Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
05.09.2008
Э. А. Быстрицкая отказалась от роли Виолы в "Двенадцатой ночи" Яна Фрида

Э. А. Быстрицкая отказалась от роли Виолы в "Двенадцатой ночи" Яна Фрида55 лет тому назад, 18 сентября 1953 года, началась театральная деятельность народной артистки СССР Элины Аврамовны. И началась она на сцене Вильнюсского русского драматического театра.

 

Как и почему выпускница киевского Государственного  института театрального искусства  имени И. К.  Карпенко-Карого  Элина Быстрицкая попала в состав труппы Вильнюсского русского драматического театра?

 

После сдачи выпускных экзаменов Э. Быстрицкая  получила направление  в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра  Павел Морозенко. При этом он повел себя так, как  будто был султаном, набирающим девушек для своего гарема. Увидев Быстрицкую, он ткнул в нее пальцем и с ходу назначил ей свидание в ресторане. "Я никуда не приду!" -  коротко отрезала  она. "Ну смотри, тебе у меня работать", - пригрозил он ей. На следующий день  Быстрицкая отправилась в Министерство образования и потребовала  отправить ее куда угодно, но только не в Херсон, на что получила отказ. И тогда молодая актриса принимает решение вообще уехать из Украины.

 

В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета. Быстрицкой удалось попасть на прием к его главному  режиссеру  - Юрию Александровичу Завадскому и добиться просмотра, который прошел прекрасно. Элину зачислили  в труппу  столичного театра.

 

В ожидании вызова радостная актриса поехала отдыхать  к родителям в Вильнюс, где ее отец Авраам Петрович Быстрицкий  проходил  дальнейшую воинскую службу. Однако поиграть в Москве ей так и не пришлось. Из столицы вместо вызова пришел... отказ.

 

После отказа из Москвы Быстрицкая стала искать  возможность устроить свою творческую карьеру в Литве. В огромном количестве публикаций, посвященных знаменитой актрисе, вильнюсский период ее творчества обозначен максимум одним абзацем,  как правило, это одно предложение: " С 1953 года - актриса Вильнюсского драматического театра".

 

Поближе познакомиться с событиями того времени  нам помогут документы, хранящиеся в Литовском архиве литературы и искусств. Их немного - одна папка объемом 16 листов.

 

18 сентября 1953 года и. о. директора  Вильнюсского русского драматического театра  Оленев отправил письмо начальнику Главного управления  по делам  искусства Министерства культуры Литовской ССР  товарищу И. И. Даутартасу, в котором говорится: "В театр обратилась молодая артистка, окончившая в этом году  Киевский театральный институт, с просьбой принять ее в театр. Молодая артистка была просмотрена в 2-х отрывках спектакля и в художественном чтении. Театр считает необходимым ее оставить в составе, принимая  во внимание ее  одаренность. Просим Вашего разрешения  на принятие ее в штат с оплатой 690 рублей в месяц, за счет экономии по общему фонду зарплаты театра".  Этой молодой артисткой была Элина Быстрицкая.

 

Лишь месяц спустя, 14 октября, министерский чиновник на этом обращении написал: "Зачислить в пределах  фонда заработной платы".

 

Почему надо было ждать почти месяц? Дело в том, что молодой актрисе необходимо было получить  направление  на работу в Вильнюс от Главного управления по делам искусств Министерства культуры  СССР. Это ей удалось оформить только  6 октября.

 

 Через два в Вильнюсский театр на имя главного режиссера А. К. Полякова приходит письмо от начальника отдела кадров Управления театров П. Нечаева: "В соответствии с Вашим ходатайством  в распоряжение  русского драматического театра  направляется окончившая  Киевский театральный институт тов. Быстрицкая Э. А. Удостоверение   214-Т о направлении тов. Быстрицкой Э. А. прилагается. Подтверждение о прибытии тов. Быстрицкой вышлите нам не задерживая".  Резолюция художественного руководителя  театра  на этом документе гласила: "Тов. Быстрицкая приступила к работе 18 сентября, а поэтому приказ по театру следует считать с этого числа". И хотя  приказ   179 по Вильнюсскому русскому драматическому театру был подписан 15 октября 1953 года, но в нем записано: "Зачислить с 18 сентября  с. г.  тов. БЫСТРИЦКУЮ Э. А. на должность  артистки с окладом 690 рублей в месяц".

 

 Таким образом  18 сентября 2008 года исполняется  55 лет начала театральной деятельности знаменитой актрисы.

 

 7 ноября 1953 года на сцене вильнюсского театра состоялась премьера пьесы А. Арбузова "Таня". Главную роль в премьерном  спектакле исполнила Е. А. Аросева (родная сестра народной артистки России Ольги Аросевой). Спустя неделю 14 ноября в этой роли на вильнюсской сцене дебютировала Элина Быстрицкая. Дебют прошел успешно. Об этом писали газеты того времени. Об этом говорит и приказ по театру: "Артистке тов. БЫСТРИЦКОЙ Э. А. объявить благодарность за экстренную замену арт. АРОСЕВОЙ Е. А. в спектакле  «Таня»".

 

 27 октябре 1954 года Быстрицкая вновь была отмечена приказом по театру.  На этот раз: "За экстренную замену артистки  АРТУНОВСКОЙ Н. А. в спектакле «Порт-Артур» артистке БЫСТРИЦКОЙ Э. А. объявить  благодарность  за исполнение роли Вари".

 

"Советская Литва" в 1954 году пишет: "Прекрасным подарком  детям был  «Аленький цветочек». Обаятельный образ красавицы Аленушки, девушки с добрым, отзывчивым сердцем, создала артистка Э. Быстрицкая".

 

В середине 1954 года Вильнюсский драматический театр  был на гастролях  в Ленинграде, и во время одного из спектаклей  на Быстрицкую обратил внимание кинорежиссер Ян  Фрид. Он приступал к съемкам  фильма "Двенадцатая ночь" по У. Шекспиру и искал исполнительницу на роль Виолы - Себастьяна. Пробы прошли великолепно, однако... Другой режиссер Фридрих Эрмлер искал  исполнительницу на главную роль в картине "Неоконченная повесть" и ему очень хотелось, чтобы в ней снялась никому не известная актриса из Вильнюса. Актриса сделала выбор  в пользу  "Неоконченной повести". Фильм вышел на широкий экран в 1955 году . По опросу  читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа  лучшей актрисой 1955 года. В декабре того же года ее включили в официальную делегацию, отправляющуюся на первую Неделю  советского фильма в Париж.

 

Во время поездки Быстрицкая узнает, что Сергей Герасимов  приступает к съемкам  "Тихого Дона" и ищет исполнителей  главных ролей. Едва прилетев из Парижа в Москву, она позвонила Сергею Аполлинариевичу домой  и попросила допустить ее к пробам. "Приезжай прямо сейчас", - ответил Герасимов.

 

"Ответ Герасимова поверг меня в легкий шок, - вспоминает Элина Абрамовна.-  Но я высчитала, сколько осталось времени до моего вильнюсского поезда, и приехала к Герасимову на квартиру. Он протягивает мне отрывок из "Тихого Дона". Глянула, а это тот же самый, мой студенческий, провальный. Чувствую, что я не могу открыть рот. И я сказала Герасимову, что не могу сейчас читать, что сначала подготовлюсь, а пока переполнена парижскими  впечатлениями.. Попрощалась я с ним, вышла  за дверь - и в слезы. Я очень горевала тогда, предполагая отказ".

 

Убежденная в том, что пробу она провалила,  Быстрицкая уехала в Вильнюс. Однако в первой декаде января следующего года из Москвы пришло приглашение  участвовать в пробах в "Тихом Доне". Пробы длились вплоть до августа, и все это время актрисе пришлось курсировать между Вильнюсом и Москвой.

 

После официального приглашения на пробы, которые занимали немало времени, Э. Быстрицкой пришлось уйти из вильнюсского театра.  Приказ   10 по Вильнюсскому русскому драматическому театру от 6 января 1956 года: "Артистку Быстрицкую Э. А.  освободить от работы в театре с 28-го января с. г. по собственному желанию. Основание: личное заявление тов. Быстрицкой".

 

Э. А. Быстрицкая перебралась в Москву  в 1958 году, сразу после выхода на зкран еще одного фильма с участием актрисы - "Добровольцы", где она сыграла одну из главных ролей. После этого  актриса получила  приглашение перейти  в труппу Малого театра - сначала по договору, а затем, с марта 1959 года,  с зачислением в штат. Вот уже полвека народная артистка СССР  остается верна этому театру.

 

Соломон Жуковский

 

 

Источник: Литовский курьер 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2020
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2020 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.