Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
15.09.2010
Шекспир не был драматургом, Казанова — бабником, а Гомера вообще не было

Историки, литературоведы, философы до сих пор спорят, кто скрывался за самыми известными именами

 
АНГЛИЙСКАЯ БРИГАДА ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОВ

Недавно британские криминалисты под руководством доктора Стюарта Кларка создали портрет Уильяма Шекспира в 3D формате (см. «КП» за 7.09.2010 г.). По сути, они смоделировали на компьютере «живое» лицо великого английского драматурга. В качестве основы специалисты использовали его посмертную маску, якобы снятую в 1616 г. И в этом смысле добились «фотографического» сходства, по специальной технологии оживив лицо. Но скептики сомневаются, Шекспир ли это.

Во-первых, не все верят, что маска была снята именно с драматурга. Во-вторых, полученный портрет не очень походит на известные изображения автора «Гамлета». И, в-третьих, до сих пор неизвестно: а был ли Шекспир вообще? Что сегодня по этому поводу думают специалисты? С этим вопросом мы обратились к кандидату исторических наук, литературоведу Алексею Пензину.

— Алексей Александрович, некоторые исследователи считают, что Уильям Шекспир — это псевдоним, под которым скрывался другой человек. Возможно, и не один. Число вероятных кандидатур к настоящему времени насчитывает несколько десятков. Может, он английский Козьма Прутков? (Напомним, что под этой литературной маской выступали в 1850–1860-е годы поэты Алексей Толстой и братья Жемчужниковы. — С. К.). Не мог же бедный, малограмотный английский актер быть столь разносторонне образованным, чтобы подробно описывать исторические реалии Дании и Италии.
Посмертная маска Шекспира, обнаруженная в Германии в 1842 году

Посмертная маска Шекспира, обнаруженная в Германии в 1842 году


Действительно, кастинг на роль «коллективного Шекспира» тянется уже не один век. Среди «подозреваемых» — государственный деятель и философ Фрэнсис Бэкон, который обладал всеми качествами, отсутствующими у Шекспира: классическим образованием, положением при дворе, знанием юриспруденции. Затем была выдвинута кандидатура драматурга Кристофера Марло, которому грозила казнь за его еретические взгляды. Он якобы инсценировал свою смерть, бежал в Англию, где писал пьесы, которые под именем Шекспира ставились в Англии.

Среди предполагаемых авторов-аристократов — Уильям Стенли, шестой граф Дерби, Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд, и Эдуард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд. И много других известных в то время лиц. Но и Шекспир — лицо реальное. Как полагают некоторые исследователи, не написавшее ни строчки из того, что ему приписывают.

— Может, они все были литературными рабами Шекспира, как у нынешних модных авторов?

— Нет, сегодня популярна другая гипотеза. Мол, подлинный автор или авторы стыдились или боялись издавать пьесы и сонеты под своими именами. И привлекли бродячего актера Уильяма, который за определенный процент более чем охотно согласился их присвоить. Ведь эти аристократы были слишком известны и имениты, чтобы дать себя заподозрить в увлечении такой «ерундой», как театр и писательство.

— А посмертную маску с кого сняли?

— Есть предположение, что с лица графа Рэтленда. В последнее время многие историки высказывают мнение, что именно он мог быть автором основных всемирно известных произведений — «Гамлета», «Отелло», «Бури».

Портрет великого драматурга в 3D формате (слева). Криминалисты уверены, что не ошиблись. Но историки сомневаются.
Портрет великого драматурга в 3D формате (слева). Криминалисты уверены, что не ошиблись. Но историки сомневаются.
Наш известный литературовед, ученый секретарь Шекспировской комиссии при Российской академии наук Илья Гилилов так описывал графа Рэтленда: «Он был современник Шекспира, один из образованнейших людей своего времени, имел степень магистра искусств как Кембриджского, так и Оксфордского университетов, учился в Падуанском университете в Италии и в лондонской юридической корпорации Грейс Инн. В одном из списков студентов-однокашников Рэтленда были обнаружены в наше время хрестоматийные имена двух героев Шекспира: Розенкранц и Гильденстерн. Не кажется ли вам это немного странным на фоне информации о том, что имя «Шекспир» не упоминалось ни в одном списке тогдашних студентов? Таинственный высокообразованный инкогнито. А вот еще одна любопытная деталь. У Рэтленда в университете было прозвище «Shake-speare» (что в переводе означает «потрясающий копьем»), которое однокашники дали ему за живость ума и колкость сатирических диалогов, которые он придумывал для студенческих пьес». Смерть его совпадает с окончанием творчества «Шекспира» в 1612 году. И покрыта тайной. Как будто пытались что-то скрыть.

А актер Уильям Шекспир после 1612 года до своей кончины в 1616-м как будто бы сильно болел, потому и ушел «в отставку». Без Рэтленда и других он ничего не мог создать.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

— А говорят, что Гомер не существовал.

— Впервые подобные слухи появились еще в XVIII веке — после того как немецкие филологи проанализировали и тексты «короля поэтов», и его «жизненный путь».

В самом деле, где родился, когда, от кого — неизвестно. Считается, что он жил в VIII веке до нашей эры. Имя — Гомерос, — скорее всего, вымышлено, имеет много значений. С разных диалектов переводится как «заложник», «поводырь», «слепец». Биография тоже не выглядит настоящей. И, по слухам, ее сочинили в эпоху римского императора Августа, через много столетий после кончины Гомера.

Кроме того, сегодня доподлинно (раньше еще были сомнения) стало известно, что «Одиссея» и «Илиада» — не что иное, как смесь коллективного творчества народных поэтов.

— А почему вообще стали сомневаться в авторстве Гомера?

— Сами подумайте: в «Илиаде» насчитывается свыше 15 тысяч гекзаметров (длинная стихотворная строка), а в «Одиссее» — свыше 12 тысяч. Мог ли один человек запомнить такое количество стихов и последовательно их исполнять? Ведь согласно легенде он был слеп, а потому не мог читать.

— Зачем его изображали слепцом?

— Для придания образу поэта большего величия, даже божественности. Тогда это было характерно для жанра античной биографии.

— А кто же записал все эти тексты и донес до потомков?

— Окончательная обработка текстов гомеровских поэм была предпринята афинским тираном Писистратом в VI веке до нашей эры. А вообще корни гомеровских поэм восходят к XVI–XIII вв. до н. э., а окончательно оформились они к VIII–VII вв. до н. э. То есть стихи действительно древние, они не являются поздней подделкой «под старину».

А ТУТ И ХВАСТАТЬ НЕЧЕМ

В 1822 г. в Германии вышел 10-томный труд Джакомо Казановы, в котором автор рассказывал о своих эротических похождениях. С той поры имя Казановы наряду с именем мифического Дон Жуана стало нарицательным для обозначения «полового агрессора», альфа-самца, не пропускающего ни одной юбки. А количество приписываемых ему побед переваливает за несколько тысяч. Что вызывает естественную зависть у потомков.

Авторство Казановы ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос ставится иначе: действительно ли автор рассказывает о своих похождениях или это плод фантазии престарелого мемуариста? Ведь жизнь Казановы выглядела вполне достойно: он был серьезным писателем, автором множества исторических исследований и памфлетов, являлся членом двух литературных академий. Был лично знаком с Вольтером, Руссо и Моцартом, с прусским монархом Фридрихом II и российской императрицей Екатериной II. Все это как-то не вязалось с буйным распутством. Кроме того, многие его приключения напоминают те, что уже были описаны в средневековых эротических романах. Словом, есть сомнения, что десятитомные мемуары правдивы по части альковных приключений.

Недавно появился еще один повод лишить Казанову звания безотказного. Национальная библиотека Франции при поддержке правительства купила все 3700 страниц его мемуаров. И подробный их анализ показал: за всю свою жизнь (73 года) и этот «великий распутник» соблазнил лишь 122 жертвы, среди которых три были юными девушками, одна — монахиней. По нынешним меркам тут и хвастаться нечем, и завидовать нечему. Современные казановы в десятки раз активнее.

КСТАТИ

Политические фальшивки

— В 1983 г. журнал «Штерн» опубликовал сенсационные выдержки из обнаруженных дневников Гитлера, датированных 1932–1945 гг. Вскоре оказалось, что это фальшивка, авторы которой — бывшие нацисты, стремившиеся реабилитировать образ фюрера.

— «Протоколы сионских мудрецов» — появившийся в начале XX века сборник текстов, представлявшийся публикаторами как документы всемирного еврейского заговора, целью которого было завоевание евреями мирового господства. Хотя давно уже доказано, что «Протоколы» являются антисемитской мистификацией, до сих пор в некоторых странах изучение «Протоколов» даже включено в школьную программу. Немало сторонников их достоверности в исламском мире.
 
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.