Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
17.01.2011
Вмерзнуть в смерть

Кирилл Серебренников инсценировал роман «Околоноля»

 
Премьера «Околоноля» стала едва ли не самой скандальной и ожидаемой в нынешнем театральном сезоне. Шутка ли — не успел роман, подписанный псевдонимом «Натан Дубовицкий», появиться в печати, как вокруг него сразу же начались дискуссии.

Новоявленный Гамлет, Егор Самоходов (Анатолий Белый), рефлексирует, оказавшись по горло в крови.

Новоявленный Гамлет, Егор Самоходов (Анатолий Белый), рефлексирует, оказавшись по горло в крови.
Фото: Стрельцов Макс

Вскоре последовала еще одна оглушительная новость: режиссер Кирилл Серебренников приступает к инсценировке романа на сцене «Табакерки». Посыпались обвинения в постыдном коллаборационизме. Сжав зубы и перетерпев «травлю», Серебренников поставил таки «Околоноля». Три дня московский бомонд, столь ядовито и цинично описанный автором романа, стекался в Камергерский. Эти внеурочные сходки (спектакль начинался то в 22:00, то в 14:00) напоминали секретные прогоны во времена ранней Таганки.

Как в гоголевском «Ревизоре» смех был главным действующим лицом пьесы, так в «Околоноля» главным героем спектакля стал именно зритель в зале.

Согласитесь, одно дело — смотреть историю страшной дьяволиады, из которой вышли все сегодняшние властные, нефтяные, книжные, кино- и телеолигархи, написанную пусть и хорошим, но просто писателем, другое — сознавать особую осведомленность.

Серебренников поставил спектакль как ключ, шифр, рамку к едва ли не всем своим предыдущим опусам. Играя вослед за автором с идеей пустого пространства, он превращает Малую сцену МХТ в пустую коробку. Несмотря на явно ощутимые уроки Таганки и сатирических эскапад Любимова, режиссер не взрывает текст, а идет за ним уважительно и осторожно. Так же, как и публика, вынужденная осторожно шагать по книжным корешкам, которыми выложен длинный коридор по дороге к сцене. Буквально попирая сотни и сотни книг: Шолохова и Горького, «Капитал» и «Сопромат» — всю бумажную классику советских библиотек, мы приближаемся к лаборатории нового алхимика, где из крови и денег, спермы и подлости, жадности и гордыни творится новый «опиум для народа», интеллектуально-криминальное чтиво.

Егор Самоходов — главный герой этого леденящего душу хоррора про нынешнюю Россию, любитель рока и Гуссерля, пиарщик и издатель, скупающий по всей стране еще не мертвые, но уже и не живые таланты, чтобы потом продать их творения по совсем иной цене олигархам и бандитам крупного пошиба, начинает свою карьеру с убийства. По просьбе своего мрачного покровителя (Владимир Качан) стреляет в его отчима, связав кровью новый союз интеллектуалов и бандитов. Он смахивает на Чичикова и Манфреда одновременно — страдающий убийца-прохиндей с романтически-зловещим ореолом. «Истории, рассказанные из мертвецкой» — так можно было бы назвать вереницу серебренниковских спектаклей и фильмов: от «Человека-подушки», где брат-писатель пишет ужастики про убийства, которые потом воплощает его больной брат, до «Господ Головлевых», «Юрьева дня», «Мертвых душ» и «Поручика Киже» с их поэтикой распада, тлена и леденящего абсурда.

Егора, интеллектуала, любителя загадочных текстов Джона Донна и Михаила Шолохова (смайлик) играет Анатолий Белый, тот самый, что сыграл брата-писателя в «Человеке-подушке». Но, кажется, что чем дальше, тем сильней совсем иной образ выступает из вязкой тени сплошного цитирования — это, разумеется, Гамлет, отчаянный Принц, желавший побороть море бед ударами клинка. Его знаменитый монолог об актерах и о своем бездействии здесь приурочен к кульминационному моменту: Егор должен решить, убивать ему или не убивать (не старика, нет — старика он убил без раздумий и потом еще множество других лиц помоложе) — убивать ли ему тех, кто накачал его возлюбленную, Плаксу (Паулина Андреева), наркотиками, сделав порнозвездой «арт-хауса». Этот новоявленный Гамлет, в отличие от того, рефлексирует, стоя уже по горло в крови. Он, как и Чичиков в рижском спектакле Серебренникова, самый страшный, но и самый лучший из всех. Ему дано увидеть распад. И прокричать свое «верую, ибо абсурдно»: насквозь коррумпированная, сращенная с бандитами власть все же единственное, что нас спасает. Без нее — хаос и небытие.

Садист-кинорежиссер, где-то на Кавказе снимающий «Гамлета» в натуралистическом формате, по-настоящему убивая всех, кому положено быть убитыми в пьесе Шекспира, поет арию Гения холода из оперы Перселла «Король Артур» (Павел Салиман-Владимиров): Let me freeze again to death (буквально — дай мне вновь вмерзнуть в смерть).

Отблески адского леденящего огня вспыхивают на экране, звучит страшная ария Перселла и по размытой кладбищенской дороге ползет Егор к живительному источнику. Уж не с покаянием ли? Уж не в надежде ли на очищение?
 
Алена Карась

Источник
: «Российская газета»
Федеральный выпуск №5382 (6) от 17 января 2011 г.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.