Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Акт пятый. Ахтман Т. Офелия, Гертруда, Дания и другие...

Акт пятый

Состоит из четырёх кратких частей, которые сменяют друг друга
поворотами сцены на глазах зрителей.

 

Первая часть

(комната Офелии)

Марцелла (плачет):

    Садовник сказывал - она, была как лилия бела...
    и безмятежна, как ребёнок: во сне раскинулась,
    не смяв постель пруда... - там без труда её нашли...

Корнелия:

    Я не пойму: ну почему так много бед
    обрушилось Лаэрту вслед на этот дом...
    Когда кругом так много горя, нищеты...-
    удар безжалостной судьбы благополучия плоды
    враз уничтожил, а была, казалось, счастлива семья...

Марцелла:

    Хозяин был... уж лучше нет - хоть обойди весь белый свет,
    не сыщешь благородней (в сторону) дождётся преисподни
    губитель... (шёпотом) как сказывал приятель садовника -
    моряк, что прибыл утром вместе с сыном хозяина покойного,
    так, Гамлет, нынче в Англии , и будто бы кутит: пьёт, буйствует
    с Горацио - дружком... Видали в кабаке дешёвом их датские матросы.
    С носом, верней, без головы остались Розенкранц и Гильденстерн -
    да, казнены любители щипать по уголкам - и поделом, хотя и жалко,
    особенно, второго - был пригож, на короля покойного похож...

Корнелия:

    Марцелла, готово платье? Под венец нам не пришлось
    Офелию одеть (плачет) так, в гроб, положим...

Марцелла:

    О Боже, готово всё к примерке...

Корнелия:

    Что теперь... примеривать, коли отрезан колос...
    Ей в волосы вплети те жемчуга,
    (плачет) носить что не успела...
    Ты помнишь ли, Марцелла?

Марцелла:

    Да, помню - хоть и вечность прошла с тех пор...

Корнелия:

    Укор во всём я слышу...(уходит)

Марцелла:

    Тише! Лаэрта голос - как он в гневе страшен...
    (растерянно)
    Хозяином будет - забудет что обещал приданое,
    а на бедной садовник не женится - будет любовник,
    а значит - вор, и пустой разговор о чести -
    не быть нам по-божески вместе...
    В Дании мужчины - все доблестны до половины,
    да той, что ближе к земле, оттого у них и растут рога,
    - для другого голова не годна...
    (убирает, припевая)
    Говорит она ему: ты ведь обещал:
    в жёны взять меня когда на постели смял...
    А в ответ: была б женой, да легла ты спать со мной...

 

Вторая часть

(Комната Гертруды)

Рейнальда:

    Что будет с Данией? Со мной...
    Рок правит жизнью и судьбой: смеётся?
    Или... это суд? - возмездие, но в чём вина?
    Гертруда выпила до дна свою покорность, затем страсть,
    ужас прозрения и... яд... - вот жизнь её...- не помогло
    смирение, протест - вино отравлено давно...
    Злодей ли Клавдий... иль - рука бездумная - палач...
    Так плачь, о Дания - бедняжка... -
    бродяжка и то не так жалка:
    комок земли, камней прибрежных,
    воды и холода, ветров, жилищ убогих, зыбких снов...
    ( машинально убирает, напевает)
    "Саван бел, как горный снег,
    цветик над могилой...
    Он в неё ушёл навек
    Не оплакан милой..."
    Вот песенка привязалась... Откуда только?
    Я надеюсь, что всё будет хорошо. Надо только быть терпеливой.

 

Третья часть

 

Бродячие актёры, с ними Марцелла - она вешает бельё...
Мимо проходит Актёр и хлопает её по заду...

Первый Актёр: Какой чудовищный финал у этой истории - нам так никто и не заплатил!
(картинно) :"Ужас, ужас, ужас!"

Второй Актёр: Ну, кое-что ты, приятель, всё же, прихватил с собой... (смеётся)

Первый Актёр: Ты о чём?

Второй Актёр: О Марцелле: славная девушка - работящая.

Первый Актёр: Славная, да не девушка... пусть работает...

Режиссёр: Чёрт побери! Они нас обставили, но это была отличная игра в поддавки: в центре: Герой и Злодей, вокруг - Простаки. Ах, какой простор для режиссуры! Особенно, в будущем: Гамлета может играть женщина, лучше голая, Полоний исповедует Буддизм, Розенкранц и Гильденстерн - голубые - ах!!!
Офелия - в сцене безумия - прыгает на батуте... теряет корсет и все видят, что у неё...

Первый Актёр: (второму) Ну всё, поехал, теперь и ужина не будет... Нет, так жить невозможно... Эй, Марцелла, пойдёшь со мной?

Марцелла: Пойду...


 

Четвёртая часть

 

Сцена крутится, открывая "кулисы": лестницы, верёвки, шпаги свалены в кучу, как дрова, корона висит на гвозде, гроб, трон и какие-то другие части декораций, через которые, пробираясь идут Актёр с Марцеллой...

 

Конец

 

© Татьяна Ахтман, 2000-2008.
©
Сетевая Словесность, 2000-2008.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.