Сегодня, 23 декабря 2009 г., на Малой сцене Московского художественного театра разрешится вопрос: «Быть или не быть». Зрителям предложат одновременно стать и принцем Датским, и преступным Клавдием, но только на один вечер. Кирилл Серебренников и Московский ансамбль современной музыки представляют проект «Машина» по культовой пьесе-головоломке Хайнера Мюллера «Гамлет-машина». Сам Мюллер — один из крупнейших европейских драматургов второй половины XX века — называл свою пьесу «памфлетом, направленным против иллюзии, что в нашем мире можно оставаться невиновным». Создатели московской «Машины» соединяют экстремальный текст с авангардным звуковым экспериментом и посвящают действо 20-летию падения Берлинской стены. На генеральном прогоне спектакля побывали «Новости культуры».
Небрежно застеленные кровати, пытающиеся заснуть актеры, хотя понятно, что при таком звуковом сопровождении им это не удастся, и режиссер — уверенный, даже спокойный. Картина невероятная, если учесть, что до премьеры чуть меньше суток, а репетиций было всего пять.
Сейчас о таких проектах принято рассказывать либо с долей растерянности, либо с благородным пафосом. Дескать, современное искусство не апеллирует к доступным формам. Правила игры устанавливает художник.
«Сюжета нет, есть голоса, видения, — говорил Кирилл Серебренников. — Есть Офелии — странные, которые переходят в Электру. Текст устроен, как современная музыка, не случайно ее исполняют. Текст Хайнера Мюллера музыкален насквозь». Текст — это отрывки из «Гамлет-машины» Хайнера Мюллера.
Актер Игорь Хрипунов признается: «Текст сложный, но мы все получаем удовольствие от этих текстов, которые позволяют заглянуть в суть человеческой природы».
Пьеса чуть ли не культовая, но российскому зрителю почти не известна. Вполне понято, почему: постмодернистские эксперименты одного из худруков «Берлинер ансамбль» не смогли найти благодатную почву в театре эпохи развитого социализма. Возможно, еще и поэтому этот проект на мхатовской сцене выходит с посвящением — «Двадцатилетию падения берлинской стены»...
«Мне кажется, нам все время надо какие-то стены рушить», — замечает Серебренников.
Рушить стены предлагают с помощью звуковой атаки. С современной музыкой у Серебренникова даже не роман — искренняя детская любовь. Режиссер рассказывает, что первой пластинкой, которую он с удовольствием слушал в детстве, была запись Губайдулиной, Шнитке и Денисова. Новую «Машину» заводят под аккомпанемент из произведений шести современных композиторов. Каждый — мировая знаменитость, правда, в довольно узком кругу знатоков.
«Мы пробовали самые разные качества и в итоге пришли, что играть этот текста не нужно, — ошарашивает своим заявлением актриса Светлана Колпакова. — Кирилл просил все более сдержано, не эмоционально. И надо находить тональность, потому что мы напрямую зависим от музыкантов. Нужно быть вторичным».
Некоторые композиторы сами выходят на сцену вместе с артистами и Московским ансамблем современной музыки. Например, для того, чтобы продемонстрировать виртуозное владение экстремальным вокалом.
Композитор Борис Филановский настроен решительно: «Я не боюсь издавать такие звуки, которые любой вокалист откажется сразу».
Еще будут шумно резать капусту, визжать... Так эта «Машина» и поедет. Правда, ей предложен тестовый режим: красиво выехать и поразить публику получится всего лишь раз.
Источник: Телеканал «Культура»
[Архивировано в WebCite]