Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Гайдин Б. Н. Гамлет-ныряльщик

Источник: Гайдин Б. Н. Гамлет-ныряльщик [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир». 2023. URL: https://rus-shake.ru/criticism/Gaydin/Hamlet-Diver/  [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: дд.мм.гггг).


Это самая необычная и оригинальная кинематографическая адаптация «Гамлета» У. Шекспира из тех, которые мне пока довелось увидеть. Можно только снять шляпу перед смелостью авторов, которые в век преобладания визуальности сделали, как мне показалось, акцент на вербальном. Здесь вы не найдете компьютерных спецэффектов, каскадерских трюков и великолепных локаций. Все внимание сосредоточено на одном герое — Гамлете. На протяжении всего действия фильма в кадре мы видим лишь самого принца или мир его глазами, а слышим шекспировский текст в интерпретациях М. Л. Лозинского, Б. Л. Пастернака и других русских переводчиков. Метущаяся душа шекспировского героя пытается осмыслить происходящее, бродя по зимнему городу, вдоль содержащих маловразумительные послания безымянных людей серых и безликих железобетонных заборов ПО-2, гуляя рядом с замерзшими прудами и в засыпанных снегом пустых парках, сидя на пыльных чердаках и жестяных крышах домов под серым небом Эльсинора-Москвы.

На мой взгляд, талантливому актеру Станиславу Рядинскому удалось вполне убедительно показать всю кипящую противоречивость человеческой природы и глубины внутреннего микрокосма человека в рамках архисложного жанра монофильма. Этому засыпанному снегом Гамлету, жующему черный хлеб и пьющему вино из горлышка бутылки, действительно веришь и сопереживаешь.

Чем-то «Ныряльщик» напомнил мне психологическую драму «Погребённый заживо» Родриго Кортеса, где герой фильма приходит в сознание в закопанным в землю гробу и при помощи мобильного телефона пытается спастись, но обнаруживает, что не нужен ни работодателю, ни властям. Гамлет-одиночка Рядинского в очередной раз ставит непосильную задачу дать бой человеческим грехам и порокам, «вправить вывихнутый век» и стать «свободным от оков». Но и он «задыхается», «нырнув» в окружающую его пошлую действительность, вновь обретая свободу лишь там, «откуда ни один не возвращался».

Сайт фильма: https://ryadinsky-krupina-movies.ru/

Б. Н. Гайдин,
кандидат философских наук,
ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН


©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2025 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.