Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
19.06.2012
Александр Огарев возглавил Краснодарский театр драмы

Это не только шекспировский вопрос, хотя именно «Гамлет» стал дебютным спектаклем Александра Огарёва в Краснодаре. Перед подобной дилеммой стоят руководители многих региональных театров России: быть ли сценической жизни обновленной и актуальной или оставить все, как есть? Театральная модернизация порой встречается в штыки как частью труппы, так и зрителями. А тут и руководители от культуры начинают задумываться: а надо ли?

Александр Анатольевич ОгаревИ все-таки надо, ведь театральный процесс не стоит на месте. Приобретая экспериментальным путем новое качественное содержание. Провинции же вряд ли стоит плестись в хвосте этого процесса, отстаивая порой мифические традиции. Традиции настоящие надо уважать и сохранять, кто же спорит. Но не ими одними определяется суть современного театра.

В Краснодарском академическом театре драмы имени М. Горького в последние годы не было режиссерской стабильности, соответственно, и своеобразное «лицо театра» тоже не сформировалось. Приглашение московского режиссера Александра Огарева, ученика Анатолия Васильева, лауреата «Золотой Маски», автора спектаклей во многих российских и европейских городах, — поступок смелый и обнадеживающий. Тем более, что его постановки[1] «Гамлет» и «Панночка» это вполне доказали. В том числе и тем, что краснодарские актеры активно включились в режиссерские эксперименты и явно продемонстрировали свою состоятельность.

Шекспировская трагедия не обращена у Огарева в глубь веков и даже, кажется, не отягощена чрезмерно глобальными проблемами. Гамлет — Андрей Харенко даже не произносит хрестоматийной фразы о «вывихнутом веке». Крах мироздания здесь начинается с краха семьи, с домашних предательств и обманов. Но не это ли ближе и понятней каждому? Не это ли заставляет Гамлета-Харенко поэтапно переходить от недоумения и разочарования к отчаянному озлоблению финала? А там он, словно и впрямь лишаясь рассудка, беспорядочно размахивая шпагой, «кладет» всех без разбора, оставляя на сцене гору трупов. Человек превратился в зверя, зверь погиб, дальше — тишина… И свободное пространство для зрительских размышлений на тему: кто виноват и что делать?

Здесь прекрасная сценография Веры Мартыновой с использованием видеоарта (Александр Маленков и Оксана Лукович), блистательное пластическое решение Натальи Шургановой, в котором язык тела не менее выразителен и внятен, чем слова. И, конечно, актерская команда: Екатерина Крыжановская (Офелия), Наталья Арсентьева (Гертруда). Сергей Калинский (Полоний), Арсений Фогелев (Лаэрт) и др.

И еще своеобразный культ театральной игры, не всегда психологического свойства, зато сценически оправданной. Ее еще больше в «Панночке» Н. Садур, современном игровом триллере. Бытовые сценки с горилкой и пампушками чередуются с затейливыми фантазийными видениями Хомы Брута (Михаил Дубовский). Что ни ночь у гроба Панночки, то новая игра воображения с ведьмами, карликами и прочими чудищами, когда смех перетекает в ужас и наоборот.

Александр Огарев, помимо качественного репертуарного выбора. Показал возможности новых театральных технологий и разнообразные способы актерского существования. А еще внедрил в Краснодарской драме то, без чего сегодня не обходится ни один уважающий себя театр: режиссерско-драматургическую лабораторию, где осваивалась «новая драма» и готовились эскизные постановки, которые со временем, возможно, пополнят основной репертуар театра. И молодому зрителю это было крайне интересно. А ведь в этом и состоит театральная перспектива.


Фото: dram-teatr.ru

Источник
: Театрал: театральные новые известия


[1] Исправленная опечатка. Было: «остановки».

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2017
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2017 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.