Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.09.2008
Театр надо растить

О петербурженке Наталии Лапиной, которая с будущего марта приступит к художественному руководству Русским театром Эстонии, известно немного. Например, что она успела поставить у нас замечательный спектакль для детей и взрослых «Остров сокровищ», пишет Ксения Репсон.  Новый худрук Русского театра Наталия Лапина начнет свою работу в театре весной следующего года.

 

 «О Русском театре Эстонии я и сама раньше ничего не знала. Как я оказалась здесь? Мне позвонила координатор «Золотой маски», советник директора Русского театра по художественным вопросам Светлана Янчек, и предложила поставить сказку.

 

Режиссеры — занятой народ, но у меня как раз было время до конца весны, буквально месяц, и я согласилась поставить «Остров сокровищ». Все произошло очень быстро. А случайность то была или нет — покажет время», — рассказала худрук Русского театра Наталия Лапина.

 

Вышло так, что видение развития нашего театра у Наталии Лапиной и директора Яануса Кукка сов­пали, и с весны театр обретет, наконец, творчес­кого руководителя. «Это такая редкость — здравомыслящий и адекватный директор. С театром можно что-то сделать только в том случае, если с директором найдено взаимопонимание», — говорит она.

 

Наталия, по понятным причинам, не особенно детализирует для прессы свое видение будущей работы — она только-только познакомилась с коллективом и «новой метлой» мести — особенно будучи на расстоянии, пока не переехала в Таллинн и не завершила выполнение своих предыдущих обязательств в Петербурге и за его пределами, — не намерена.

 

Впрочем, Наталия ус­пела поделиться некоторыми своими соображениями о том, как, по ее мнению, должен работать сов­ременный русский театр.

 

Доверие к энергии и воле

 

«Мне импонирует понятие театр-дом. Мне хотелось бы, не в буквальном смысле, но построить театр. Если говорить про режиссерские примеры, то для меня одним из таковых является Валерий Фокин, режиссер-хозяин. Он создал Центр Мейерхольда в Москве, сейчас делает из Александринского театра в Петербурге фактически европейский культурный центр. Это мне близко.

 

Для того, чтобы получился настоящий театр, чтобы получилось то, что может стать явлением в культурном пространстве, театром надо заниматься круглосуточно — растить, беречь, поливать из леечки, светить солнышком, и чтобы в это дело была так же полностью включена команда единомышленников», — говорит режиссер.

 

Она не боится, что ей не хватит авторитета. «Я молодой режиссер, даже, по театральным меркам, юный. Мне 28 лет, но в театр я пришла рано — в 16 лет поступила на режиссуру и с дипломным спектаклем (это был «Ромео и Джульетта» Шекспира) меня сразу взяли в ТЮЗ, где я и работала до последнего времени. Питерский ТЮЗ меня воспитал, выкормил, вырастил, внутренне я с ним не расстаюсь, я в себе его несу», — говорит худрук.

 

«Неважно, сколько лет человеку, важно чтобы его судили по делам. Наверное, этот постулат доверия не к опыту, а к энергии и воле, мне и привил ТЮЗ. И еще для меня существует пример Адольфа Яковлевича Шапиро, который когда-то возглавил Рижский ТЮЗ, а ему было тогда всего 25. Так что ответственность лежит на мне, и я, в конечном итоге, буду решать, с кем идти дальше. Если кто-то не поймет или не захочет, значит, нам не по пути», — добавляет Лапина.

 

Лапина отдает себе отчет в том, что с художест­венным руководством в Русском театре в последнее время было непросто.

 

«Лично предыдущего худрука я не знаю, слышала о нем много разных и часто противоречивых мнений, но из противоречий вполне можно сложить картину и она даже, наверное, получится более объективной. Однако мое дело — делать мое дело. Я не хотела бы, чтобы эти странности меня касались.

 

Театр сам по себе склонен, скажем так, к интерпретированию. Но я бы хотела, чтобы в театре было открытое информационное пространство, лишенное заблудившихся в кулисах тайн и интриг».

 

«Мои родители — историки, и я с детства знала, что если ты хочешь сделать что-то в будущем, не надо перечеркивать прошлое, надо просто проанализировать то, что было до тебя. Это одна из причин того, почему я не приступаю к руководству сразу. Мне необходимо время для того, чтобы адекватно оценить ситуацию. По большому счету, только находясь здесь, я смогу понять, что к чему, и приступить к действиям», — говорит она.

 

Творческий лидер

 

Опыт руководящей работы у Лапиной есть. «Режиссер — по сути руководящая должность. Режиссеру постоянно приходится решать административные вопросы. Это счастливое заблуждение — то, что режиссер может быть просто свободным художником. Более того, худрук в данном смысле более свободен, так как он порой является последней инстанцией и действительно способен решать. Режиссер же зачастую оказывается просто заложником обстоятельств», — считает она.

 

Все спектакли из репертуара Русского театра Наталия Лапина уже посмотрела, выделила «Танцы на празднике урожая» и «С любимыми не расставайтесь», другие комментировать не стала.

 

Худрук должен сам ставить спектакли в своем теат­ре, административные функции — это обязательное, но не достаточное, по мнению Лапиной, условие.

 

«Театру необходим творческий лидер, а не администратор. Для того чтобы познакомиться с труппой, с ней надо не поговорить, а поработать, для этого необходимо поставить не два и не три спектакля. Пока что договорились, что начну весной с «Бури» Шекспира», — поделилась режиссер.

 

По словам Лапиной, ее переход к нам в театр — это не карьерный рост, очевидно, что в российских столицах возможнос­тей для роста больше, а молодым режиссерам неинтересно осесть где-то на одном месте.

 

С умом и постепенно

 

«Жизнь режиссера такова, что он постоянно что-то бросает и с чем-то расстается, и я дошла сейчас до какого-то жизненного этапа, когда понимаю, что устала от этого.

 

И я рада возможности остановиться, хотя бы на какое-то время, а возможно, надолго обрести здесь свой дом. Я чувствую себя в Таллинне гармонично — вероятно, что-то в эстонской ментальности мне сродни».

 

«Роберт Стуруа как-то сказал, что артисты придумали для него термин — «бархатная диктатура». Я, наверное, такая же. В теат­ре демократии быть не может. Понимаю, что с чистого листа не начнешь, все здесь надо делать с умом и постепенно. Надеюсь, мне хватит на это сил, мудрости… и способности оставаться собой», — сказала новый худрук Русского театра.

 

 

 

Наталия Лапина

 

 

· Окончила Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства.

 

· В течение шести лет преподает в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства актерское мастерство. Выпустила в 2006 году одно поколение студентов, сейчас растит второе.

 

· Семь лет проработала в СПб ТЮЗе.

 

· Поставила восемь теат­ральных спектак­лей.

 

· В Таллиннском Русском театре поставила «Остров сокровищ» (2008).

 

· В должность худрука Русского театра вступит в марте 2009.

 

Ксения Репсон

 

Источник: Postimees

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2020
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2020 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.