Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
22.12.2010
«Театр треплет нервы»: Питерский актёр и карельский режиссёр — о Шекспире, сериалах и хулиганстве на сцене
На сцене Национального театра Карелии вновь играют «Короля Лира» в постановке петербургского режиссёра Андрея Дежонова, который уже два года работает в Петрозаводске. Этот спектакль особенный — на него специально приезжают зрители из Петербурга и Москвы. По мнению самого режиссёра, успех постановки связан, прежде всего, с неожиданной востребованностью Шекспира, свидетельствующей о смене эпох.

Театр будет вечным

«Король Лир» Дежонова рассказывает о конце света в отдельных человеческих душах
«Король Лир» Дежонова рассказывает о конце света в отдельных человеческих душах
— Шекспира сейчас ставят многие не только в Петрозаводске, но и в Москве, в Петербурге. Параллельно с нами «Короля Лира» поставил Владимир Золотарь в Нижнем Новгороде. Шекспир вновь становится востребованным автором, потому что и в смутное время, и в осевое происходит переоценка ценностей, подведение итогов. В свете разговоров о 2012 годе все начинают задумываться о вечном. Шекспир вскрывает самые глубины человеческого подсознания, человек задаётся вопросами о своём назначении и о своих страхах.

Показалось, особенно по спектаклю «Иллюзионисты», что вы являетесь сторонником некой системы, возможно? не своей, которая стремится приблизить актёрскую игру к точной науке, хотя, конечно, объединить их невозможно.

— Конечно, у меня есть некая своя система работы с актёрами, но рассказать о ней в формате интервью невозможно. В чём, на мой взгляд, гениальное открытие Михаила Чехова? Он пришёл к выводу, что для каждого артиста необходима собственная система. Более того — для каждой роли. Правда, на это способен не каждый актёр. Это высший пилотаж актёрской профессии — создать собственную систему на основе своей личности.

Задача сделать так, чтобы завтра вновь произошло сегодняшнее чудо. Если ты попытаешься повторить вчерашний спектакль — будет провал. Как удержать, зафиксировать найденное? Для этого и нужна система. Сегодня футболисту снова нужно забить гол, и все голы, которые он забивал раньше, не имеют значения. Актёр отдаёт энергию зрительному залу, если зрители её принимают, то возвращают свою энергию, обмениваются друг с другом. Порой, придя на спектакль больным, актёр или зритель уходит здоровым. Это лишь один из примеров действия энергетического процесса. В этом суть театра. Не в развлечении, не в нравоучениях, а в обмене энергией. Катарсис, настоящие слёзы — конечная цель театра. Чтобы, уходя, зритель думал о спектакле и о своей жизни. Зрителю нужно тронуть душу, взбудоражить чувства, а там он уже сам разберётся с собой и со своей душой. Ради этого театр существует и поэтому будет вечным.

Компания для хулиганства

— Столичная публика, по вашему мнению, отличается от петрозаводской?

У каждого театра своя публика. В столицах больше случайных зрителей, там заполнить зал гораздо проще. Я часто езжу из Петрозаводска в Петербург и обратно и понимаю, как мало людей ходит в театр. Только несколько моих попутчиков сознались, что были в театре на новогодней ёлке в детстве. И всё. Не хотят. Театр ведь — элитарное искусство. Некоторые не знают, зачем идут в театр. Думают, это то же, что посмотреть сериал по телевизору, что в театре их будут смешить и развлекать. Они будут разочарованы. Другие знают, что будет происходить в театре, и не хотят идти, потому что их там будут трогать за душу, трепать нервы и заставлять думать. В некоторых странах, где жизнь стабильнее и спокойнее, люди ходят в театр на ужасы, на жёсткие постановки. У них есть потребность в том, чтобы их немножко вздёрнули. Им скучно.

На вашей страничке сайта www.kino-teatr.ru в 2009 г. одна из поклонниц спросила, когда вновь увидит вас в кино. Тогда вы ответили, что со съёмками некоторое затишье, связанное прежде всего с «заморозкой» большого количества проектов… Многое по-прежнему заморожено?

Уже нет. Сейчас я снимаюсь в сериалах «Наркотрафик» и «Шаман». Хочу заметить, что сериал существует не столько для зрителя, сколько для актёра, который получает возможность заработать. Несмотря на то, что у меня за спиной уже тридцать фильмов и сериалов, могу, наверное, назвать три, в которых есть что смотреть. Были неудачные роли, а лучшая — машинист в «Лунных волках» в Молодёжном театре на Фонтанке, которого я играю уже семнадцать лет и опять поеду играть 27 декабря.

К Новому году вы ставите «Проделки Ягани и Ахохи» по сказке «Белый колдун» Вячеслава Бурмистрова. Вам нравится ставить сказку?

Главное — подобрать компанию, с которой будет интересно хулиганить. Должно быть интересно и детям, и актёрам. Конечно, этого сложно добиться. Я играл в своё время в сказке, на неё сбегались смотреть все: уборщицы, билетёрши… Каждый день мы играли её по-новому, хулиганили отчаянно. Я надеюсь, что родители с детьми скучать не будут.

Источник: «АиФ — Карелия» №51 от 22 декабря 2010 г.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.