Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
27.08.2010
Классика в ускоренном режиме

// Роман Должанский о театральных премьерах сентября


Искусство в России стремится не отставать от природы. Как немыслимая жара уступает ураганам и наводнениям, так и абсолютное театральное затишье августа сменится буквально девятым валом московских премьер и долгожданных гастрольных представлений. В иное время многие из этих событий «кормили» бы театральную общественность целый месяц, но теперь они будут наступать друг другу на пятки. Так что театралов нужно предупредить со всей серьезностью: времени на раскачку нет, только успевай поворачиваться.

Роман ДолжанскийТакая толкотня отчасти объясняется тем, что несколько важных премьер были перенесены с конца прошлого сезона. Так, «Записными книжками» Чехова Сергей Женовач собирался закрывать минувший театральный год в своей «Студии театрального искусства», но оказалось — откроет новый. Театр Женовача сумел быть оригинальным в юбилейный год: какими только своими произведениями и в каких только жанрах не представал на сцене Антон Павлович, но вот до записных книжек никто не добрался, и в жанре «мерлехлюндия» к зрителю тоже никто не выходил. «Это мысли без начала и конца, они как будто растворяются в воздухе, как будто ищут свой дом, пристанище, это мысли в поисках произведения,— объясняет Сергей Женовач.— Записные книжки — это знакомый незнакомый Чехов».

Чеховскую тему подхватит и «Мастерская Петра Фоменко», самый родственный «Студии театрального искусства» московский театр. «После занавеса» в постановке Евгения Каменьковича несколько раз сыграли летом, но официальная премьера состоится тоже в сентябре. И хотя автор этой пьесы современный ирландский драматург Брайан Фрил, персонажи ее — чеховские. Автор пьесы вообразил, что было бы, если бы Соня из «Дяди Вани» и Андрей Прозоров из «Трех сестер» вдруг встретились уже после Октябрьской революции за столиком кафе. Комбинировать персонажей разных пьес Чехова и фантазировать, что происходит с ними «после занавеса»,— прием не новый, но имя Фрила в данном случае выступает гарантией качества текста. А сцена, на которой поставили пьесу,— гарантией качества нового спектакля.

Еще одна отложенная премьера — обещанная театром Et Cetera еще весной шекспировская «Буря» в постановке всемирно почитаемого грузинского мастера Роберта Стуруа. Он много ставил в своей жизни Шекспира, в том числе и в Москве, так что неудивительно, что в его планах оказалась последняя и, наверное, самая загадочная пьеса Великого Барда. Примечателен спектакль еще и тем, что после довольно долгого перерыва новая роль появится у Александра Калягина, который играет Просперо.

Вообще, главным драматургом месяца, а то и всего наступающего сезона уже сейчас можно назвать Шекспира. «Буря» Стуруа станет четвертым за месяц шекспировским событием. Откроется же эта «серия» новым спектаклем Юрия Бутусова в Театре имени Вахтангова. Одни шекспироведы называют пьесу «Мера за меру» комедией, другие — трагедией: мрачные мотивы и фарсовые ситуации в этом тексте сосуществуют на равных правах, а тема искушения властью делает пьесу созвучной любой эпохе. Беспощадную и исполненную сарказма и печали драму у нас ставят очень редко, так что Юрия Бутусова, каким бы ни получился результат, уже сейчас можно поздравить с интересной и небанальной репертуарной идеей.

Два других Шекспира — комедия и трагедия — предстанут в сентябре в постановке именитых иностранцев. «Укрощение строптивой» в режиссуре литовца Оскараса Коршуноваса будет показано в программе «Премьеры Александринского театра». А «Гамлетом» немца Томаса Остермайера (спектакль легендарного берлинского театра «Шаубюне ам Ленинер плац») откроется сезон Театра наций и фестиваль «Территория». Оба режиссера принадлежат одному поколению, оба уже давно называются в числе молодых мастеров европейского театра. И оба интерпретируют классику жестко, оригинально и спорно.

Разумеется, классикой дело не ограничится — без «новой драмы» сегодня никуда. Заниматься ею будут те, кому это положено — театры «Практика» и «Школа современной пьесы». В первом состоится дебют драматурга Дениса Ретрова, написавшего сатирическую пьесу «Коммуниканты» — о современном российском политике. В «Школе...» же предлагают новое сочинение плодовитого и хорошо известного альтернативной сцене Павла Пряжко. По-соцартовски насмешливую и абсурдную историю про трактористов ставит талантливый специалист по «новой драме» Филипп Григорьян. Он обещает привести зрителя в «пространство компьютерной матрицы». По-моему, лучшего противовеса «Записным книжкам» Антона Павловича не найти.
 
Роман Должанский
 
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2021
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2021 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.