Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
25.05.2018
Заседание Шекспировской комиссии РАН, посвященное обсуждению доклада Н. Хоменко «“…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала и разбивать в куски”: Шекспир в раннесоветской России»

6 июня 2018 г. в 17:30 в Государственном институте искусствознания (Козицкий переулок, д. 5, 2 этаж, Библиотека) состоится заседание Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН. С докладом «“…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала и разбивать в куски”: Шекспир в раннесоветской России» выступит адъюнкт-профессор Йоркского университета Наталия Хоменко (Канада). Приглашаем принять участие в обсуждении доклада.


«…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала
и разбивать в куски»: Шекспир в раннесоветской России[1]


Наталия Хоменко
(Йоркский университет, Торонто, Канада)


Троцкий: Однако, все же вы не станете отрицать,
что Шекспир и Байрон кое-что говорят нашей с вами душе.

Либединский: Скоро перестанут говорить[2].


Много сказано и написано о почитании Шекспира в Советском Союзе. Начиная с 1930-х годов советские писатели и режиссеры боролись за «подлинного Шекспира», противопоставляя советские интерпретации буржуазным и фашистским искажениям в других странах. Анализируя использование Шекспира в этот период, Аркадий Островский называет его «отцом-основателем социалистического реализма»[3].

Однако же Шекспир не сразу занял это привилегированное положение в постреволюционной России. В идеологических спорах, которые длились больше десяти лет, часто присутствовало мнение, что шекспировские пьесы уже по большей части непонятны пролетариату и не отвечают его нуждам, а вскоре и вовсе будут интересны только как музейные ценности. Например, в статье, напечатанной в «Жизни искусства» в 1921 году, Сергей Радлов резко высказался против театров, выводящих старый репертуар на новую сцену, и заключил: «Великие старики — Шекспиры и Софоклы — сухие галеты»[4].

В докладе будут рассмотрены раннесоветские дискуссии о ценности и полезности шекспировских пьес в контексте культурной реформации, продолжавшейся с конца 1910-х по начало 1930-х годов. Также мы обсудим влияние этих дискуссий на теорию и практику адаптации шекспировских пьес для раннесоветской сцены..


Доклад Н. Хоменко «“…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала и разбивать в куски”: Шекспир в раннесоветской России»


[1] Цитата взята из статьи П. М. Керженцева: Керженцев П. М. Что на очереди // Вестник театра. 1919. 9–14 декабря. № 45. С. 4.

[2] К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе. М. : Красная Новь, 1924. С. 57.

[3] Ostrovsky A. Shakespeare as a Founding Father of Socialist Realism: The Soviet Affair with Shakespeare // Shakespeare in the Worlds of Communism and Socialism / ed. by Irena R. Makaryk and Joseph G. Price. Toronto : University of Toronto Press, 2006. P. 56–83.

[4] Радлов С. Э. В двести первый и последний раз о кризисе театра // Жизнь искусства. 1921. 11–12 мая. № 727–729. С. 1.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2018
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2018 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.