Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
25.04.2011
Когда судьбу диктуют роли

Памяти Михаила Козакова посвящается

 

НЕТ БОЛЬШЕ с нами великого актера — Михаила Козакова. Если проанализировать все сыгранное, поставленное или прочитанное им со сцены и экрана, легко убедиться, что главным для него был не престиж постановки, не режиссура даже, а сценарий, литературная основа.

Михаил Козаков
Михаил Козаков
Михаил Козаков
Михаил Козаков
Михаил Козаков
Играя Шекспира


Некоторые произведения не давали ему покоя на протяжении всей его жизни, к ним он постоянно возвращался. Например, «Гамлет» Шекспира. Он сыграл Гамлета в 22 года в Театре Маяковского, потом играл Полония в постановке Глеба Панфилова, затем — тень отца Гамлета в постановке Петера Штайна. Параллельно с этим выпустил аудиоальбом «Гамлет: темы и вариации».

Но и этого ему показалось мало — и он сделал авторскую картину на телевидении «Играем Шекспира», где сыграл сразу шесть шекспировских ролей. В этой необычной картине, удостоенной премии «Тэффи», он смонтировал всех Гамлетов, Лиров и Шейлоков разных эпох. Наконец, он написал эссе о Шекспире, которое вошло в его двухтомник.

Подобная история случилась с пушкинской «Пиковой дамой». Ему не удалось сделать по ней фильм — тогда он прочитал ее на телевидении и записал пластинку.

Или, например, он не снимался в фильме «Мастер и Маргарита», зато выпустил тройной альбом, где сыграл роман в романе — один за всех. Он играл Чехова — и на русском, и на иврите. Играл Толстого в постановке Петра Фоменко «Детство. Отрочество. Юность» на телевидении. Сам поставил пьесу Толстого «И свет в окне светит» — кстати, первым в России, потому что до революции она не шла по одним причинам, после революции — по другим.

Пушкин как религия

«Почему мы перечитываем любимые книги? — спрашивал он сам себя. — Да потому, что мы себя проверяем, проверяем, какими мы стали. Я не говорю, что мы стали умнее, лучше, но мы стали другими. И, читая эти книги, понимаешь, что это навсегда написано, что до конца твоей жизни это сочинение будет открывать для тебя все новое и новое.

В первую очередь это относится к творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Не устаешь удивляться и его стихам, и прозе, и его письмам. Мне кажется, что он — какая-то отдельная религия для русского, русскоязычного человека. Потому что когда открываешь толстый том, где собраны все его произведения, читаешь и не можешь начитаться, то возникает глупый вопрос: а зачем все остальные писали?»
 
Воспитанный на хорошей литературе

Настоящим коньком Михаила Козакова на протяжении всей его жизни была русская поэзия. Он часто называл себя человеком чрезвычайно счастливым, потому что перечитал на сцене и на экране всех русских классиков — от Пушкина до Бродского.

— Воспитанный на хорошей литературе, — говорил мне Михаил Михайлович за чашкой кофе во время нашего недавнего интервью, — я, может быть, слишком нормальный человек. Абсолютно во всем: в отношениях к людям, к женщине, к детям... Это не значит, что я идеален, но я нормален. А сегодня патологии с избытком. И по телевизору, и в газетах, и в жизни.

Несмотря на все сложности и противоречия, он всегда пытался существовать по принципам и законам, заложенным большой литературой. Да, бывали исключения, когда он снимался в какой-нибудь ерунде, чтобы заработать денег или в расчете получить разрешение на режиссерскую постановку.

Да, он вынужден был сыграть роль Дзержинского для того, чтобы ему разрешили снимать «Покровские ворота», — такое условие было поставлено. Но когда условия он ставил сам, он не шел на компромисс ни в чем.

Да не судимы будете

Это касалось и его жизненных принципов, которые определенным образом диктовали ему собственное существование, казалось бы, весьма причудливое, если взять его длинную жизнь. Он переходил из театра в театр, в начале 1990-х покинул родину, 4 года провел в Израиле, вернулся, продолжал работать: играл, записывал аудиодиски, DVD, писал книги…

— Я о себе слышу иногда бог знает что, — горько усмехался. — Мол, уехал в Израиль — это пиар, вернулся из Израиля — это пиар. Я даже мрачно пошутил: когда я умру, это тоже будет пиар… Или обсуждают, сколько раз я был женат. Ну да, наверное, лучше быть женатым один раз, но у меня случилось иначе. Во всяком случае, я обожаю всех своих детей, я со всеми поддерживаю связь. С внуками чуть меньше, но с детьми — со всеми.

В своей книге признался во всех грехах, тоже сказали: это пиар. Люди не могут понять, что возникает потребность не грязное белье ворошить, а исповедоваться. И потом, заметьте, я не пишу ничего плохого о других, я гораздо строже отношусь к себе. Пишу о грехах гораздо более серьезного свойства: где я струсил, где недотянул в человеческом смысле.

Потому что надо понять одно: прежде всего суди самого себя. Исходя из библейского: не судите, да не судимы будете.
 
Либеральный интеллигент

Жизнь и творчество в судьбе Михаила Козакова причудливо переплелись. И тут, по образному выражению Бориса Пастернака, «кончается искусство, и дышат почва и судьба».

— Никакой карьеры я не делал, — загибал пальцы Козаков. — Я никогда не был в партии, я не был диссидентом — я всегда был либеральным интеллигентом. Даже полезные знакомства, которые у меня возникали, я никогда не использовал, мне скучно было это делать.

Потому что предпочитал отпущенное ему время проводить с теми людьми, которые ему были интересны. В этом смысле он человек необделенный: знал Виктора Шкловского и Корнея Чуковского, был знаком с Анной Ахматовой, видел и слышал Бориса Пастернака, дружил с Тарковским и Самойловым, Окуджавой и Высоцким.

— Так вот в целом я и существую, — подвел итог. — Да, бывают депрессии, бывает усталость, нервы — мы все живем в нервном мире: то Беслан, то 11 сентября… И в быту то же самое: то повысят плату за квартиру, то еще что-нибудь… Но это наша общая судьба, и я ее разделяю.
 
Игорь Логвинов

Источник
: «Вечерняя Москва» № 73 (25588) от 25.04.2011

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2019
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2019 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.