Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
02.06.2009
Благородный любительский театр горных офицеров

«Легенды нашего города» от театроведа Ирины Свободной (краевой театр драмы). История вторая. Я назвал его Сибирскими Афинами

 

Носителями самых стойких театральных традиций были в Барнауле «благородные любители» из среды горных офицеров и чиновников. Любительский театр Алтайского горного округа, просуществовавший более 100 лет, снискал Барнаулу славу «Сибирских Афин».
 
В. Соколовский, характеризуя общество барнаульских горных офицеров в своем романе «Двое и одна или Любовь поэта», писал, что молодежь этого города «посвящала свой досуг музыке, пению и театру»; что «тамошние дамы находили удовольствие говорить или о последнем спектакле, или о концерте, который давали накануне» и проводили время за разгадыванием шарад, чтением повестей, музицированием и пением; что «молодые горные офицеры, люди образованные, “бредили театром” и соперничали с дамами своими талантами».
 
Сформировавшаяся к началу XIX века любительская театральная труппа состояла из горных офицеров, «благородных любителей», посвящавших свой досуг театральному искусству.
 
Сцена была устроена в помещении Алтайского горного собрания — двухэтажном здании «высокой архитектуры», которое было построено в конце 1820-х гг., в «эпоху» самого просвещенного горного правителя Алтая Петра Козьмича Фролова. В его бытность установилась традиция устраивать в Горном собрании благотворительные вечера, балы и обеды, сопровождавшиеся литературными чтениями, концертами и спектаклями. Попечением П. К. Фролова были созданы в Барнауле прекрасный оркестр и хор, и немалой его заслугой явилось рождение Благородного любительского театра Алтайского горного округа.
 
Расцвет театральной жизни Барнаула был особенно очевиден в середине XIX века. К этому времени Барнаул был уже признанной столицей горного дела в Сибири, самым культурным и просвещенным городом региона. Приезжавшие для изучения Алтая и останавливающиеся в Барнауле знаменитые путешественники, говорили о нем как об «оазисе в пустыне», «тихом уголке Санкт-Петербурга», не переставая удивляться «западноевропейскому образу жизни», духовному и культурному облику города, затерянного в глухих сибирских местах.
 
В своих мемуарах известный русский путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шанский, проживавший зиму 1856–1857 гг. в Барнауле, писал:
 
«Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в устройстве их комнат и изящных одеждах их дам, но и в их знакомстве как с научной, так и с художественной литературой, и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже свое собственное здание. … Одним словом, Барнаул был в то время, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами…».
 
Страстный поклонник и знаток театрального искусства, П. П. Семенов говорит о театре Алтайского горного собрания в самой превосходной степени, особо отмечая те «замечательные сценические дарования, которыми выделяются многие из членов барнаульского общества».
 
«Многие из горных инженеров, — пишет он, — постоянно принимая участие в любительских спектаклях, выработали из себя тонких, образованных артистов, между которыми в моей памяти остались горный инженер Самойлов, брат знаменитого актера Самойлова, а в драматических ролях молодой горный инженер Давидович-Нащинский. В женских же ролях две из жен инженеров были также очень выдающиеся артистки».
 
На Алтае служили два брата — Сергей Васильевич и Иван Васильевич Самойловы. Сергей Васильевич был помощником управляющего Локтевского сереброплавильного завода, а его младший брат Иван Васильевич — приставом надворных работ. Оба они были отпрысками знаменитой актерской семьи Самойловых, родоначальники которой — оперные артисты В. М. и С. В. Самойловы — подарили русской сцене первую актерскую династию: 10 своих детей и 4 внуков, каждый из которых вспыхивал звездой на театральном небосклоне Санкт-Петербурга. В истории русского театра особенно прославлено имя Василия Самойлова (кстати, тоже горного инженера по образованию), который 40 лет прослужил на сцене Императорского Александринского театра в Петербурге. Его сестры, знаменитые актрисы Вера и Надежда Самойловы, также блистали на «александринской сцене». Немного менее известны Мария и Любовь, Николай, Александр и Михаил Самойловы — тоже петербургские драматические артисты. До недавнего времени самыми малоизвестными в истории театра оставались имена родных братьев всей этой замечательной актерской когорты — Сергея и Ивана, алтайских Самойловых, хотя на генеалогическом древе династии они были отмечены как актеры-любители.
 
Самойловы-старшие, предназначая всех своих детей сцене, все же заботились о получении ими блестящего образования. Сергей Васильевич окончил Санкт-Петербургский Горный институт, а Иван Васильевич, единственный из братьев Самойловых, имел театральное образование, пусть и незаконченное. В формуляре Барнаульской горной конторы имеется запись: «Обучался в Санкт-Петербургском театральном училище, но курс наук не закончил по случаю увольнения».
 
В 1855 году Сергею Васильевичу исполнилось 40 лет, из них 20 лет он прослужил на Алтае. Иван Васильевич был на шесть лет моложе брата, на Алтай прибыл «по прошению» в 1840 году. Исправно служа горному делу, оба брата вовсе не чуждались семейных традиций и были в числе самых талантливых актеров Благородного любительского театра горных офицеров. Преданность алтайских Самойловых театральному искусству была выше всех похвал еще и потому, что связана была для них с немалыми лишениями, и, возможно, значительными расходами: от Локтевского завода, где служили братья, до Барнаула (а спектакли устраивались именно в Барнауле) было 300 верст. Правда, в апреле 1857 г. С. В. Самойлов был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом, и с ним туда же переехал младший брат, но от Сузуна до Барнаула путь тоже был не близкий — 128 верст.
 
Неосуществленный замысел Достоевского
 
Братья Сергей Васильевич и Иван Васильевич Самойловы оказались в числе первых алтайских знакомых Федора Михайловича Достоевского, который не раз приезжал на Алтайские горные заводы и в Барнаул из Семипалатинска, где отбывал ссылку. Как просвещенный петербуржец, Достоевский в молодости был поклонником театра, хорошо знал и любил петербургскую актерскую семью Самойловых. Мало того — кумиром молодого Достоевского был не кто иной, как старший брат его алтайских знакомых — знаменитый Василий Васильевич Самойлов, спектакли с участием которого на сцене Александринского театра в Петербурге, Достоевский старался никогда не пропускать.
 
Широкому кругу почитателей Достоевского мало известен тот факт, что первым сибирским произведением писателя, созданным им в сибирской ссылке, была комедия «Дядюшкин сон», вполне возможно, предназначавшаяся именно для барнаульской сцены. Главную роль в этой комедии мог сыграть именно Сергей Васильевич Самойлов, бывший, по свидетельству того же П. Семенова — Тянь-Шанского, «совершенно первоклассным комиком, даже превосходившим своим природным сценическим талантом своего знаменитого брата». И хотя Ф. М. Достоевский впоследствии изменил свой первоначальный замысел и переделал начатую им комедию в комическую повесть, «Сибирские Афины» могут гордиться тем, что вдохновили писателя на первую и единственную, серьезную попытку написать для театра. Более в своем творчестве Достоевский для театра не писал. Глубокое сожаление об этом выразил в 1879 г. в своем письме к великому писателю выдающийся русский актер Василий Васильевич Самойлов:
 
«Милостивый государь Федор Михайлович! Читая Ваши произведения, я всегда был поражен тонкостью вашего наблюдения и в каждом из созданных Вами лиц, психологически разработанных, я видел живых людей, с их слабостями и достоинствами. И мне, право, грустно, что в протяжении всей моей сценической деятельности мне не удалось воспроизвести ни одного из Ваших личностей, именно потому, что Вы, обладая таким правдивым талантом, не хотели оставить память о себе на сцене, о чем я очень сожалею, как для публики, так и для себя, который мог бы прибавить одну из лучших ролей своего репертуара...»
 
В своем ответном письме Ф. М. Достоевский горячо благодарит актера. «Ваши слова, — пишет он, — слова великого психолога, производившего во мне восторг еще в юности и отрочестве моем, когда вы только начинали свой сценический подвиг, дороже мне всех речей, обо мне сказанных».
 
Остается и нам глубоко сожалеть, что барнаульской сцене не удалось отличиться в истории театра первой постановкой комедии Достоевского.
 
ЛЕГЕНДАРНЫЕ СПЕКТАКЛИ ПРОШЛОГО
 
ПОЧТИ СТО ЛЕТ ХРАНИТ ИСТОРИЯ ПАМЯТЬ О СПЕКТАКЛЯХ:
 
«На дне» М. Горького.
 
Спектакль был поставлен в Барнауле на сцене Народного дома объединенными силами Любительского театра Общества попечения о начальном образовании и Кружка любителей драматического искусства 21 марта 1903 года, всего лишь четыре месяца спустя после знаменитой премьеры Станиславского и Немировича-Данченко во МХТ.
 
Спектакль прозвучал с огромной обличительной силой и имел выдающийся успех. Даже песня горьковских ночлежников «Солнце всходит и заходит», звучавшая в спектакле, надолго стала самой популярной у барнаульцев.
 
«Князь Серебряный» по роману А. Толстого.
 
Этот спектакль Кружка любителей драматического искусства 8 ноября 1904 года стал триумфом театрального сезона. Для спектакля специально изготовлялись декорации, были заказаны «настоящие» исторические костюмы, привлечен оркестр, созданы хор и танцевальная группа, в массовые сцены на роли слуг и опричников приглашены были ученики Барнаульского реального училища Императора Николая II. Своим «размахом» и профессиональным мастерством этот спектакль не уступил бы и столичной сцене.
 
Наибольшее количество раз на барнаульской театральной афише появлялось имя великого русского драматурга А. Н. Островского. С середины XIX века и по наши дни в театральной истории города зафиксировано 42 названия пьес Островского (из 47 им написанных), выдержавших более 1500 постановок. Дипломом первой степени на Всероссийском фестивале драматургии А. Н. Островского в 1983 году был награжден спектакль Алтайского краевого театра драмы «Бешеные деньги» (постановка режиссера В. Л. Черткова).
 
Самой репертуарной в истории краевого театра драмы оказалась пьеса «Последние» А. М. Горького. Театр обращался к этой пьесе пять раз! Впервые она была поставлена в 1928 году, затем — в 1937 году, 1955, 1968 и 1988. Причем постановка 1968 года стала лауреатом на Всероссийском фестивале горьковской драматургии.
 
Самым большим по продолжительности спектаклем (более 5 часов!) был «Отелло» В. Шекспира, шедший в пяти актах с четырьмя антрактами на сцене драматического театра в 1946 году.
 
Самой первой пьесой местного драматурга, получившей свое воплощение на барнаульской сцене, была пьеса в стихах «Ползунов» Марка Юдалевича. Спектакль, поставленный в 1954 году в Алтайском краевом театре драмы режиссером Борисом Вахрушевым, явился к тому же и первым обращением театра к истории своего города.
 
Самым «агитационным» детским спектаклем оказался в 1962 году ТЮЗовский спектакль «Мальчишки из Гаваны» В. Чичкова, рассказывающий о героической борьбе революционной Кубы. Барнаульские мальчишки так горячо сочувствовали юным героям кубинской революции, что сразу после спектакля группами сговаривались бежать на Остров Свободы.
 
Самую горячую дискуссию у барнаульских подростков вызвал в 1965 году спектакль Алтайского краевого ТЮЗа «Они и мы» по пьесе Н. Долининой, поднимающий острые проблемы взаимоотношения «отцов и детей».
 
Самым знаменитым спектаклем «производственной темы» стал в Барнауле «Человек со стороны» И. Дворецкого, поставленный на сцене Алтайского краевого театра драмы в 1971 году. Этот спектакль собрал наибольшее количество зрительских отзывов, причем из среды рабочих и ИТР барнаульских предприятий. На всех заводах и фабриках города были проведены зрительские конференции, спектакль обсуждали даже на заседаниях партбюро.
 
На сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии были поставлены первые в истории театрального искусства Алтая профессиональные балеты («Корсар» А. Адана и Л. Делиба и «Эсмеральда» Ц. Пуни) и опера (Дж. Верди «Травиата»).
 
Самой нетеатральной постановкой стал в 1980 году спектакль Алтайского краевого театра юного зрителя по произведению Л. И. Брежнева «Малая земля».
 
Самым впечатляющим и роскошным по художественному оформлению был спектакль «Зимняя сказка» В. Шекспира, поставленный в театре драмы в 1973 году.
 
Самым фантазийным и богатым спектаклем современного репертуара является постановка Государственного Молодежного театра «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци.
 
Самым романтическим и волшебным спектаклем Алтайского краевого театра драмы был «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира.
 
Самым впечатлительным и трогательным спектаклем для барнаульского зрителя был спектакль «Поминальная молитва» по произведениям Шолома-Алейхема.
 
Самый большой переаншлаг выпал на долю спектакля «Дети Арбата» по роману Рыбакова, поставленного Алтайским краевым театром драмы в 1989 году. В течение полугода спектакль шел при переполненном зрительном зале.
 
Ирина Свободная
 
Продолжение следует...
 
Источник: Барнаул

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.