Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
29.01.2009
Мендельсон был крупнейшей фигурой в музыкальных кругах эпохи романтизма

 

Мендельсон оставил миру свою музыку почти во всех жанрах

Мендельсон оставил миру свою музыку почти во всех жанрах

За жизнерадостный характер произведений Шуман назвал его «Моцартом XIX века»
 

Те, кто собирает нашу уникальную музыкальную коллекцию, сейчас вместе с «Комсомолкой» держат в руках одиннадцатый том «Великих композиторов» — «Джузеппе Верди. Фрагменты из опер». Напоминаем, что он будет продаваться вместе с «Комсомолкой» в киосках, участвующих в акции, до 2 февраля включительно. Так что, если вы еще не успели приобрести десятый том, у вас в запасе есть еще неделя. Однако поторопитесь — тираж ограничен. А следующий, двенадцатый том нашей коллекции появится в продаже с 3 февраля.
 
На диске из двенадцатого тома звучат одни из лучших произведений Феликса Мендельсона: Большое трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели, а также концерт для скрипки с оркестром ми минор. Кроме музыкального диска в 12-й том коллекции вошла книга о жизни и творчестве знаменитого композитора.
 
ФЕЛИКС — ЗНАЧИТ СЧАСТЛИВЫЙ
 
3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого банкира А. Мендельсона-Бартольди родился мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс. Феликс — значит счастливый. Жизнь, кажется, оправдывала это имя: все было к услугам одаренного ребенка, все давалось ему легко: языки и литература, музыка и рисование, плавание и верховая езда.
 
Красивая внешность, богатство, блестящее образование и талант. Видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер, который часто бывал в доме родителей будущего композитора, обратил внимание на музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано и на скрипке. Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист. Его первые серьезные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. За свою недолгую жизнь (38 лет) он покорил Германию, Францию, Англию. Уйдя из жизни, Мендельсон оставил миру свою музыку почти во всех жанрах: симфонии, увертюры, концерты, пьесы... Но истинно всемирная известность принадлежит только одному произведению.
 
«СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ПРОСЛАВИЛ КОМПОЗИТОРА НА ВЕСЬ МИР
 
14 октября 1843 года в Потсдаме состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. Ничего необычного в этом, может быть, и не было — Шекспира и ранее весьма охотно ставили. Единственное отличие от других премьер — музыку к спектаклю по просьбе прусского короля написал 34-летний композитор Феликс Мендельсон. Тогда же в спектакле впервые прозвучал «Свадебный марш», который сегодня знаком, пожалуй, всем женихам и невестам. На протяжении нескольких столетий под этот марш молодые люди вступают в брак. И хотя это знаменитое произведение не раз подвергалось критике современников, все продолжали бракосочетаться «под Мендельсона».
 
Даже спустя почти два столетия лучшего произведения для церемонии бракосочетания никто не написал. Но марш — это только «прелюдия» к настоящим шедеврам. О гениальности «солнечного мальчика» (так называли его современники) никто не спорил. Даже говорили, что он начал мыслить нотами раньше, чем научился говорить.
 
ЗА МУЗОЙ ДЛЯ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОР ЕЗДИЛ В ИТАЛИЮ
 
Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (как, например, солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония», 1833 г.). Основу фортепианного творчества композитора составили «Песни без слов» (48 пьес, 1830–1845 гг.) — замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки, основателем которой был Мендельсон. Многие хоровые произведения композитор писал для любительских хоровых обществ Берлина и Лейпцига, а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) — для любительского, домашнего музицирования, во все времена популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона — воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.
 
КУЛЬТУРУ — В МАССЫ
 
Анжелика Генриховна МАРТЕНС, директор гимназии № 34:
 
— Классическая музыка — основа внутренней культуры любого человека. А любовь к ней закладывается с детства. Я сама окончила 8 классов музыкальной школы. С теплотой вспоминаю это время, мне очень повезло с педагогами, которые своим мастерством привили любовь к классике. Люблю слушать Чайковского, Рахманинова. К сожалению, современные родители стали меньше уделять внимания начальному музыкальному образованию своих детей. И в немалой степени это зависит от средств массовой информации. Все меньше мы слышим произведения великих классиков на радио, с экранов телевизоров. Думаю, проект «Комсомольской правды» поможет читателям газеты открыть для себя волшебство классической музыки.
 
Уважаемые читатели! А почему вы любите классическую музыку? Пишите нам по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 259, 7-й этаж, «Комсомольская правда». Или на e-mail: yuliko@kprostov.ru, желательно ваше фото!
 

 

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2019
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2019 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.