Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
09.09.2008
Мавр вернулся

В Академическом театре им. Ленсовета новый главный режиссер — Гарольд Стрелков и новая премьера — спектакль-фантазия «Мавр» по мотивам трагедии Шекспира «Отелло».В Академическом театре им. Ленсовета новый главный режиссер — Гарольд Стрелков и новая премьера — спектакль-фантазия «Мавр» по мотивам трагедии Шекспира «Отелло». В свой юбилейный, 75-й, сезон театр обращается к одной из самых популярных мировых пьес, желая приоткрыть завесу темной стороны любви.

 

«Отелло» бьет рекорды по количеству постановок на мировой сцене. Простой на первый взгляд сюжет о мнимой супружеской измене более других привлекает режиссеров, актеров и зрителей на протяжении уже не одной сот­ни лет. Конечно, пьеса таит в себе много тонких и любопытных мотивов, но история о ревности, в которой есть и сомнение, и жажда доказательств, и потом расправа, всегда вырывается на первый план, оголяя уязвимость человека перед стихией страстей.

 

Режиссер Гарольд Стрелков остав­ляет вне рамок своего спектакля большинство персонажей пьесы (в частности, новоиспеченного тестя-сенатора) и совершенно ненужные ему темы. В «Мавре» нет места для оглушительных побед Отелло, рассказов о его легендарной смелости и откровений о том, что именно за мощь, «подвиги и славу громкую» юная венецианка Дездемона и полюбила его. Два коротких действия, разделенных условно антрактом, полностью посвящены одурманивающему чувству ревности, которое поглощает сильного духом человека и не оставляет ему шансов на спасение. Известный своей лаконичностью художник Эмиль Капелюш создал на сцене условное вневременное пространство: грубые железные ширмы, высокий помост, висящие под потолком огромные барабаны (похожие на подводные лодки).

 

Ни указанной Шекспиром Венеции, ни Кипра, ни каких-либо намеков на эпоху — история эта может произойти в любой точке земного шара, где между влюбленными промельк­нет тень недоверия.

 

Когда на сцене впервые появляются Отелло и Дездемона, невольно бросается в глаза внешнее несоответствие актеров с персонажами: Олег Андреев (известный по ролям в спектаклях Юрия Бутусова) хоть статен и могуч, но совершенно бледен, а черные волосы и смуглая от природы кожа красавицы Лауры Пицхелаури делают ее не похожей на «белую овечку» Дездемону. Прошли времена, когда мавр должен был быть обязательно черным, а венецианская дева — чуть ли не светиться белизной. Ведь и так понятно, кто несет в себе хаос, а кто гармонию.

 

Впрочем, в спектакле нет четкого разделения по этому вопросу: в начале на лице Отелло лежит отпечаток гармонии, которую привнесла в его жизнь Дездемона; когда же мавр начинает сомневаться в верности жены, поглощающий его хаос набрасывает тень и на виновницу. Эти переходы из одного душевного состояния в другое актеры делают пластически: мягкие согласованные движения сменяются резкими и непредсказуемыми. Виновницей Дездемону назвать нельзя: дело не столько в том, что мужу-то она была верна, сколько в том, что причиной его помешательства она не являлась. Как и не являлся подстрекателем Яго, в роли которого неожиданно выступил актер Александр Новиков с ярко выраженным комическим амплуа. Отелло сам себе разжигатель и палач: было достаточно лишь заронить искру сомнений в его сознание, а он уже довел дело до страшного, пожирающего все вокруг пожара. И зритель становится свидетелем того, как в краткий промежуток времени человек без каких-либо значимых внешних факторов изводит себя неистовой страстью и слепой ревностью.

 

Анастасия Ким

 

Источник: ИА РБК Санкт-Петербург 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2020
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2020 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.