Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Афонин В. Н. Репетируем Шекспира («Ромео, Джульетта... и другие»). ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

© Афонин В. Н., 2006

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
Начинается репетиция-прогон дипломного спектакля по Шекспиру «Ромео и Джульетта» в исполнении студентов театрального института. Звучит музыка пролога, на полутёмной сцене – танец-шествие враждующих кланов.
 
        ХОР (мужской голос на фонограмме).
                                   В двух семьях, равных знатностью и славой,
                                   В Вероне пышной разгорелся вновь
                                   Вражды минувших дней раздор кровавый,
                                   Заставил литься мирных граждан кровь.
 
Шествие удаляется, и в ярком свете появляются СЛУГИ КАПУЛЕТТИ. Далее следует        сокращённый вариант 1-й сцены 1-го акта: слуги Капулетти затевают ссору и драку со слугами Монтекки, БЕНВОЛИО их разнимает, но появляется ТИБАЛЬТ провоцирует дуэль и массовую драку, в разгар которой на фонограмме звучат трубы, оповещая о приближении ГЕРЦОГА, народ выстраивается в поклоне и... возникает п а у з а.
 
 
           РЕЖИССЕР (из зала, в микрофон). И что? Где Герцог?
           СТУДЕНТ (спасая положение, вприпрыжку выскакивает на середину). Бунтовщики! Кто нарушает мир? Бросайте оружие!
 
Участники сцены невольно смеются.
 
           РЕЖИССЕР. Стоп! (Студенту.) Ну что за новости? Чего ты выскочил?
           СТУДЕНТ. На лошади.
 
Смех.
 
           РЕЖИССЕР. Помощник режиссёра, в чём дело?
           ПОМРЕЖ. Извините, пожалуйста. Нет Герцога.
           РЕЖИССЕР. А что случилось?
           ПОМРЕЖ. Опаздывает. У него сегодня кастинг.
           РЕЖИССЕР. Так почему ж вы начали прогон, когда актёра нет на месте?
      ПОМРЕЖ. Мы думали, он успеет на реплику. Извините, пожалуйста.
      СТУДЕНТКА. Вечно опаздывает!
           РЕЖИССЕР. Значит, будем отчислять! А для начала снимем с роли!
           СТУДЕНТ. А может, случилось что? Аппендицит?
           РЕЖИССЕР. Нет, мы что, впервые об этом говорим? Да что бы ни случилось! Умираешь – предупреди! Читайте ещё раз «Этику» Станиславского! Всё! Прогон окончен!
           СТУДЕНТЫ (наперебой). Да мы сыграем за него! У него всего-то... в начале и в конце! Давайте продолжим, не страдать же всем из-за одного? Пожалуйста!..
           РЕЖИССЕР (с тяжким вздохом). Кошмар! Ну, вот что. Пройдите пока танцевальные номера и узнайте, что с вашим герцогом. Через 15 минут начнём ещё раз. (Уходит)
           СТУДЕНТЫ живо комментируют происшествие.
           ПОМРЕЖ. Кто-нибудь, позвоните ему! Где он застрял?
           СТУДЕНТ. Да что толку звонить? Всё равно Ромео нет!
           ПОМРЕЖ. Как это нет? Я его видел – он был!
           СТУДЕНТКА. Ну, вообще, прикол! Джульетты тоже нет!
           ПОМРЕЖ.Вы что, издеваетесь?
           СТУДЕНТ (обалдело). Ни фига, ты, помреж! А как бы мы без Ромика и Джульки прогоняли?
           ПОМРЕЖ (в сердцах). Наивный, да? Ну ты ж у нас король по вводам – ты бы и сыграл!
           СТУДЕНТ. Я?! За кого?
           ПОМРЕЖ. За Ромика и Джульку!..
 
Неожиданно падает часть условной декорации (ставка с изображением Вероны), все с криком шарахаются в стороны, а за раскрытым задником, на возвышении, обнаруживается ВОЛОДЯ, как будто только что проснувшийся.
 
Общий смех. Ироничные цитаты:
А где Ромео?
Счастье, что не участвовал он в ссоре!
  Всё это из-за бледной Розалины!
           ПОМРЕЖ (смеясь). Вовка, ты прямо как собака Качалова – Джим!
           СТУДЕНТ. Джемма!
           ПОМРЕЖ. Какая Джемма? Джим! «Дай, Джим, на счастье лапу мне» – Есенин!
           СТУДЕНТ. Ну, извини! Джим – кобель, а ты сказал – сука.
           ПОМРЕЖ (возмущённо). Я сказал «сука»?!
           СТУДЕНТ. Да, собака Качалова, все свидетели.
 
Студенты, смеясь, подтверждают.
 
           ПОМРЕЖ. Ну, ладно, ладно! Качалов приводил своего Джима на репетицию. И он спал за кулисами.
           СТУДЕНТ. Качалов?
 
Смех.
 
           ПОМРЕЖ. Заткните его, не буду рассказывать.
           ВСЕ (наперебой). Ой, ну прости, расскажи, не томи!
           ПОМРЕЖ (расслабился). Так вот, Джим, воспетый Есениным, спал за кулисами.
           СТУДЕНТ. А Есенин?
 
Смех.
 
           ПОМРЕЖ (зверея). Что Есенин?
           СТУДЕНТ. Где спал Есенин?
           ПОМРЕЖ. Есенин спал в Америке!
           СТУДЕНТКА. С Айседорой Дункан!
           ПОМРЕЖ. Да! Есенин спал с Айседорой Дункан, и вся Америка на них глазела, а в это время... (Замолкает.)
           ГОЛОСА (нетерпеливо). Ну?.. Что?..
           ПОМРЕЖ. Мхатовская пауза.
 
Насмешливые аплодисменты.
 
Так вот, рассказываю. Джим спит за кулисами, а на сцене репетируют, вещают поставленными голосами: «Человек! Это звучит гордо!». Джим – ноль внимания. Но как только репетиция кончалась и великие артисты переходили на нормальное общение, – ну, там, пошли по коньячку, – Джим тут же просыпался, вскакивал, вилял хвостом: пора, мол, домой, ура. Ну-ка, Вовка, хвостиком повиляй?..
 
ВОЛОДЯ изображает виляние хвостом.
 
Одновременно появляется ИННА – её встречают гулом голосов и жидкими аплодисментами.
 
           ИННА (запыхавшись после бега). Не начинали, что ли?
           ПОМРЕЖ. Начали - остановились. Ждем-с!
           ИННА (не верит). Да ладно! У вас ещё конь не валялся, а я уж тут как тут! (Обнимается с подругами, приветствует ребят.)       
           ПОМРЕЖ. Обижаешь. Может, и не конь, а кое-кто валяется. (Указывает на ВОЛОДЮ.)
           ИННА (просияв). Эй, что там за тело?!
           ВОЛОДЯ (польщён вниманием). Я не тело, я живой труп.
           ИННА. О Боже! Хоть живой, спасибо.         
           СТУДЕНТКА. Помреж, перерыв!
           ПОМРЕЖ. Какой перерыв? Мы только начали! (Его уговаривают, и он сдаётся.) Ладно, три минуты, не больше! Потом проходим танцы!
           СТУДЕНТ (уходя последним, Инне). Ты чего ж опаздываешь, я уж за тебя хотел сыграть. (Володе.) Ромик, ты с Джулькой не шали, ей нет ещё четырнадцати лет!
ВОЛОДЯ, уже выбравшийся из своего логова, шутливо угрожает обманным движением СТУДЕНТ, смеясь, убегает.
           ВОЛОДЯ (Инне). Привет!
           ИННА. Привет!
 
Кружатся в объятиях, целуются, соскучились.
 
           ВОЛОДЯ. Откуда ты, прелестное созданье, да с опозданьем?
           ИННА. Маму с папой спроваживала. Укатили на дачу.
           ВОЛОДЯ. С ночёвкой?
           ИННА. С ночёвкой.
           ВОЛОДЯ (укоряя). А у меня две недели свободно от моих.
           ИННА (оправдываясь). Ну, Вовка, у тебя не то, ты же знаешь. И домой всегда надо, родаки достали: «Такая обстановка! Криминал!»
           ВОЛОДЯ. Я тебе газовый балончик подарю.
           ИННА. Бесполезно! (Напевая частушку.) «Не дари мне, Вовчик, газовый баллончик!..» Их не убедишь!
           ВОЛОДЯ (обняв её). Да уж. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» А я тут, представляешь, уснул под репетицию.
           ИННА. Правда, начали?
           ВОЛОДЯ. Ну конечно! А я вдруг вырубился напрочь и даже сон увидел, будто я тону. Нырнул в глубину, как в детстве, а вынырнуть не успеваю. Завис под водой, как тряпка в невесомости, и пла-ачу, рыда-аю, так себя жалко!
           ИННА. Я тебя пожалею.
           ВОЛОДЯ (хитро). Пожалей, пожалуйста.
           ИННА. Хитёр-бобёр! Прямо здесь? Не выйдет! Вот если только вечером, у меня…
           ВОЛОДЯ. Понял – приеду – ухаживать некогда!
           ИННА. Но-но-но!..
 
Шумно возвращаются однокурсники.
 
           ПОМРЕЖ (Инне, Володе). Ну вы, шер-машер, почему не в костюмах? 
           ИННА. Ну, прости, после танцев оденемся.
 
Все выстраиваются на танец, кто-то прибегает позже. По знаку ПОМРЕЖА включается музыка: «Канцона» на балу у Капулетти. ИННА и ВОЛОДЯ в танце иронично произносят текст Шекспира.
 
           РОМЕО. Когда рукою недостойной грубо
                           Я осквернил святой алтарь – прости.
                           Как два смиренных пилигрима, губы
                           Лобзаньем смогут след греха смести.
           ДЖУЛЬЕТТА. Любезный пилигрим, ты строг чрезмерно
                          К своей руке: лишь благочестье в ней.
                          Есть руки у святых: их может, верно,
                          Коснуться пилигрим рукой своей.
           РОМЕО. Даны ль уста святым и пилигримам?
           ДЖУЛЬЕТТА. Да, для молитвы, добрый пилигрим.
           РОМЕО. Святая! Так позволь устам моим
                            Прильнуть к твоим – не будь неумолима.
           ДЖУЛЬЕТТА. Не двигаясь, святые внемлют нам.
           РОМЕО. Недвижно дай ответ моим мольбам.
 
Танец удаляется со сцены, а музыку канцоны сменяет ритм современной улицы.
 
ВОЛОДЯ по мобильному телефону набирает номер.
 
Вместе со звонками появляется НЕЗНАКОМКА.
 
           НЕЗНАКОМКА (в трубку своего радиотелефона). Алло?.. Алло, перезвоните, пожалуйста, не слышно!
           ВОЛОДЯ. Алё, простите, я, наверно, ошибся?
           НЕЗНАКОМКА (насмешливо). Ну, ошиблись. Очень может быть. И что ж вы не вешаете трубку?
           ВОЛОДЯ. Так ведь... может, я не ошибся?
           НЕЗНАКОМКА. А кто вам нужен и кто вы?
           ВОЛОДЯ. В каком смысле кто я?
           НЕЗНАКОМКА. Ну, как вас зовут, например?
           ВОЛОДЯ. Меня? Владимир. А вас?
           НЕЗНАКОМКА. А нас - не обязательно. Вы же ошиблись?
           ВОЛОДЯ. Конечно, ошибся! Я вас не знаю!
           НЕЗНАКОМКА. Тем лучше. Бай-бай!
           ВОЛОДЯ. Бай-бай. Но так нечестно.
           НЕЗНАКОМКА. Всё честно. Время уже позднее, покоя сердце просит.
           ВОЛОДЯ. А-а! Пора на заслуженный отдых?
           НЕЗНАКОМКА. Что?
           ВОЛОДЯ. На пенсию пора, бабуля?
           НЕЗНАКОМКА. Ах, да-а! То есть я ещё не совсем, но скоро, скоро, 
юноша, жизнь коротка.
           ВОЛОДЯ. Однако, судя по голосу, вы неплохо сохранились!
           НЕЗНАКОМКА. Чистая случайность. Как и чистый воздух в наши дни. Ну, что? Прощаемся навек?
           ВОЛОДЯ. Как?! Уже?! Я вас не понимаю!
           НЕЗНАКОМКА. И я вас не понимаю.
           ВОЛОДЯ. Но я же хочу видеть вас!
           НЕЗНАКОМКА. Да, да, да, это называется «лапша на уши», не надо.
           ВОЛОДЯ. Да нет же, я правда хочу вас увидеть, а где искать – не знаю!
           НЕЗНАКОМКА. А зачем же искать? Приезжайте и всё. Так и быть.
           ВОЛОДЯ. То есть... так прямо?
           НЕЗНАКОМКА. А чего ж кривить душой? Только прямо.
           ВОЛОДЯ. А куда?
           НЕЗНАКОМКА. Ну, как... наверно, ко мне?
           ВОЛОДЯ (с нарастающим удивлением). А где вы?
 
Рядом с НЕЗНАКОМКОЙ появляется ПАРЕНЬ.
 
На его вопросительный взгляд она отвечает весёлым пожатием плеч.
 
           НЕЗНАКОМКА. Сейчас я дома. А через некоторое время буду... ну, скажем, на детской площадке во дворе. Там есть такая скамейка... обшарпанная... в общем, там.
           ВОЛОДЯ. А где это всё?
           НЕЗНАКОМКА. А вы не знаете?
           ВОЛОДЯ. Да нет же, откуда?!
           НЕЗНАКОМКА (не верит). Интересно! А вроде всем известно, что я живу на набережной.
           ВОЛОДЯ. На набережной? Котельнической? Шевченко?
           НЕЗНАКОМКА. Шевченко, правильно.
           ВОЛОДЯ. Не может быть! А дом?
           НЕЗНАКОМКА. Всё тот же. 
           ВОЛОДЯ. Который? Я все дома там знаю! Номер подскажите!
           НЕЗНАКОМКА. Ну, восемнадцать.
           ВОЛОДЯ. Понял! Буду как Сивка-Бурка!
           НЕЗНАКОМКА (смеясь). Вещая Каурка!
 
Музыка – «Тарантелла». Танец в масках на балу у Капулетти окружает и увлекает ВОЛОДЮ – он тоже получает маску.
 
В дальнейшем предполагаемые фрагменты Шекспира возникают не обязательно в прямой ассоциации с очередным эпизодом современной истории. Это игра воображения ВОЛОДИ, иррационально вплетающаяся в реальность.  
       
В данном случае отмечается некая параллель в сюжетах, поэтому на сцене остаются уже знакомый нам ТИБАЛЬТ и КАПУЛЕТТИ (РЕЖИССЁР).
 
           ТИБАЛЬТ. Дядя! Среди нас – Монтекки! Негодяй посмел сюда явиться под прикрытьем маски!
           КАПУЛЕТТИ. Что ты, племянник, так разбушевался?
           ТИБАЛЬТ. Но, дядя, здесь Монтекки! Негодяй Ромео!
           КАПУЛЕТТИ. Друг, успокойся и оставь его. Себя он держит истым дворянином. Сказать по правде, вся Верона хвалит его за добродетель и учтивость.
           ТИБАЛЬТ. Но, дядя, это срам, я не стерплю его!
           КАПУЛЕТТИ. Отлично стерпишь – слышишь ты, мальчишка? Я здесь хозяин или ты? Ступай! Веди себя прилично!..
 
Маски в танце вновь заполняют сцену.
 
Отлично, детки! Живей, дружки! (Вместе с Тибальтом уходит за танцем.)
 
На сцене – скамейка, возникшая во время последнего танцевального эпизода.
 
Появляются ПАРЕНЬ и НЕЗНАКОМКА.
 
           ПАРЕНЬ (идя впереди). Чино! (Высматривает воображаемую во тьме за кулисами собаку.) Гуляй! 
           НЕЗНАКОМКА (беспечно). Ну ты чего надулся? Прикольно!
           ПАРЕНЬ. Ничего прикольного не вижу. Кто он такой?
           НЕЗНАКОМКА. Понятия не имею.
           ПАРЕНЬ. Зачем же адрес назвала?
           НЕЗНАКОМКА. Да он и сам всё знал наверняка. Пускай, забавно! Не будет вешать нам лапшу! 
           ПАРЕНЬ. Какую лапшу? Забыла, что вокруг творится?
           НЕЗНАКОМКА. Но ты же рядом?!
           ПАРЕНЬ. Не выдумывай.
           НЕЗНАКОМКА. Ну почему? Нам все равно гулять с собакой. А ты – слегка в сторонке.
           ПАРЕНЬ. Слегка – это как?
           НЕЗНАКОМКА. Ну, чтоб никто не догадался, что ты со мной. Мало ли кто там гуляет с собакой! А в темноте тебя и не особо видно будет. Здорово!
           ПАРЕНЬ. Ага, и тебя не будет видно – очень здорово!
           НЕЗНАКОМКА. А фонарь?
           ПАРЕНЬ. Какой фонарь?!
           НЕЗНАКОМКА. Да вот же, над скамейкой?! Я включу – всё будет как на ладони! Шок! Ураган!
           ПАРЕНЬ. Ага, ништяк, я там в засаде, а ты здесь в разведке!
           НЕЗНАКОМКА. Зато увидим, кто посмел прикалывать!
           ПАРЕНЬ. Да я-то с какого боку-припёку?
           НЕЗНАКОМКА. А может, это твой… знакомый, друг, товарищ!
           ПАРЕНЬ. Нет у меня таких придурков!
           НЕЗНАКОМКА. Ну всё равно! Но только ты, пожалуйста, не открывайся. Я позову, если что.
           ПАРЕНЬ. Не сходи с ума! Может оказаться поздно, если что!
           НЕЗНАКОМКА. Да всё же будет на твоих глазах! (Ластится.) Ну дяденька, ну я же ещё маленькая, мне хочется играть! Ну пожалуйста!
           ПАРЕНЬ (ворчит). «Маленькая». Мал золотник, да дорог. Потеряешься, а мне горевать.
          НЕЗНАКОМКА. Не потеряюсь, дяденька, достань воробышка! (Вдруг замечает чьё-то приближение и по-детски азартно уводит Парня со сцены.) Прячемся!
 
Звучит мотив из спектакля по Шекспиру. СТУДЕНТЫ (БЕНВОЛИО и МЕРКУЦИО) – в современной одежде  шутливо подталкивают ВОЛОДЮ (РОМЕО).
 
           РОМЕО. Ну что ж, мы скажем в извиненье речь иль так войдем, без объяснений?
           БЕНВОЛИО. Нет, нынче уж не в моде многословье. Пусть думают о нас что им угодно, – мы только протанцуем и уйдём.
           РОМЕО. Мне факел дайте, я светить вам буду.
           МЕРКУЦИО. Нет, милый друг,  ты должен танцевать. Займи же пару крыльев у Купидона и порхай на них!
           РОМЕО. Нет, мне моей тоски не перепрыгнуть.
           МЕРКУЦИО. Да полно, мы тебе поможем и вытащим из этой, с позволения сказать, любви.
           РОМЕО. О нет, я видел сон.
           МЕРКУЦИО. Я тоже – чем хвалиться?
           РОМЕО. Что видел ты?
           МЕРКУЦИО. Что часто лгут сновидцы.
           РОМЕО. Нет, сон бывает вестником судеб.
           МЕРКУЦИО. А, так с тобой была царица Мэб! (Жестом факира будто бы снимает её с головы Ромео.) А вот она! (Удаляется с БЕНВОЛИО.) Видишь, она не больше агата, что в перстне олдермена. И вот эта тварь в упряжке из мельчайших мошек катается у спящих по носам. А за возницу – ма-аленький комарик! А в руке его горит ма-аленький фонарик!..
           ВОЛОДЯ (с улыбкой смотрит им вслед, затем оглядывается и видит НЕЗНАКОМКУ). Добрый... вечер.
           НЕЗНАКОМКА (подходя к скамейке). Добрая ночь.
           ВОЛОДЯ. Ах да, ночь. Не заметил.
           НЕЗНАКОМКА (взойдя на скамейку, щелчком пальцев включает «фонарь», садится на спинку). Присаживайтесь.
           ВОЛОДЯ. Спасибо... У вас тут полный сервис? (Тоже поднимается на скамейку, садится на спинку.) А это, значит, ваш дом?
           НЕЗНАКОМКА. Да, это, значит, наш дом.
           ВОЛОДЯ. Уже наш?
           НЕЗНАКОМКА. Не обольщайтесь.
           ВОЛОДЯ. А окна – ваши – на этой стороне?
           НЕЗНАКОМКА. Седьмой этаж, пятое справа, моё личное.
           ВОЛОДЯ. А рядом чье? С балконом.
           НЕЗНАКОМКА. Мамино.
           ВОЛОДЯ. Тоже не спит? Волнуется, наверно.
           НЕЗНАКОМКА. Ужасно. По телеку – футбол.
           ВОЛОДЯ. Футбол? Кто с кем?
           НЕЗНАКОМКА. Наши с кем-то.
           ВОЛОДЯ. А, да, сегодня мужики говорили.
          НЕЗНАКОМКА.  Да, мужики говорили. (Искоса взглянув, с усмешкой.) Что? Разочарованы? Скучно?
           ВОЛОДЯ. Да нет, хотя… по телефону было веселее.
           НЕЗНАКОМКА. А никто вас не держит, между прочим, можете идти.
           ВОЛОДЯ. Да ничего, посижу.
           НЕЗНАКОМКА. Зачем же такие одолжения? Идите!
           ВОЛОДЯ. Нет.
           НЕЗНАКОМКА. Почему же нет?
           ВОЛОДЯ. Там… темновато, страшновато.
           НЕЗНАКОМКА. А здесь?
           ВОЛОДЯ. А здесь светло. Здесь – вы.
           НЕЗНАКОМКА. Ну, как хотите…           
           ВОЛОДЯ (достаёт сигареты, предлагает ей). Покурим?.. На посошок...
           НЕЗНАКОМКА (взглянув на сигареты). Спасибо... нет.
           ВОЛОДЯ. А если я… ничего?
           НЕЗНАКОМКА (пожав плечами). Пожалуйста.
          ВОЛОДЯ. (включив и тут же погасив зажигалку). Хотя вы правы, здоровье дороже. (Убирает сигареты.)
           НЕЗНАКОМКА. Я этого не говорила.
           ВОЛОДЯ. Я сам догадался.
           НЕЗНАКОМКА. С ума сойти.
           ВОЛОДЯ. А вы... наверно, учитесь? Где-нибудь, чему-нибудь?
           НЕЗНАКОМКА. Естественно.
           ВОЛОДЯ. Почему – естественно?
           НЕЗНАКОМКА. А почему – неестественно?
           ВОЛОДЯ. Хм. Верно. Сдаюсь.
           НЕЗНАКОМКА. А вы?
           ВОЛОДЯ. Мы? В смысле я? Работаю. Волшебником.
           НЕЗНАКОМКА. Как же это?
           ВОЛОДЯ. Очень просто. Белая магия. Снимаю сглаз и порчу. Колдун, короче.
           НЕЗНАКОМКА. И трепач.
           ВОЛОДЯ. И трепач! Хотите свежий анекдот?
           НЕЗНАКОМКА. Свежезамороженный – нет.
           ВОЛОДЯ. Ну почему?
           НЕЗНАКОМКА. Я знаю все анекдоты.
           ВОЛОДЯ (со вздохом). Ёжик.
           НЕЗНАКОМКА (наивно). Где?
           ВОЛОДЯ. «Вышел ёжик из тумана, вынул ножик из кармана».
           НЕЗНАКОМКА. Не пугайте.
           ВОЛОДЯ (смеясь). Вы – ёжик! Когда я был маленьким, я ужасно боялся ежовых колючек. Или ёжиковых? Как правильно? Может, ёжикиных?
           НЕЗНАКОМКА. Ёжичковых.
           ВОЛОДЯ. Ну, вот. А теперь не боюсь. Может, поговорим?
           НЕЗНАКОМКА. То есть?
           ВОЛОДЯ. Может, поговорим по-простому?
           НЕЗНАКОМКА (оценив иронию). Да уж поздно. Пора домой.
           ВОЛОДЯ. Покоя сердце просит?.. Жаль. А ваш телефон... можно узнать?
           НЕЗНАКОМКА. Вы же звонили мне.
           ВОЛОДЯ. Случайно. Я звонил... не вам.
           НЕЗНАКОМКА. Не мне?.. А кому?
           ВОЛОДЯ. Ну... не вам.
           НЕЗНАКОМКА. Ах, вот как!.. (И вдруг начинает смеяться.)
           ВОЛОДЯ (смущён). А что смешного?.. (Искоса поглядывая на неё, шутливо угрожает.) Вот откушу вам нос – будете знать, как дразнить животных в зоопарке.
           НЕЗНАКОМКА (смеясь). Что-о?! Но-ос?! Интересно... (Слегка обтерев свой носик и закрыв глаза, неожиданно подставляет ему лицо.) Кусайте меня, кусайте! Ну-у?!.
 
ВОЛОДЯ на мгновение теряется, но затем, изловчившись, вдруг и вправду слегка прикусывает ей кончик носа.
 
НЕЗНАКОМКА отшатнулась, в комическом ужасе ощупывает нос.
 
Дурак, что ль?! (Пальцем у виска.) Ни фига себе юмор! отчётливо громко для Парня.) Нормально! Всё нормально!.. (Озадаченно смеясь, Володе.) Я думала, мы знакомы.
           ВОЛОДЯ (тоже довольно посмеиваясь). Будем знакомы.
           НЕЗНАКОМКА. Да уж. (Встаёт и вдруг свистит). Чино! Домой!
           ВОЛОДЯ (удивлённо встаёт). Кому это вы?
           НЕЗНАКОМКА (обворожительно). Не вам, Володенька.
           ВОЛОДЯ. Так вы... с собакой?! Аль Пачино?
           НЕЗНАКОМКА. Умён – обалдеть! И всё же не с собакой, а с меньшим нашим братом. (Вынимает из кармана поводок, свистит.) Чино!
           ВОЛОДЯ. А телефон?
           НЕЗНАКОМКА.Телефон? Это как трофей? 249-56-83. Трудно запоминается?
           ВОЛОДЯ. Нормально. (Достаёт мобильник, нажимает кнопки.) Он у меня записан. А как вас назвать при случае?
           НЕЗНАКОМКА. Ах да, это тоже как трофей – «при случае».
           ВОЛОДЯ. Ну почему? Просто интересно.
           НЕЗНАКОМКА. Понятно, интересно просто. Ну, что ж... Ничем помочь не могу. (Грациозно сойдя со скамейки, ещё раз насмешливо оглядывается снизу вверх.). Прощайте!
           ВОЛОДЯ (ещё на скамейке). До свидания!
           НЕЗНАКОМКА. А вот это – вряд ли. (Отходит и вновь оборачивается, смотрит на Володю.) Чино! Я иду домой!.. (Быстро уходит.)
           ВОЛОДЯ (глядя ей вслед). Я провожу, постойте!
           ПАРЕНЬ (проходя с другой стороны). Не надо.
           НЕЗНАКОМКА (за сценой). Спасибо, я дома!
           ВОЛОДЯ (Парню). Я не вам.
           ПАРЕНЬ. Извини. (Смягчая.) Девчонка и правда уже дома, я её знаю. А вообще-то здесь небезопасно.
           ВОЛОДЯ. То есть?
           ПАРЕНЬ. Для жизни небезопасно. (Уходит.)
 
ВОЛОДЯ остаётся в недоумении, но вновь звучит мотив
из спектакля по Шекспиру.
 
           ГОЛОСА (за сценой). Ромео!  Где ты, Ромео?
 
ВОЛОДЯ скрывается за кулисой, в то время как на сцене появляются БЕНВОЛИО и МЕРКУЦИО (в репетиционных шекспировских костюмах).
 
           МЕРКУЦИО (смеётся и дурачится). Он разумен и, верно, уж давно лежит в постели.
           БЕНВОЛИО (тоже смеётся). Нет-нет, сюда он прыгнул, через стену. Позвать его?
           МЕРКУЦИО. Да, вызвать заклинаньем! Ромео, страсть, любовь, безумец пылкий, причудник! Появись хоть в виде вздоха! Одну лишь рифму – и с меня довольно. Воскликни: «ах», – вздохни: «любовь» – «морковь». Скажи словечко кумушке Венере, посмейся над слепым её сынком, над Купидоном…
           БЕНВОЛИО. Ни отклика, ни вздоха.
           МЕРКУЦИО. Плут умер. Прибегнем к другому заклинанью. Ромео! Тебя я заклинаю ясным взором прекрасной Розалины, благородным её челом, пунцовыми устами, ногою стройной, трепетным бедром и прелестями прочими её, – явись, явись нам в образе своём!
           БЕНВОЛИО. Коль слышит он, рассердится, наверно.
           МЕРКУЦИО. Не думаю. Ведь именем возлюбленной я лишь его явиться заклинаю к нам.
           БЕНВОЛИО. Он, верно, спрятался в тени деревьев, чтоб слиться воедино с влажной ночью. Любовь его слепа – ей мрак подходит.
           МЕРКУЦИО. Нет, будь любовь слепа, она так метко не попадала б в цель. Теперь сидит он где-нибудь под деревом плодовым, мечтая, чтоб любимая его, как спелый плод, ему свалилась в руки. О, будь она, о, будь она, Ромео, от спелости растрескавшейся грушей! Прощай, Ромео, я иду в постель. Мне под открытым небом спать прохладно. Пойдём.
           БЕНВОЛИО. Пойдём. Искать того напрасно, кто не желает, чтоб его нашли.
 
Уходят.
 
           ВОЛОДЯ (появляясь из темноты). «Над шрамом шутит тот, кто не был ранен». (Вновь смотрит на окно НЕЗНАКОМКИ, мечтает.) «Но тише! Что за свет блеснул в окне? О, там восток! Джульетта – это солнце».
 
И словно из его воображения возникает голос НЕЗНАКОМКИ,
а затем и сама она появляется в луче света, играя белой пелериной.
           
           ДЖУЛЬЕТТА (НЕЗНАКОМКА). О горе мне! 
           РОМЕО (ВОЛОДЯ). Она сказала что-то.
                            О, говори, мой светозарный ангел!
                            Ты надо мной сияешь в мраке ночи,
                            Как легкокрылый посланец небес
                             Пред изумлёнными глазами смертных,
                            Глядящих, головы закинув ввысь,
                            Как в медленных парит он облаках
                            И плавает по воздуху.
           ДЖУЛЬЕТТА (за скамейкой, «на балконе»). Ромео! О, зачем же ты Ромео! Покинь отца и отрекись навеки от имени родного, а не хочешь – так поклянись, что любишь ты меня, и больше я не буду Капулетти. Одно лишь имя твоё мне враг. А ты – ведь это ты, а не Монтекки. Что означает твоё имя? Ведь то, что называем розой, и под другим названьем сохраняло б свой сладкий запах! Так и Ромео, хоть и не звался бы Ромео, хранил бы все милые достоинства свои... без имени. Так сбрось же это имя! Взамен его меня возьми ты всю!
           РОМЕО. Ловлю тебя на слове!
           ДЖУЛЬЕТТА. Ах, кто же ты, что под покровом ночи подслушал тайну сердца?
           РОМЕО. Я не знаю, как мне себя по имени назвать. Мне это имя стало ненавистно, моя святыня: ведь оно – твой враг.
           ДЖУЛЬЕТТА. Мой слух ещё и сотни слов твоих не уловил, а я узнала голос: ведь ты Ромео? Правда? Ты Монтекки?
           РОМЕО. Ни то и ни другое, о, святая, когда тебе не нравятся они.
           ДЖУЛЬЕТТА. Как ты попал сюда? Скажи, зачем? Ведь стены высоки и неприступны.
           РОМЕО. Я перенёсся на крылах любви: ей не преграда – каменные стены.
           ДЖУЛЬЕТТА. О, только бы тебя не увидали!
           РОМЕО. Меня укроет ночь своим плащом.
           ДЖУЛЬЕТТА. Кто указал тебе сюда дорогу?
           РОМЕО. Любовь! Она к расспросам понудила, совет дала, а я ей дал глаза.
           ДЖУЛЬЕТТА. Мое лицо под маской ночи скрыто,
                              Но всё оно пылает от стыда
                              За то, что ты подслушал нынче ночью.
                              Хотела б я приличья соблюсти,
                              От слов своих хотела б отказаться,
                              Хотела бы... но нет, прочь лицемерье!
                              Да, мой Монтекки, да, я безрассудна,
                              И ветреной меня ты вправе счесть.
                              Но верь мне, друг, – и буду я верней
                              Всех, кто вести себя хитро умеет.
                              И я б могла казаться равнодушной,
                              Когда б ты не застал меня врасплох
                              И не подслушал бы моих признаний.
                              Прости ж меня, прошу, и не считай
                              За легкомыслие порыв мой страстный,
                              Который ночи мрак тебе открыл.
           РОМЕО. Клянусь тебе священною луной...
           ДЖУЛЬЕТТА. О, не клянись луной непостоянной!
           РОМЕО. Так чем поклясться?
           ДЖУЛЬЕТТА. Вовсе не клянись. Иль, если хочешь, поклянись собою, – души моей кумиром, – и я поверю.
           РОМЕО. Если чувство сердца...
           ДЖУЛЬЕТТА. Нет, не клянись! Хоть радость ты моя,
                                   Но сговор наш ночной мне не на радость.
                                   Он слишком скор, внезапен, необдуман –          
                                   Как молния. Друг, доброй, доброй ночи!
                                   В своей душе покой и мир найди,
                                   Какой сейчас царит в моей груди.
 
З а т е м н е н и е.
 
Музыка – танец персонажей Шекспира, ироническая пантомима на тему романтических свиданий.
 
ВОЛОДЯ с улыбкой смотрит пантомиму, затем набирает номер телефона. Звонки у НЕЗНАКОМКИ.
 
           НЕЗНАКОМКА (появляясь с радиотелефоном.) Алло?..
           ВОЛОДЯ. Надеюсь, я вас не разбудил?
           НЕЗНАКОМКА (не сразу). А кто это, простите?
           ВОЛОДЯ. Это я, который кусался.
           НЕЗНАКОМКА. А, ну как же, помню.
           ВОЛОДЯ. Приятно слышать. И я вас помню. А давайте дружить домами?
           НЕЗНАКОМКА. Это как?
           ВОЛОДЯ. Я – к вам, вы – ко мне.
           НЕЗНАКОМКА. Очередной тонкий юмор?
           ВОЛОДЯ. Да нет же, правда, приходите хоть сейчас. Я бы сам напросился, но у вас ведь мама, неудобно. А у меня никого. Даже тараканов нет, просто жуть как одиноко. Приходите, вам ведь тоже не спится, я чувствую, а здесь хоть музыку послушаем, поболтаем. Я сварю кофе, я умею. А станет скучно – уйдёте, я провожу. Алё?
           НЕЗНАКОМКА. Да-да, я слышу. И вы серьёзно?
           ВОЛОДЯ. Абсолютно. Я же забыл вам сказать: мы живём почти рядом! Между нами два шага и никакого мошенства, клянусь! «Пионер» на Кутузовском – знаете?
           НЕЗНАКОМКА. Да.
           ВОЛОДЯ. А мой дом – через дом! Квартира 15, четвертый этаж, на лифте, подъезд без кода, то есть он сломан. Да я же встречу! Точно! Давайте, я встречу вас у вашего дома и доведу, довезу и всё, что хотите!
           НЕЗНАКОМКА. Ну, нет уж, как-нибудь сама.
           ВОЛОДЯ. Так вы придёте?!
 
Появляется ПАРЕНЬ.
 
           НЕЗНАКОМКА (оглянувшись). Не знаю.  Может быть, когда-нибудь, не знаю. До свиданья. (Выключает трубку.)
 
У Володи – затемнение.
 
           ПАРЕНЬ. Опять он?
 
НЕЗНАКОМКА кивает.
 
Ну, хочешь, я вычислю его, поговорю?
           НЕЗНАКОМКА. Не надо, незачем.
           ПАРЕНЬ (осторожно). А что такое «как-нибудь сама»?
           НЕЗНАКОМКА (пожав плечами). Игра слов.
           ПАРЕНЬ. Вы наверняка знакомы.
           НЕЗНАКОМКА. Дяденька, не занудничай. Ну всё же было на твоих глазах, и мне уже влетело от тебя, я больше так не буду. Ну что ещё?
           ПАРЕНЬ. Извини. Мне только странно: неужели для тебя всё это... ну, что у нас... помолвка, прочее... не значит ничего?
           НЕЗНАКОМКА. Значит. И очень много. Но ты же говорил, что я пока ещё свободна. Или нет? Ты сам просил меня подумать хорошенько. Я честно думаю, только и всего.
           ПАРЕНЬ (удручённо). Да, чем-то он тебя задел.
           НЕЗНАКОМКА (весело). Ой, ой, какой мы проницательный! Заревновал?!
           ПАРЕНЬ (взрываясь). Нет! А как я должен чувствовать себя? Научи, пожалуйста!
           НЕЗНАКОМКА. Давай на завтра отложим этот разговор?
           ПАРЕНЬ ( усмехнулся). Опять гонишь прочь – в ночь.
           НЕЗНАКОМКА. Ты же знаешь, мама не уснёт, пока ты здесь.
           ПАРЕНЬ. Ну что тебя во мне пугает? Я же прост как правда!
           НЕЗНАКОМКА. Ты слишком прост. А впрочем, наверно, это очень правильно. Ты следуешь своей идее. А я не доросла. Прости.
           ПАРЕНЬ. Это ты меня прости. Ведь мы могли начать и без венчания, без штампов в паспорте. Но это правила без правил. Я не хочу их принимать хотя бы в личной жизни, когда вокруг – такое.
           НЕЗНАКОМКА. Наверное, ты прав.
           ПАРЕНЬ. Ну, ладно, я поехал. До завтра… до сегодня. Созвонимся, да?.. (Целует её и уходит.)
 
ВОЛОДЯ набирает номер звонок у Незнакомки.
 
           НЕЗНАКОМКА (негромко). Да?
           ВОЛОДЯ (очень волнуясь). Ещё раз извините, я не успел вам сказать. Я всё-таки жду вас и буду ждать до утра, вы это знайте. Если вас отпустят, и если вы мне доверяете хоть каплю, я жду. Дом через дом от «Пионера», номер 25, квартира 15 на четвёртом этаже. Лучше бы я встретил вас, но если вам не страшно в одиночку, я жду в любой момент. Хорошо?.. Алё?..
           НЕЗНАКОМКА (после паузы). Хорошо.
           ВОЛОДЯ (не ожидал, не очень верит и повторяет просто ради самоутверждения). Я правда жду. Пожалуйста, не сомневайтесь. Никакого подвоха и никакой опасности для вас. А кусаться я больше не буду, торжественно обещаю.
           НЕЗНАКОМКА (опять не сразу). Хорошо.
           ВОЛОДЯ (удивлённо). Спасибо, я жду...
НЕЗНАКОМКА исчезает.
У ВОЛОДИ входной звонок.
           СТУДЕНТ (появляясь). «Обиваем двери кожей заказчика!» Привет!
           ВОЛОДЯ (смеясь). Привет. Какими судьбами?
           СТУДЕНТ. Шёл мимо, дай, думаю, зайду. Никого не разбудил?
           ВОЛОДЯ. Да нет, я уже две недели один.
           СТУДЕНТ. Правда? Ну, значит, ты больной.
           ВОЛОДЯ. В смысле?
           СТУДЕНТ. Хата свободна от родителей – и ты один! «Святой Франциск! Какое превращенье! А Розалина? Где ж былая страсть?»
           ВОЛОДЯ. «Забыты мной и это имя, и весь бред былой».
           СТУДЕНТ. «Ох, юный флюгер! Будь мудр – тем, кто спешит, грозит паденье!»
 
Опять входной звонок – и вваливается шумная компания студентов.
 
Далее импровизация: с ходу играется музыка с пляской, во время которой осуществляется перестановка (выносятся журнальный стол, стулья, подушки для сиденья на полу и прочее), затем организуется посиделка с распитием принесенных остатков вина. Одной из девушек звонит на мобильный мама (или девушка звонит домой, предупреждая о якобы ночной репетиции). Ребята прикалываются: «Оденься!»   и т. п.
 
ПОМРЕЖ (провозглашая тост). За Вильяма, за нашего, как говорится, Шекспира! Контракт?!
ВСЕ. Есть контракт!
ПОМРЕЖ. Подписать!..
 
Затем под гитару поётся общая песня:
 
В нашем доме не спится:
Здесь такое творится!
Здесь такая всегда карусель!
Что иные – ну очень серьёзные лица! –
Могут театр принять за бордель!
В нашем доме разбиваются на части
Наши кукольные души и сердца.
Эй, многоуважаемая!
И на сцене непременно подражаемая!
Публика почтеннейшая, здрасьте!
Досмотрите сказку до конца!
 
Затем продолжается «дискотека», «разброд и шатание».
 
ИННА в танце выводит ВОЛОДЮ на авансцену.
 
           ИННА (сквозь музыку). Магомет не пришел к горе.
           ВОЛОДЯ (так же). Гора пришла к Магомету.
           ИННА. Почему не приехал?
           ВОЛОДЯ. Не смог.
           ИННА. Почему не позвонил?
           ВОЛОДЯ. Я звонил, но не туда попал, а потом...
           ИННА. Что потом?
           ВОЛОДЯ. Знаешь, Ин, прости, мне надо разобраться.
           ИННА. Что такое? Ты кого-то встретил? Может, и влюбился?
           ВОЛОДЯ. Сердцу не прикажешь.
           ИННА. Осторожно, Вовчик, с этим не шутят. Что произошло?
           ВОЛОДЯ. Я сам не знаю. Правда. По-моему, у нас с тобой... ну... понимаешь... мне кажется, что мы... вернее, я...
 
Инна останавливается, затем резко отходит и выключает музыку. Компания бурно протестует.
 
           ИННА (Володе). Спасибо! За урок спасибо! Теперь уж я себя не потеряю!.. (К однокурсникам.) Люди! Поехали ко мне! Можем на всю ночь – мои сегодня тоже в отъезде! И холодильник полный – поехали!
           СТУДЕНТКА. Хавчик! Хавчик! Поехали! 
Девчонки, проявляя солидарность с Инной, подхватываются уходить, поднимают и ребят.
Спешное прощание с хозяином  и наконец ВОЛОДЯ снова остаётся один.
           ВОЛОДЯ.«И я любил? Нет, отрекайся, взор: ты красоты не видел до сих пор!» (Достаёт телефон и быстро набирает номер.)
 
Звонки у Незнакомки.
 
           НЕЗНАКОМКА (появляясь). Алло?
           ВОЛОДЯ. Вы ещё дома? Слава Богу! Знаете, всё же лучше давайте я вас встречу! Вы как? Не передумали? Вас отпустили? Вы согласны?.. Алё?..
           НЕЗНАКОМКА (не сразу, решаясь лишь в эту минуту). Да!
           ВОЛОДЯ. Мне подождать внизу, у подъезда? Я имею в виду – у вас?..
           НЕЗНАКОМКА (опять не сразу). Да.
           ВОЛОДЯ. Договорились! Минут через десять! Я бегом – вернее, спортивной ходьбой! В крайнем случае, если как-то разминёмся, спущусь к вам с крыши по веревке, не пугайтесь.
           НЕЗНАКОМКА. Нет, нет, ни в коем случае!
           ВОЛОДЯ (смеясь). Да нет, конечно. Это я «гипотетически». Но мы встречаемся, да? Это правда?
           НЕЗНАКОМКА (преодолев колебания). Да!
           ВОЛОДЯ. До встречи!..
 
НЕЗНАКОМКА исчезает.
 
ВОЛОДЯ ликует в предвкушении победы.
 
«Дитя не знает жизни!..» (Захватив ветровку, убегает.)
 
И вновь – в локальном свете персонажи Шекспира.
 
           КАПУЛЕТТИ (РЕЖИССЁР). Мы оба одинаково с Монтекки наказаны, и, думаю, нетрудно нам, старым людям, было б в мире жить.
           ПАРИС (ПАРЕНЬ). Достоинствами вы равны друг другу, и жаль, что ваш раздор так долго длится. Но что вы мне ответите, синьор?
           КАПУЛЕТТИ. Я повторю, что говорил и раньше: моё дитя не знает жизни, ей нет ещё четырнадцати лет. Пускай умрут ещё два пышных лета, тогда женою сможет стать Джульетта.
           ПАРИС. Я матерей счастливых знал моложе.
           КАПУЛЕТТИ. Созрев так рано, раньше увядают. Но попытайтесь, граф мой благородный. В её согласии моё – лишь часть. Я ей решенье отдаю во власть. (Удаляется вместе с Парисом.)
 
Появляются ВОЛОДЯ и НЕЗНАКОМКА.
 
           ВОЛОДЯ. Ну вот, пришли. (Щёлкнув пальцами, включает свет.) Будьте как дома.
           НЕЗНАКОМКА. Но не забывайте, что в гостях?
           ВОЛОДЯ. Наоборот, забудьте! Раздевайтесь!
           НЕЗНАКОМКА. Уже? Так быстро?
           ВОЛОДЯ (смущённо). Да нет, я в смысле – снимайте ваш чехол, здесь не холодно.
           НЕЗНАКОМКА (заглядывая в гостиную). А там – никого?
           ВОЛОДЯ. Никого. Тут ко мне вдруг однокурсники нагрянули, еле отбился. Теперь чёрт ногу сломит после них, не обращайте внимания, ладно?
 
НЕЗНАКОМКА расстёгивает куртку – 
ВОЛОДЯ помогает снять и вешает на вешалку.
 
Как насчет кофе? Будем? (Сгребает и убирает за кулису посуду с журнального стола.)
           НЕЗНАКОМКА. Кофе на ночь? А моя мама вечерами даже прячет его от меня. Говорит, очень вреден, особенно на ночь.
           ВОЛОДЯ. А может, ей просто жалко? Кофе нынче дорог.
           НЕЗНАКОМКА (с улыбкой). Да нет, на неё не похоже. Просто она медик. Слишком много знает. Бережёт единственную дочь от нервного расстройства.
           ВОЛОДЯ. По-моему, чепуха. А потом... уже, можно сказать, не на ночь, а на утро. Гениально?
           НЕЗНАКОМКА. Вполне.
           ВОЛОДЯ. Ну, вы тут без меня пока. Я только заряжу и назад. О, кстати, я вам музыку обещал. (Включает – «Радио Classic».) На этой волне бывает неплохая. Осваивайтесь!.. (Скрывается.)
 
НЕЗНАКОМКА, радуясь предоставленной свободе, осматривает воображаемую гостиную. Затем идёт к дивану, замечает на журнальном столе сигареты и зажигалку, неумело закуривает и усаживается на диване, сняв туфли и поджав ноги под себя.
 
Возвращается ВОЛОДЯ.
 
Кофе по-турецки годится? (Заметив её позу.) О!..
           НЕЗНАКОМКА (опуская ноги). Извините, домашняя привычка.
           ВОЛОДЯ (активно). Да что вы, сидите как удобно!
           НЕЗНАКОМКА. Правда - ничего?
           ВОЛОДЯ. О чём разговор!
 
НЕЗНАКОМКА возвращает ноги на диван.
 
Прекрасно! И мне без хлопот. Не надо быть слишком внимательным, предупредительным... Кстати... могу вам дать чего-нибудь полегче на ноги. Хотите?
           НЕЗНАКОМКА (пожав плечами). Если не трудно.
           ВОЛОДЯ (подхватывая туфли и унося в прихожую). Ну почему ж не трудно? Ужасно трудно! Но для вас – чего не сделаешь! (Вносит замену.) Такие сойдут? Они новые. Размер тот же. Я сравнил – инь-динь-тично. (Ставит туфельки.) Плиз! Стрипти-из! 
           НЕЗНАКОМКА (смущенно смеясь). О-кей!..
           ВОЛОДЯ (садится на безопасном расстоянии). А вообще... принимать гостей – это целая наука. Так что извините, если что не так. (Закуривает.) Да! Кофе скоро будет – я говорил? По-турецки.
           НЕЗНАКОМКА. А как это – по-турецки?
           ВОЛОДЯ. В холодной воде, на холодной плите.
           НЕЗНАКОМКА (удивлённо). Как на холодной?
           ВОЛОДЯ (смеясь). Плита – электро! Пока нагреется – и кофе сварится. «Вагончик тронется – любовь останется».
           НЕЗНАКОМКА (с улыбкой). Почему вы такой болтун?
           ВОЛОДЯ. Правда?.. Не замечал... Это я с вами разболтался... Помолчу, пожалуй... За умного сойду...
 
П а у з а .
 
           НЕЗНАКОМКА (смотрит в сторону зрителей). А кто у вас играет на этой штуке?
           ВОЛОДЯ (подняв руку). Можно сказать?.. Эта штука называется – фортепьяно.
           НЕЗНАКОМКА. Ах да, припоминаю, фортепьяно. Так кто у вас играет на фортепьяно?
           ВОЛОДЯ. Да я в основном. Одним пальцем – «чижик-пыжик, где ты был?..»
           НЕЗНАКОМКА. Ясно. Вы учитесь. В музыкальном. И никакой вы не волшебник.
           ВОЛОДЯ. А волшебная сила искусства?
           НЕЗНАКОМКА. Фокусы.
           ВОЛОДЯ. Нет. Фокусник играет руками или ногами, а волшебник – сердцем и головой.
           НЕЗНАКОМКА. Лбом, что ли?
           ВОЛОДЯ. Нет. Затылком.
           НЕЗНАКОМКА. Значит, я угадала. Вы не волшебник.
           ВОЛОДЯ. «Я не волшебник, я только учусь».
           НЕЗНАКОМКА. В консерватории, например.
           ВОЛОДЯ. Нет, оттуда, к сожалению, выперли.
           НЕЗНАКОМКА. За что?
           ВОЛОДЯ. За аморалку.
           НЕЗНАКОМКА (смеясь). Не может быть. Я вас уже немножко знаю.
           ВОЛОДЯ. Спасибо за доверие. Но музыку я бросил. Сам.
           НЕЗНАКОМКА. Почему?
           ВОЛОДЯ. Не потянул на гения - и сразу надоело.
           НЕЗНАКОМКА. Никогда бы не подумала, что в консерватории может надоесть.
           ВОЛОДЯ. Я тоже не думал.
           НЕЗНАКОМКА. А родители как реагировали?
           ВОЛОДЯ. Нормально. Мать плакала. Отец… не знаю. По-моему он не врубился.
           НЕЗНАКОМКА. Значит, правда работаете?
           ВОЛОДЯ. Нет, всё ещё учусь.
           НЕЗНАКОМКА. Где?
           ВОЛОДЯ. В цирковом. На клоунском факультете.
           НЕЗНАКОМКА. Ого! Даже факультет такой есть?
           ВОЛОДЯ. В Греции всё есть.
           НЕЗНАКОМКА (с сомнением). Интересно.
           ВОЛОДЯ. Хорошо вам живётся – всё интересно.
           НЕЗНАКОМКА. А вам – разве нет?
           ВОЛОДЯ. А мне – не очень.
           НЕЗНАКОМКА. Почему?
           ВОЛОДЯ. Потому.
           НЕЗНАКОМКА. Почему потому?
           ВОЛОДЯ. Потому что потому.
           НЕЗНАКОМКА. Нет, ну правда, почему? Ведь вы пошли туда, наверно, по призванию, не по знакомству же?
           ВОЛОДЯ. Ну, почему ж, это гений и злодейство – вещи несовместные. А знакомство и призвание – как два в одном: шампунь и ополаскиватель. Люди, бывает, идут по призванию, а проходят по знакомству, по блату, грубо говоря. Ну и что? Я им даже сочувствую. Они же не виноваты, что у них такие родители? И родителей можно понять: «Ну как не порадеть родному человечку?» – это ж классика!..
           НЕЗНАКОМКА (вдруг). Кофе!.. (Уносится на кухню.)
           ВОЛОДЯ ( следуя за ней). Я помогу!
           НЕЗНАКОМКА (выставляя его из кухни). Не надо, теперь уж не мешайте, я сделаю!.. Хвастун несчастный! «По-турецки!..» Меньше надо в зеркало смотреть! Нарцисс!..
           ВОЛОДЯ (доволен прикосновением). Чашки в правом шкафу!..
По радио к этому времени зазвучал саксофон – «Feelings».
ВОЛОДЯ делает звук чуть громче, затем воображает в своих руках саксофон и под музыку сочиняет забавную пантомиму.
Входит НЕЗНАКОМКА, неся в руках небольшой поднос с чашками и кофеваркой.
ВОЛОДЯ, застигнутый врасплох, смущённо свёртывает воображаемый саксофон.
           НЕЗНАКОМКА (ставит поднос на журнальный стол, наливает кофе в чашки). Готово...
 
ВОЛОДЯ молча садится, придвигает к себе чашку. 
 
Не обожгитесь...
           ВОЛОДЯ (кротко). Спасибо...
           НЕЗНАКОМКА. Ладно, расслабьтесь, я вас прощаю.
           ВОЛОДЯ. Спасибо... (Вдруг поперхнулся и закашлялся.)
НЕЗНАКОМКА испуганно стучит ладонями по его спине. ВОЛОДЯ благодарно кивает, отдувается.
           НЕЗНАКОМКА. Моя мама рассказывала – у них в клинике был случай: какой-то дядька вот так же поперхнулся и умер. Мама пугала меня этим в детстве за столом, и я тоже, как вы, смеялась.
           ВОЛОДЯ. А вы... часто бросаете так маму... ночью?..
           НЕЗНАКОМКА (отставляя чашку). Нет. Не часто. Впервые. А что?
           ВОЛОДЯ (смягчая оплошность). Я хотел сказать... наверно, теперь жалеет, что отпустила вас, волнуется, не спит?
           НЕЗНАКОМКА. Нет. Она спит. И ничего не знает.
           ВОЛОДЯ. Вы ушли без спросу?!
           НЕЗНАКОМКА. Да. И что?
           ВОЛОДЯ. Да нет, ничего. А отец у вас... есть?
           НЕЗНАКОМКА. Есть. Они с мамой разошлись, когда мне было пять лет. Ещё вопросы?..
           ВОЛОДЯ (смущённо). Вы меня не поняли. Я ничего не имел в виду. Извините...
           НЕЗНАКОМКА (со вздохом). Папа, папа... Приходил ко мне по воскресеньям... На каток водил, в зоопарк... Молодой ещё был – двадцать пять лет... А разошлись... потому что он тогда нечаянно влюбился, а обманывать не умел и не хотел... Между прочим, вы чем-то на него похожи...
           ВОЛОДЯ. О! У меня же чего-то... должно быть где-то, совсем забыл!.. (Среди нагромождения отыскивает коробку конфет.) Как раз понемногу. С едой напряжёнка, а шоколад – калории!
           НЕЗНАКОМКА. От этих калорий портятся зубы.
           ВОЛОДЯ. Это кто вам сказал? Мама? Ну-ка, покажите...
 
НЕЗНАКОМКА не понимает.
 
 Зубы, зубы покажите!..
 
Она смеётся.
 
Ну вот, хорошие зубы. Свои?
           НЕЗНАКОМКА (наивно). Как?!. Свои, конечно!
           ВОЛОДЯ. Ну, значит, вам уже ничто не повредит.
           НЕЗНАКОМКА. Ну, спаси-ибо!..
 
Беспечно жуют конфеты, запивают из чашек.
 
           ВОЛОДЯ. У нас в классе... до пятого... училась одна отличница... тонконогая, светловолосая... Все пацаны были в неё влюблены... Я тоже… тайно…
 
НЕЗНАКОМКА спокойно улыбается, но меж тем взглянула на свои наручные часы.
 
Пора?..
           НЕЗНАКОМКА. Да нет. Теперь часом раньше или позже – всё равно.
           ВОЛОДЯ. Конечно! Ещё поставим кофе?
           НЕЗНАКОМКА. Спасибо, достаточно.
           ВОЛОДЯ. Сигарету?
           НЕЗНАКОМКА. Нет.
           ВОЛОДЯ (шутливо). Потанцуем?
           НЕЗНАКОМКА (в тон). Я не танцую. (Смотрит вокруг.) А где же все ваши?
           ВОЛОДЯ. В командировке.
           НЕЗНАКОМКА. Вместе?
           ВОЛОДЯ. Да. Они у меня… искусствоведы.
           НЕЗНАКОМКА. А-а, понятно. И вы, конечно, тоже связаны с искусством. Ну, признавайтесь, где вы учитесь?Только честно.
           ВОЛОДЯ. Честно – в театральном.
           НЕЗНАКОМКА. На актёрском?
           ВОЛОДЯ. Ну вот, зря сказал.
           НЕЗНАКОМКА. А на фортепьяно – не разучились? Может, сыграете что-нибудь?..
 
ВОЛОДЯ делает жест рукой, давая начало фортепьянной музыке, – знакомый мотив из спектакля по Шекспиру, – затем поднимается, выходит на авансцену – НЕЗНАКОМКА почти зеркально повторяет его условный выход.
 
           ВОЛОДЯ. Сколько тебе лет?..
           НЕЗНАКОМКА. Восемнадцать... А тебе?..
           ВОЛОДЯ. Двадцать два... Скоро будет...
В музыке бурно развивается мотив «Ромео и Джульетты». ВОЛОДЯ и НЕЗНАКОМКА медленно сближаются, и… внезапно звонит телефон.
           ВОЛОДЯ (отходит к телефону). Да?.. (Слушает отвечает.) Извините, пожалуйста. Спокойной ночи. (Кладёт трубку и оборачивается к НЕЗНАКОМКЕ.) Слышно было?
           НЕЗНАКОМКА. Нет. А что там?
           ВОЛОДЯ. Нижний сосед пробудился. «Кончай хулиганить, композитор! Милицию вызову! Шпана!» Короче, финита ля комедиа. А жаль! 
           НЕЗНАКОМКА. Да, жаль. Ты здорово играешь.
           ВОЛОДЯ. Да ну, всё в прошлом! А вот ты действительно здорово слушаешь.
           НЕЗНАКОМКА (смеясь). Обменялись комплиментами?
           ВОЛОДЯ (тоже смеясь). Ну!.. (Неожиданно). А слу-ушай! Я знаешь что умею? Вальс! Танцевать! Давай?
           НЕЗНАКОМКА. Давай. А как?
           ВОЛОДЯ. Я покажу!
           НЕЗНАКОМКА. Да нет, я в общем-то умею. Но как? (Указывает на телефон.) Под тра-ля-ля?
           ВОЛОДЯ. Да почему? Мы негромко! Я сейчас... (Ставит диск на проигрыватель, включает.)
 
Слышатся аккорды оркестрового вступления – «Па-дам» – и голос Эдит Пиаф.
 
ВОЛОДЯ и НЕЗНАКОМКА замедленно сближаются и, вставая в позицию вальса, неожиданно соприкасаются в кратком поцелуе, и... снова нечто ирреальное: нарастает музыка из спектакля по Шекспиру, в лучах прожекторов остаются лишь лица героя и героини, и возникает текст Шекспира.
 
           РОМЕО (ВОЛОДЯ). Твои уста с моих весь грех снимают.
           ДЖУЛЬЕТТА (НЕЗНАКОМКА). Так приняли твой грех мои уста?
           РОМЕО. О, твой упрёк меня смущает! Верни ж мой грех!
 
Вновь – теперь уже сознательно – целуются.
 
           ДЖУЛЬЕТТА. Вина с тебя снята.
 
С двух сторон в плавном танце появляются персонажи Шекспира,
разъединяя влюблённых.
 
           РОМЕО. Ужель, не уплатив, меня покинешь?
           ДЖУЛЬЕТТА. Какой же платы хочешь ты сегодня?
           РОМЕО. Любовной клятвы за мою в обмен.
           ДЖУЛЬЕТТА. Её дала я раньше, чем просил ты, но хорошо б её обратно взять.
           РОМЕО. Обратно взять! Зачем, любовь моя?
           ДЖУЛЬЕТТА. Чтоб искренне опять отдать тебе. Но я хочу того, чем я владею: моя, как море, безгранична нежность и глубока любовь. Чем больше я даю, тем больше остаётся: ведь обе бесконечны.
           РОМЕО. Счастливая, счастливейшая ночь!..
 
З а н а в е с.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.