Акт пятый
Состоит из четырёх кратких частей, которые сменяют друг друга
поворотами сцены на глазах зрителей.
Первая часть
(комната Офелии)
Марцелла (плачет):
- Садовник сказывал - она, была как лилия бела...
и безмятежна, как ребёнок: во сне раскинулась,
не смяв постель пруда... - там без труда её нашли...
Корнелия:
- Я не пойму: ну почему так много бед
обрушилось Лаэрту вслед на этот дом...
Когда кругом так много горя, нищеты...-
удар безжалостной судьбы благополучия плоды
враз уничтожил, а была, казалось, счастлива семья...
Марцелла:
- Хозяин был... уж лучше нет - хоть обойди весь белый свет,
не сыщешь благородней (в сторону) дождётся преисподни
губитель... (шёпотом) как сказывал приятель садовника -
моряк, что прибыл утром вместе с сыном хозяина покойного,
так, Гамлет, нынче в Англии , и будто бы кутит: пьёт, буйствует
с Горацио - дружком... Видали в кабаке дешёвом их датские матросы.
С носом, верней, без головы остались Розенкранц и Гильденстерн -
да, казнены любители щипать по уголкам - и поделом, хотя и жалко,
особенно, второго - был пригож, на короля покойного похож...
Корнелия:
- Марцелла, готово платье? Под венец нам не пришлось
Офелию одеть (плачет) так, в гроб, положим...
Марцелла:
- О Боже, готово всё к примерке...
Корнелия:
- Что теперь... примеривать, коли отрезан колос...
Ей в волосы вплети те жемчуга,
(плачет) носить что не успела...
Ты помнишь ли, Марцелла?
Марцелла:
- Да, помню - хоть и вечность прошла с тех пор...
Корнелия:
- Укор во всём я слышу...(уходит)
Марцелла:
- Тише! Лаэрта голос - как он в гневе страшен...
(растерянно)
Хозяином будет - забудет что обещал приданое,
а на бедной садовник не женится - будет любовник,
а значит - вор, и пустой разговор о чести -
не быть нам по-божески вместе...
В Дании мужчины - все доблестны до половины,
да той, что ближе к земле, оттого у них и растут рога,
- для другого голова не годна...
(убирает, припевая)
Говорит она ему: ты ведь обещал:
в жёны взять меня когда на постели смял...
А в ответ: была б женой, да легла ты спать со мной...
Вторая часть
(Комната Гертруды)
Рейнальда:
- Что будет с Данией? Со мной...
Рок правит жизнью и судьбой: смеётся?
Или... это суд? - возмездие, но в чём вина?
Гертруда выпила до дна свою покорность, затем страсть,
ужас прозрения и... яд... - вот жизнь её...- не помогло
смирение, протест - вино отравлено давно...
Злодей ли Клавдий... иль - рука бездумная - палач...
Так плачь, о Дания - бедняжка... -
бродяжка и то не так жалка:
комок земли, камней прибрежных,
воды и холода, ветров, жилищ убогих, зыбких снов...
( машинально убирает, напевает)
"Саван бел, как горный снег,
цветик над могилой...
Он в неё ушёл навек
Не оплакан милой..."
Вот песенка привязалась... Откуда только?
Я надеюсь, что всё будет хорошо. Надо только быть терпеливой.
Третья часть
Бродячие актёры, с ними Марцелла - она вешает бельё...
Мимо проходит Актёр и хлопает её по заду...
Первый Актёр: Какой чудовищный финал у этой истории - нам так никто и не заплатил!
(картинно) :"Ужас, ужас, ужас!"
Второй Актёр: Ну, кое-что ты, приятель, всё же, прихватил с собой... (смеётся)
Первый Актёр: Ты о чём?
Второй Актёр: О Марцелле: славная девушка - работящая.
Первый Актёр: Славная, да не девушка... пусть работает...
Режиссёр: Чёрт побери! Они нас обставили, но это была отличная игра в поддавки: в центре: Герой и Злодей, вокруг - Простаки. Ах, какой простор для режиссуры! Особенно, в будущем: Гамлета может играть женщина, лучше голая, Полоний исповедует Буддизм, Розенкранц и Гильденстерн - голубые - ах!!!
Офелия - в сцене безумия - прыгает на батуте... теряет корсет и все видят, что у неё...
Первый Актёр: (второму) Ну всё, поехал, теперь и ужина не будет... Нет, так жить невозможно... Эй, Марцелла, пойдёшь со мной?
Марцелла: Пойду...
Четвёртая часть
Сцена крутится, открывая "кулисы": лестницы, верёвки, шпаги свалены в кучу, как дрова, корона висит на гвозде, гроб, трон и какие-то другие части декораций, через которые, пробираясь идут Актёр с Марцеллой...
Конец
© Татьяна Ахтман, 2000-2008.
© Сетевая Словесность, 2000-2008.