Луков Вл. А. Шекспир, Сумароков, Пушкин
Источник: Луков Вл. А. Шекспир, Сумароков, Пушкин // Литературная газета. № 32 (6236). 05.08.2009
Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. — 320 с.
Тема «Шекспир и русская литература» имеет свою большую историю, написаны книги, статьи, диссертации. Но там, где, казалось бы, почти всё за два века сказано и трудно добавить что-нибудь существенное, Н. Захарову удалось сделать (причём не на основе умозрительных заключений, а путём анализа привлечённого им огромного эмпирического материала) такие выводы, которые вполне справедливо можно назвать новым шагом вперёд, новым взглядом на столь важную проблему. Автор принадлежит к научной школе тезаурусного анализа мировой культуры (с центром школы в Московском гуманитарном университете). Использование тезаурусного подхода определило новизну работы.
Ключевой момент в концепции Захарова — наделение понятий, употреблявшихся как синонимы, — культ Шекспира, шекспиризация, шекспиризм — такими содержательными характеристиками, что они получили терминологическую определённость, более того, составили определённую систему, с помощью которой можно понять исторический путь Шекспира и в русской, и в зарубежных литературах. При этом оказалось, что культ Шекспира — в большей мере социологическое и социально-психологическое понятие, означающее доходящее до преклонения восторженное отношение к великому драматургу, формирование существенной культурной константы в национальных культурных тезаурусах. В шекспиризации исследователь видит уже собственно филологическое явление, подтверждаемое текстами, другими конкретными литературными фактами. Она заключается в переходе от преклонения перед величием гения к широкому использованию в современной литературе (речь идёт о современности для писателя, вовлечённого в шекспиризацию) образа Шекспира, персонажей его произведений, его сюжетов, способов построения произведения, шире — шекспировской поэтики, а также прямых или косвенных цитат, аллюзий.
Наконец, шекспиризм исследователь определяет как овладение шекспировским мировидением. Здесь речь идёт об овладении шекспировским масштабом, о понимании человека в ренессансных традициях титанизма, об истории как реализации подспудного могучего течения времени, мира как небезразличного спутника человечества. В книге прослежен путь становления шекспиризма от его первых проблесков у А. П. Сумарокова, открывшего Шекспира для русского читателя, до самой вершины — творчества А. С. Пушкина, чьи произведения (прежде всего «Борис Годунов» и «Анджело») рассмотрены в этом ключе тонко и глубоко. Тезаурусный подход открыл проблему русских зарубежных писателей (и зарубежных русских писателей), показав, что некоторым великим писателям удаётся так глубоко укорениться в иноязычной, совсем другой культуре, что их можно назвать и представителями этой культуры.
Ключевой момент в концепции Захарова — наделение понятий, употреблявшихся как синонимы, — культ Шекспира, шекспиризация, шекспиризм — такими содержательными характеристиками, что они получили терминологическую определённость, более того, составили определённую систему, с помощью которой можно понять исторический путь Шекспира и в русской, и в зарубежных литературах. При этом оказалось, что культ Шекспира — в большей мере социологическое и социально-психологическое понятие, означающее доходящее до преклонения восторженное отношение к великому драматургу, формирование существенной культурной константы в национальных культурных тезаурусах. В шекспиризации исследователь видит уже собственно филологическое явление, подтверждаемое текстами, другими конкретными литературными фактами. Она заключается в переходе от преклонения перед величием гения к широкому использованию в современной литературе (речь идёт о современности для писателя, вовлечённого в шекспиризацию) образа Шекспира, персонажей его произведений, его сюжетов, способов построения произведения, шире — шекспировской поэтики, а также прямых или косвенных цитат, аллюзий.
Наконец, шекспиризм исследователь определяет как овладение шекспировским мировидением. Здесь речь идёт об овладении шекспировским масштабом, о понимании человека в ренессансных традициях титанизма, об истории как реализации подспудного могучего течения времени, мира как небезразличного спутника человечества. В книге прослежен путь становления шекспиризма от его первых проблесков у А. П. Сумарокова, открывшего Шекспира для русского читателя, до самой вершины — творчества А. С. Пушкина, чьи произведения (прежде всего «Борис Годунов» и «Анджело») рассмотрены в этом ключе тонко и глубоко. Тезаурусный подход открыл проблему русских зарубежных писателей (и зарубежных русских писателей), показав, что некоторым великим писателям удаётся так глубоко укорениться в иноязычной, совсем другой культуре, что их можно назвать и представителями этой культуры.