Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
03.02.2012
Авторитарная альтернатива и ее трагедия в кинофильме «Кориолан»
Горизонт сознания

Антон Семикин

Антон СемикинФильм британца Рэйфа Файнса, в котором он же и сыграл главную роль, представляет собой небесспорную по форме экранизацию не самой популярной из трагедий Шекспира, которая в свою очередь была «основана на реальных событиях». История римского полководца, «не сошедшегося характерами» с демосом великого города, и перешедшим на сторону северных варваров-вольсков, чтобы отомстить Империи, перенесена в наши дни и снята в растерзанной войной экс-Югославии. Это очередная постановка Шекспира в «осовремененной» форме, когда рыцари или древнеримские воины ходят в камуфляже, а мечами называют автоматы. Сохранена стихотворная форма реплик, что в сочетании с современными одеждами и интерьерами не может не вызывать некоторого количества смешков в кинозале, по крайней мере поначалу.

Фильм очень английский — малобюджетный и жестокий. Римские солдаты одеты в американскую форму и воюют M-16, вольски — в форму, напоминающую кубинскую, и стреляют из АК. В варварах можно разглядеть черты как шотландцев, благо их предводителя играет кельт Джеральд Батлер, так и сербов или любых условных «боевиков» в «горячей точке». В фильм присутствует театральная условность, что, очевидно, как нельзя лучше совпадает с целями экономии бюджета, «толпу» изображают несколько человек, армию — небольшой отряд спецназа. Там вообще заметно влияние сценического искусства, ведь Рэйф Файнс играл роль Гнея Марция на подмостках до того, как перенести ее на экран. Все это помещено в брутальный, доставшийся в наследство от социализма городской пейзаж маленького сербского городка.

«Кориолан» с самого начала поражает откровенным антидемократическим пафосом, выраженным в почти публицистической форме. Выходя из-за цепи «омоновцев» со щитами и дубинками к взбунтовавшейся от голода римской «черни», главный герой разражается монологом, который не назовешь иначе, чем антинародным: 
Что нужно вам, дворнягам,
Ни миром, ни войною недовольным?
В вас страх война вселяет, наглость — мир.
Чуть в вас поверь, так вместо лис и львов
Найдешь гусей и зайцев. Вы надежны,
Как угли раскаленные на льду
Иль градины на солнце. Вы привыкли
Караемых злодеев обелять,
Черня закон карающий. Полны вы
Враждою к тем, кто дружбой славы взыскан.
Желанья ваши — прихоти больного:
Чего нельзя вам, вас на то и тянет.
Кто ищет в вас опоры, тот плывет,
Плавник свинцовый прицепив, иль рубит
Тростинкой дуб. Безумье — верить в вас,
Меняющих ежеминутно мненья,
Превозносящих тех, кто ненавистен
Был вам еще вчера, и поносящих
Любимцев прежних! Почему клянете
Вы благородный наш сенат повсюду?
Ведь не держи вас он да боги в страхе,
Друг друга вы сожрали б.
Настоящий манифест авторитаризма, его философское обоснование и апология сильной руки. Эти слова позже находят наглядное подтверждение на экране. Демократические процедуры разоблачаются как сфера манипуляций, провокаций и игры на низких страстях толпы. На обще фоне современной западной культуры это очень смело, демократия прямым текстом ставится под сомнение — редчайший случай.

Можно представить, как прокомментировал бы выход этой британской кинокартины Гейдар Джемаль, который вновь предрекает упразднение демократии в Западной Европе уже в самое ближайшее время и замене ее неким вариантом авторитарного «цезаризма». Он, конечно, скажет, что подобными «вбросами» в пространства масскульта аристократическая «сверхэлита» зондирует почву и намекает, пока еще осторожно, что консенсус «демократия — лучшая форма правления», утвердившийся в западном мире после Второй мировой войны и транслируемый как политический стандарт на весь остальной мир, уже вовсе не является таким бесспорным, как прежде.

Джемаль, впрочем, на то и Джемаль, чтобы десятилетиями сладострастно вещать о приближающемся Апокалипсисе и грядущем ужасе диктатуры на без устали разоблачаемом им Западе. Однако фильм в любом случае нельзя не счесть симптоматичным на фоне рассуждений о кризисе и коррупции институтов представительной демократии западного образца, о чем в последнее время не говорит только ленивый.

С другой стороны, картину можно расценить как прямую антитезу тому глобальному тренду на народовластие, которые проявляет себя повсеместно от площади Тахрир до Болотной площади. Пафос «Кориолана» самым недвусмысленным образом направлен против утверждений, что глас народа — глас Божий и что народ должен быть источником власти.

«Кориолан» — рассказ о своевольной личности, не желающей считаться с мнением «масс». Наглядная иллюстрация старого тезиса Сергея Переслегина о том, что порядочный человек и порядочный политик — вещи суть разные и даже противоположные. Между верностью своим принципам и волей народа трагический герой выбирает первое. Остаться собой для него гораздо важнее политической целесообразности и общего блага. Это приводит героя Файнса на тропу войны против собственного народа. Однако в финале он отказывается подчинить себя уже интересам своих новых подданных, вольсков, точно так же, как прежде отбросил коллективное мнение римлян. Второй раз этот номер у него не проходит, больше идти ему некуда и вольски «ставят его на ножи».

Рэйф Файнс приехал на премьеру своей кинокартины в Москву. Дал несколько интервью. Рассказал, что одним из источников для создания образа Гнея Марция ему послужил Владимир Путин. Что во время работы над ролью портрет последнего висел в комнате у актера. Это можно счесть даже лестным для Владимира Владимировича, учитывая, что главная роль, при всей противоречивости героя, сыграна в любом случае убедительно, с подлинной силой и страстью. А вот трагическая развязка, если продолжать эту параллель, может внушить самые мрачные ожидания относительно судьбы того, кто был избран актером и режиссером в качестве прототипа.

Антон Семикин

Источник
: Русский журнал

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2019
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2019 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.