Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
22.10.2008
Гамлет в роли Вити Черевичкина

Главный балетмейстер Ростовского музыкального театра стал человеком года Ростовской области.

В общественной и музыкальной жизни столицы Южного федерального округа произошло событие, которое по праву можно назвать знаковым: "Человеком года – 2008" в Ростовской области назван народный артист России Алексей Фадеечев — главный балетмейстер "Белого рояля" (так в Ростове называют действительно напоминающее этот инструмент здание государственного музыкального театра).

Как сообщается, высокого звания в номинации "Театральный деятель года" маэстро удостоен за создание на сцене театра балета "Гамлет" на музыку Дмитрия Шостаковича и большой личный вклад в развитие балетного искусства на Дону. Награда учреждена администрацией Ростовской области, администрацией Ростова-на-Дону и Региональным фондом защиты прав творческой интеллигенции.

Впрочем, судя по всему, автор трагедии "Гамлет" Вильям Шекспир к числу представителей региональной творческой интеллигенции не относится, и его права защищать не надо. Во всяком случае, "человек года" заставил датского принца, как ростовского пионера-героя Витю Черевичкина, сражаться на сцене против фашистского режима. Возможно и сталинского тоже. Зритель может выбирать на свой вкус. С одной стороны  — грозные символы тевтонских орлов и черные гестаповские мундиры королевских охранников. С другой — узнаваемые строки либретто: "В стране объявлен траур. У гроба — вдова Гертруда, брат Клавдий, сын Гамлет. Мимо гроба проходят государственные деятели, чиновники, дипломаты, военачальники, простые граждане". Буквальное воспроизведение скорбных речей Левитана, под которые в Стране Советов провожали любимых вождей. И, наконец, аллюзия на оба режима: спортивный парад в честь нового короля Клавдия, воспроизводящий то ли знаменитый фильм Лени фон Риффеншталь "Олимпия" — о берлинской Олимпиаде 1936 года, то ли кадры сталинских физкультурных шествий. Сам балетмейстер утверждает, что не пытался воссоздать какой-то конкретный режим: "Это эпоха Сталина, Муссолини, Гитлера — легендарных диктаторов; проблема власти, заложенная в "Гамлете", напрямую перекликается с тем временем".

Балет "Гамлет" стал событием, выходящим далеко за рамки ростовской культурной жизни. Чего и следовало ожидать. Для того Фадеечева на Дон и приглашали. В определенном смысле это можно считать результатом извечной борьбы за первенство между южными монстрами Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Это противостояние вылилось в перетягивание на Юг опальных московских знаменитостей. В 1996 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович после разногласий с руководством уезжает в Краснодар и основывает здесь театр балета, привезя с собой кое-кого из труппы (в том числе балерину Анастасию Волочкову). Ответ последовал нескоро — но какой! В декабре 2004 года ростовчане приютили у себя экс-худрука балетной труппы Большого Алексея Фадеечева, который еще в 2000-м со скандалом ушел из родного театра, не найдя общего языка с новым руководителем Геннадием Рождественским. К тому времени он уже получил две национальные премии "Золотая маска" в номинации "Лучший балетный спектакль" за "Сны о Японии" и "Вечер балетов Дж. Баланчина". А в 1999 году его "Дон Кихот" был признан лучшим балетным спектаклем в Лондоне.

Ростовский "Гамлет"  не зря уже окрестили мировой сенсацией. Можно сказать, даже троекратной сенсацией. Во-первых, как уже отмечалось, действие трагедии перенесено в обстановку 30-х годов прошлого века. Во-вторых, до Фадеечева никто в мире вообще не ставил балета "Гамлет". И, наконец, сам покойный Дмитрий Шостакович никакого балета никогда не писал!

Но об этом особо. «Поначалу я связывал "Гамлета"  с музыкой Густава Малера, австрийского композитора прошлого века, современника Шостаковича и Прокофьева, – признается Фадеечев. – Но идеального совмещения его симфонической музыки и шекспировского сюжета у меня не произошло. А Шостакович оказался наиболее подходящим для воплощения идеи». Хотя насчет побудительных мотивов отказа от Малера режиссер, возможно, лукавит. Во всяком случае, именно на музыку Малера в Санкт-Петербурге недавно театр Бориса Эйфмана поставил балет… "Русский Гамлет" — о судьбе царевича Павла, сына Екатерины Великой. И в ростовском, и в питерском спектаклях художником выступил Вячеслав Окунев. Так что не исключен "раздел музыкальных сфер влияния". Фадеечеву достался Шостакович, что символично: ведь, когда на экраны Советского союза вышел фильм "Гамлет", Дмитрий Дмитриевич находился как раз в Ростове на фестивале "Донская музыкальная весна".

Как бы то ни было, главный балетмейстер Ростовского музтеатра утверждает: «В моем балете нет ни одной ноты, не написанной Шостаковичем. Мне удалось логически увязать в целостное полотно музыку Шостаковича к вахтанговскому "Гамлету", фрагменты Первой, Пятой и Десятой симфоний, балетов "Светлый ручей" и "Болт", музыку к трем кинофильмам – "Гамлет"  Григория Козинцева, "Зоя" и "Пирогов"».

Если быть совсем точными, увязывать пришлось заслуженному деятелю искусств России Александру Гончарову — доценту Ростовской консерватории, дирижеру музыкального театра. И далось это нелегко. Ведь необходимо было состыковать немыслимые вещи: веселую музыку, написанную Шостаковичем в 1932 году по заказу Николая Акимова, который поставил комедийного "Гамлета" в театре имени Вахтангова (где маленький принц-толстячок смахивал на Винни-Пуха), и мрачные темы к знаменитому козинцевскому фильму с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Добавьте балет "Болт" 1931 года с феноменальным либретто ("Пьяница и прогульщик вставляет в механизм станка болт, бдительность комсомольцев предотвращает взрыв; вредитель разоблачен"), а также вальсы и фокстрот для джазового оркестра. Кулинарная задачка высшей сложности. Хотя, по мнению многих музыкальных критиков, Гончаров решил ее с блеском, составив причудливый паззл. Ноты некоторых произведений пришлось специально выписывать из фондов Шостаковича. На всякий случай получили разрешение вдовы и детей композитора.

Либретто для ростовского "Гамлета"  сочинил Николай Оганесов, автор популярных детективов. До этого он уже "отлибреттировал" балет "Ромео и Джульетта" (вообще-то планировали ставить "Доктора Айболита", но, как резонно заметил главный балетмейстер, "Ромео и Джульетта" — это несколько переосмысленный "Доктор Айболит"). А кому же выступать соавтором Шекспира в кровавых триллерах, как не сочинителю детективов "Визит после полуночи" и "Доктор по имени Смерть"? Мало того, Оганесов выступил как "автор адаптированных стихотворных текстов" (так значится в либретто)! Подправил Шекспира рукою мастера…

Да, в ростовском балете время от времени звучат известные монологи — хотя и изрядно кастрированные, в том числе знаменитый "Быть или не быть?". Но этим не исчерпывается новизна подхода. Например, Офелия, красиво отбивая чечеточку на манер Любови Орловой из "Цирка", поднимается по лестнице на пьедестал и… почему-то вешается, а не погибает в бездне вод. Вторая часть балета разворачивается на новогоднем маскараде, куда принц втаскивает труп Полония, как Санта-Клаус — святочный подарок. В сцене дуэли Гамлета с Лаэртом последние так увлекаются, что на сцене образуется гора трупов из придворных, наблюдавших за поединком. Зато Розенкранц и Гильденстерн в финале остаются живы. Эта находка заставляет вспомнить уничтоженное Юрием Олешей продолжение "Трех толстяков", где место пухлых диктаторов занимает ничтожный учитель танцев Раздватрис.

Столь необычная трактовка сюжета потребовала особого оформления. Поначалу заслуженный художник России Вячеслав Окунев честно пытался ограничиться пошлым замком Эльсинор. Но под влиянием авангардной атмосферы перешел к конструктивизму, создав три башни в стиле хай-тек, разъезжающиеся модули, бешеную игру цвета и света. Как заметил Фадеечев, декорации создавались в начале года, когда произошел скандал вокруг выездной парижской экспозиции Третьяковской галереи. Видимо, не случайно в одной из балетных сцен телохранители застывают в позе целующихся милиционеров.

Единственное, на что не хватило смелости главному балетмейстеру, так это отдать свое детище на откуп ростовской труппе, которой исполнилось в этом году всего семь лет. И на премьеру в конце мая, и на нынешний спектакль 25 октября он пригласил танцоров Большого театра. Заслуженный артист России Юрий Клевцов исполняет роль злодея Клавдия, Александр Смольянинов — Гамлета, солистка Большого Виктория Литвинова — Офелию… Хотя, думается, со временем ростовчане сумеют их заменить. Возможно, уже в следующем году, когда создатели  "Гамлета"  планируют представить его на "Золотую маску". А там и до зарубежных гастролей рукой подать. Во всяком случае, музыкальный консультант Королевского оперного театра "Ковент-Гарден" Кейт Херберт, видевшая балет, сказала, что это "чистый Шекспир", которого должны увидеть в Европе, особенно в Англии. По ее мнению, Шекспир прочувствован очень точно, а решение —неординарное.

«Мне нужно было расставить акценты зрительского восприятия таким образом, чтобы он испытал шок, — говорит Фадеечев. — Традиционный балет не в состоянии вызвать эти эмоции».

Судя по присуждению звания "Человек года", с задачей он справился на отлично. По-нашему это — шок. 


Обозреватель Александр Сидоров

Источник
: Интерфакс

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2020
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2020 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.