Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Спектакли по пьесам У. Шекспира в драматических театрах Ленинграда — Санкт-Петербурга (1954–)

Таблица подготовлена аспирантом факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств Еленой Николаевной Грининой.


Шекспир уже несколько столетий остается одним из самых востребованных авторов классической драматургии на мировой сцене, отечественный театр не является исключением. Российский драматический театр второй половины XX — начала XXI в. предпринимает попытки переосмыслить тексты Шекспира в контексте современного мира; появляются новые интерпретации его произведений, изменению подвергается театральная традиция в целом.

Отправной точкой в данном исследовании взят 1954 год, когда Г. М. Козинцевым и Н. И. Альтманом была представлена постановка «Гамлета» в Театре им. А. С. Пушкина. С этого времени начинается отсчет нового отношения режиссеров и художников к прочтению трагедий Шекспира в отечественном театре. Анализируя шекспировские постановки на протяжении более чем полувека, необходимо понимать, как они функционируют в контексте культуры, как соотносятся с ценностями своего времени. В исследуемый период наблюдается неравномерность обращения к пьесам Шекспира, долгие периоды забвения прерываются всплесками популярности его драматургии, кроме того, обращает на себя внимание факт предпочтения постановщиками пьес одного жанра в разные переходные периоды в стране и мире.

Так, например, смутные 1990-е гг. охарактеризовались повышенным интересом постановщиков к трагедиям, режиссеры и художники размышляли о теме взаимоотношений власти и народа. Рубеж XX и XXI веков вновь открыл для зрителей пьесы «Буря» и «Сон в летнюю ночь», авторы постановок предпринимали попытки поразмышлять о судьбах человечества в переходное время через форму философских сказок. Постановщики пьес Шекспира в поисках новых, ранее не изученных тем в его поэзии переосмысливали его драматургию через актуальные проблемы своего времени. Художники второй половины XX — начала XXI в. стремились показывать образный язык шекспировских пьес своими средствами, при этом раскрывая многоплановость произведений британского драматурга. В постановках начала XXI в. обращает на себя внимание усиление значения визуальной составляющей.

Предложенная таблица является попыткой систематизировать постановки пьес У. Шекспира в ленинградских — санкт-петербургских драматических театрах за период с 1954 по 2020 г., представив их в хронологическом порядке с указанием использованных переводов, составов постановочных групп. В некоторых случаях также предложены уточнения и дополнительная информация, которая, на наш взгляд, важна для рассмотрения каждого конкретного спектакля. Предоставленные материалы могут быть полезны исследователям переводов пьес У. Шекспира, историкам театра, культурологам, искусствоведам, в частности, занимающимся изучением театрально-декорационного искусства, студентам художественных вузов, а также всем интересующимся историей отечественного и мирового театра.

Е. Н. Гринина
(СПбГАИЖСА, г. Санкт-Петербург)

СкачатьСпектакли по пьесам У. Шекспира в драматических театрах Ленинграда — Санкт-Петербурга (1954–2020)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2021
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2021 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.