Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
10.11.2010
Бартон Ричард. Биографическая справка
10 ноября 2010 г. исполняется 85 лет со дня рождения известного голливудского актера Ричарда Бартона.

Бартон РичардБританский актер театра и кино, режиссер, продюсер Ричард Бартон (Бертон) (Burton, Richard) родился 10 ноября 1925 г. в местечке Понтридайфен (Pontrydyfen) в Уэльсе (Wales) (Великобритания). Его настоящие имя и фамилия Ричард Уолтер Дженкинз (Richard Walter Jenkins).

Он был двенадцатым из тринадцати детей в семье шахтера Ричарда Уолтера. Мать умерла, когда мальчику не было и двух лет. Детство Бартона прошло в нищете. Отцу было не до воспитания детей — он был озабочен тем, чтобы их прокормить, поэтому мальчика воспитывали улица и книги. Как вспоминал Бартон позже, он прочитывал по книге в день и решил стать актером благодаря Шекспиру.

Мальчик рано проявил свои артистические способности в школьных спектаклях и преподаватели всячески поощряли и поддерживали юный талант. Особую роль в его биографии сыграл школьный учитель Филипп Бертон, фамилию которого Ричард взял в качестве своего сценического псевдонима. Филипп привил ему интерес к театру, литературе, много с ним занимался, работал над его произношением, отучив от валлийского акцента, и помог подготовиться к поступлению в Оксфордский университет.

Во время Второй мировой войны Ричард был призван в армию, прошел специальный шестимесячный курс в Оксфордском университете, назначенный для кадетов Королевских военно-воздушных сил, служил ВВС в должности штурмана.

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон

AFP
Элизабет Тейлор и Ричард Бартон

Впервые на театральной сцене он появился в 1943 г., сыграв в пьесе «Отдых друидов» известного валлийского драматурга и режиссера Эмлина Уильямса, с именем которого связан и кинодебют Бартона, состоявшийся в 1948 г.: он сыграл одну из главных ролей в экранизации его пьесы «Последние дни Долвина» (“The Last Days of Dolwyn”).

После демобилизации в 1947 г. Бартон вернулся на сцену и заключил свой первый театральный контракт. Обладавший глубоким, мягким и необыкновенно сильным голосом, Бартон много выступал на радио с чтением пьес, стихов и даже учебных программ.

В 1951 г. он дебютировал в роли принца Халя в спектакле «Генрих IV» на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.

Будучи актером лондонского театра, он также часто играл на Бродвее. В Америке он впервые стал известен благодаря спектаклю «Леди не для сожжения» (“The Ladys Not for Burning”) по пьесе Кристофера Фрая, поставленного на Бродвее Джоном Гилгудом.

Успех на Бродвее привлек к Бартону внимание голливудских продюсеров и в 1952 г. он был приглашен на главную мужскую роль в фильме режиссера Генри Костера «Моя кузина Рейчел» (“My Cousin Rachel”, 1952), которая сделала его номинантом на «Оскар» (всего за кинематографическую жизнь он был семь раз номинирован, но ни одна из номинаций не закончилась присуждением самой премии).

Позже он снялся в таких голливудских фильмах, как « Дожди Ранчипура» (“The Rains of Ranchipur”, 1955), «Король игроков» (“Prince of Players”, 1955), «Александр Великий» (“Alexander the Great”, 1956).

В конце 1950-х гг. Бартон сыграл главные роли в нескольких английских фильмах: «Горькая победа» (“Bitter Victory”, 1957), «Жена моряка» (“Sea Wife”, 1957), «Оглянись во гневе» (“Look Back in Anger”, 1958) и др.

Бартон много выступал на сценах Великобритании и США. Его выступление в Бродвейском мюзикле «Камелот» в 1960 г. в роли короля Артура, за которую он получил награду «Тони», утвердило Бартона в статусе международной звезды.

Элизабет Тейлор и Ричарт Бартон в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?»
AFP
Элизабет Тейлор и
Ричарт Бартон в фильме 
«Кто боится Вирджинии Вулф?»
Он завоевал репутацию талантливого драматического актера, с одинаковым успехом играющего как в классических шекспировских пьесах, так и в пьесах современных авторов. Его Гамлет в постановке Джона Гилгуда в 1964 г. покорил Бродвей и стал одной из самых выдающихся театральных ролей, которые он когда-либо сыграл.

В 1963 г. на съемках фильма «Клеопатра» (“Cleopatra”) начался его экранный и жизненный союз с актрисой Элизабет Тейлор, который с разрывами и воссоединениями продлился почти тринадцать лет. За это время актеры дважды состояли в официальном браке (с 1964 по 1974 год и с 1975 по 1976 год). Они были самой знаменитой голливудской парой своего времени и их взаимоотношения практически всегда становились объектом внимания прессы.

Вместе со своей супругой Бартон снялся в фильмах «Очень важные персоны» (“V.I.P.s”, 1963), «Кулик» (“The Sandpiper”, 1965), «Укрощение строптивой» (“The Taming of the Shrew”, 1967, реж. Франко Дзеффирелли), «Комедианты» (“The Comedians”, 1967, реж. Питер Гленвилл), «Бум!» (“Boom!”, 1968, реж. Джозеф Лоуси), однако же лучшей совместной работой дуэта Тейлор — Бартон остается психологическая драма «Кто боится Вирджинии Вульф?» (“Who's Afraid of Virginia Woolf?”, 1966, реж. Майк Николс) по одноименной пьесе Эдварда Олби.

Позже они вместе сделали фильмы «Доктор Фаустас» (“Doctor Faustus”, 1968), «Хэммерсмит вышел на волю» (“Hammersmith Is Out”, 1972) и телефильм «Он разводится — Она разводится» (1973).

В 1970-е гг. его карьера пошла на спад. Хорошие картины чередовались с откровенно неудачными фильмами. Критики часто упрекали Ричарда Бартона в том, что в погоне за гонорарами он слишком неразборчив в материале, с которым работал. Он и сам этого не отрицал. Так он снялся в фильмах «Синяя борода» (“Bluebeard”, 1972), «Вояж» (“Viaggio”, 1973), «Экзорсист 2: Еретик» (“Exorcist II: The Heretic”, 1977), «Отпущение грехов» (“Absolution”, 1978), «Прикосновение медузы» (“The Medusa Touch”, 1978), «Колдовская любовь» (“Lovespell”, 1979) и «Вагнер» (“Wagner”, 1983).

Супруги Элизабет Тейлор и Ричард Бартон на приеме в Венеции, 1967 год

AFP
Супруги Элизабет Тейлор и Ричард Бартон на приеме в Венеции,
1967 год

Среди немногих удачных фильмов позднего периода, в которых довелось сниматься Бартону, критики отмечают психологическую драму «Эквус» (“Equus”, 1977) Сиднея Люмета и экранизацию романа Джорджа Оруэлла «1984», осуществленную режиссером Майклом Рэдфордом в 1984 г.

Последней работой актера стал мини-сериал «Остров Эллис» (“Еllis Island”, 1984), в котором снялась его дочь, актриса Кэйт Бартон.

Ричард Бартон был награжден американской кинопремией, присуждаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы «Золотой глобус» (Golden Globe Award, 1952) в номинации «Новая звезда года» за роль в фильме «Моя кузина Рэйчел», дважды премией Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA, Laurel Awards в номинации лучший актер: в 1965 г. за роль в фильме «Шпион, который пришел с холода», в 1966 г. — «Кто боится Вирджинию Вульф?».

Бартон является автором книги «Встречи с мистером Дженкинсом», где он рассказал о своих отношениях с Элизабет Тейлор.

До Тейлор он был женат на актрисе Сибил Уильямс (они поженились в феврале 1949 года); Сибил родила Ричарду двух дочерей.

Актер работал вплоть до самой своей смерти. Он скончался 5 августа 1984 г. в своем доме в Женеве (Швейцария) во сне от кровоизлияния в мозг.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников
 
Источник: РИА Новости

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2018
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2018 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.