Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
03.03.2009
Муки безумного ревнивца
На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло»На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло».

В самом начале сезона, когда художественный руководитель театра, народный артист РФ Александр Попов публично заявил о том, что собирается ставить «Отелло», было ясно, что этот проект претендует на роль главного события тульского театрального года. О том, кто именно будет играть венецианского мавра, тогда знали немногие — имя будущего Отелло не афишировалось, и это подогревало зрительский интерес.

На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло»Когда стало известно, что роль безумного ревнивца поручена Алексею Соловьеву, любопытство тульских театралов только усилилось: этот актер, играющий на сцене ТАТД третий сезон, до сих пор оставался загадкой. Безусловно, талантлив, харизматичен, но до сих пор Алексею не доставались масштабные роли, в которых он мог бы по-настоящему раскрыться… Что же касается Дездемоны, выбор был ясен изначально — конечно, красавица Инна Медведева, одна из самых ярких актрис молодого поколения, стопроцентная шекспировская «героиня».

Погруженная в сумрак сцена, в качестве декораций — лаконичные ступенчатые конструкции. В центре — огромный тяжелый шар. В самом начале действия его раскачивает и будто поднимает в воздух мим в белом одеянии. Шар нависает над головами действующих лиц, как рок, как судьба, обещающая неизбежность трагического финала. Миманс «отбивает» смену театральных сцен и одновременно беззвучно комментирует происходящее. Визуальное решение спектакля — работа приглашенного из Санкт-Петербурга мастера, заслуженного художника РФ Александра Дубровина.

На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло»— Я давно собирался поставить «Отелло», — признался художественный руководитель ТАТД Александр Попов. — После «Ромео и Джульетты» я ставил шекспировские комедии, однако мне хотелось вернуться именно к трагедии: проблемы, которые Шекспир в них поднимает, всегда современны. Его мучил вопрос о возможности гармонии в мире. Гармония, если она вдруг возникает, очень хрупка, как хрустальная ваза, ее надо беречь. Равновесие шатко, где-то что-то нарушается, и начинается хаос, трагические события обрушиваются как снежный ком, как грозный обвал. В «Отелло» разрушение гармонии в душе мавра, гармонии его отношений с Дездемоной начинается с того, что его, а не Яго назначают на должность, и Яго начинает мстить…
 
«Отелло» на слишком часто ставят в последние годы на отечественной сцене. Текст пьесы давно разобран на цитаты, сцена удушения Дездемоны после многочисленных пародий кажется почти анекдотической. Да и самому мавру в традиционном гриме, вроде бы, не место в театре эпохи постмодернизма, всех и все подвергающей сомнению и интеллектуальному стебу.

На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло»В тульской версии все всерьез. Все дышит трагедией в ее изначальном смысле. Венецианские плащи с красным подбоем, бои на шпагах, чистота и преданность Дездемоны, невероятные страдания Отелло, коварство искусного манипулятора Яго (Дмитрий Чепушканов и заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко). И Яго здесь, пожалуй, самый главный герой. Именно он — сценарист и режиссер этой страшной пьесы, использующий персонажей в качестве статистов, пешек на доске придуманной им шахматной партии. Циник и психолог, умеющий играть на чувствительных струнах человеческих душ, и не столько ради мести, сколько ради наслаждения властью над людьми.

На сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера шекспировского «Отелло»Шекспироведы утверждают, что главная загадка трагедии — в странной легковерности мавра. Действительно, все интриги Яго шиты белыми нитками, смешны, неубедительны, и еще этот дурацкий платок, который сводит с ума несчастного Отелло… Тульская версия дает свой ответ на этот вопрос. Алексей Соловьев играет человека, чужого среди своих, а потому крайне уязвимого, в глубине души не верящего до конца в то, что его, дикого, черного, нелепого могла искренне полюбить прелестная венецианка. Яго достаточно было только поселить в его душе сомнения.

Соловьев так достоверно и страшно играет муки ревности, что мурашки бегут по коже. И в финале, превращающемся в цепь смертей, зритель переживает настоящий катарсис, как того и требует трагедия… — самой великой трагедии всех времен и народов о любви, коварстве и ревности.
 
Ирина Скибинская
 
Фото Сергея Шмуня
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2020
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2020 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.