет только в 2007 году, незадолго до 20-летия падения Берлинской стены. Спектакль покажут в Московском театре юного зрителя 27 ноября.

Статья опубликована в издании «Газета», №215 от 16 ноября 2009
 
 
Источник: Газета

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.