Новости
11.03.2011
Изотов, Гамлет и другие
Александринский театр в самом большом составе представлен на «Золотой маске»
За здоровье Валерия Фокина охотно бы поднял бокал и произнес тост даже Гамлет (на снимке — сцена из спектакля). Фото: Виктор Сенцов |
Сразу три спектакля Александринского театра выдвинуты на национальную театральную премию «Золотая маска». Насколько урожайным для театра окажется этот год на премии, будем считать 15 апреля 2011 г., когда подведутся итоги, а сейчас отметим: случай действительно редкий и, хотелось бы не ошибиться, беспрецедентный.
В одной номинации «драматический спектакль большой формы» сошлись практически все премьеры, выпущенные в Александринке в обозреваемом фестивалем сезоне. И авангардный «Гамлет» Валерия Фокина, спектакль — культурный шок для зрителей; и «параллельный», не от мира сего «Изотов» Андрея Могучего, — сеанс медитации с изотерическими опытами в одном театрально-живописном формате; и классически спокойный, умиротворенный «Дядя Ваня» Андрея Щербана. Постановки настолько стилистически и «идеологически» разные, что, если бы на афишах рядом с этими названиями не стоял бы один «бренд» Александринки, можно было бы подумать, что это шли гастроли трех совершенно разных коллективов. Со своими программными установками, сверхзадачами и сформировавшимся кругом стойких и преданных поклонников.
Судите сами: хотите привести волю в тонус, мысли в строгий логический порядок, а тело в состояние, как у спортсменов перед стартовым выстрелом, — вам на фокинского Шекспира. В котором блестяще играют даже собаки — выходят к рампе и пристально смотрят на публику без намордников — посмей только шевельнуться. И в таких остро приближенных к современным условиям безопасности проблема «быть или не быть» начинает звучать ясно, прозрачно и как-то очень подозрительно конкретно, без всякой там вековой риторической многозначительности. Далее, желаете провести вечер без неожиданностей — идите на Чехова Андрея Щербана. Любите под красивую картинку на сцене помечтать о чем-то своем в такт журчанию новой современной драмы, например, Михаила Дурненкова, — вам прямая дорога на последнее режиссерское ваяние Андрея Могучего. Он как рукой снимет весь накопившийся стресс, распутает самый сложный клубок нервов и успокоит: мол, в мире все призрачно, графично, статично и по большому счету — схематично. Вот белый лист, вот черный жирный контур. Писать черным по белому или белым по черному — решайте сами. Ангелы за вами приглядят, а демоны, чтобы уж совсем все легко не казалось, подколдуют. Ну и так далее...
Пока драма крупной формы не вышла на финишную прямую, столь пристальное и повышенное внимание «Золотой маски» к Александринскому театру (и не только в этом году) выглядит совершенно естественно: под одной крышей Валерий Фокин с ловкостью фокусника и талантом дипломата объединяет казалось бы несоединимое. Не устает каждый раз удивлять даже на тех перепаханных полях, на которых уже давным-давно все было придумано. И выпускает один за другим спектакли-события. Как ему удается это делать?
Ответ на этот вопрос я искала в Царском фойе Александринского театра. Когда гости из Москвы и Петербурга после «Вечера с Достоевским», на котором солировал Константин Райкин, поздравляли Валерия Фокина с юбилеем. Не доверяя цифрам (Какие шестьдесят пять? Да вы серьезно?), и совершенно не сдерживая себя в словах и эпитетах.
Лев Додин, режиссер, художественный руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра: «Я по собственному опыту знаю, что в этих датах нет ничего страшного... Тем более что Валерий Фокин мне напоминает большого ребенка, который хочет быть взрослым и поэтому всегда серьезен, всегда чуточку хмуроват, всегда очень ответственен, прагматически точен, правилен и невероятно пунктуален. Он отличник, который любит созидание. Как ребенок из кубиков, он созидает свои вдохновенные спектакли и свои вдохновенные здания. Одно из первых — Центр Мейерхольда — он воздвиг в Москве, когда в возможность подобного просто не верилось. А сейчас возник фактически новый Александринский театр, во что тоже абсолютно не верилось, что можно отряхнуть всю пыль и начать новую художественную историю на сцене. Так что эта детская энергия созидания у Валерия Фокина абсолютно взрослая...»
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга (вручая Валерию Фокину высшую петербургскую награду — Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»): «Иногда в жизни людей встречаются удивительные вещи. Десять лет назад мы с вами в Москве, я в то время работала вице-премьером в правительстве Российской Федерации, открывали Центр Мейерхольда. Я тогда даже не могла себе представить, что через несколько лет буду поздравлять вас с юбилеем как руководителя одного из старейших театров Санкт-Петербурга. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Мне кажется, это тот случай, когда вы оказались в Александринке в очень нужное время и вдохнули в этот театр новую жизнь. Вы изменили его снаружи и изнутри. На своих плечах вынесли его полную реконструкцию и создали эту замечательную красоту, которой мы любуемся. Вы с энтузиазмом строите вторую сцену Александринки. А если сюда прибавить и Центр Мейерхольда, то я хочу сказать, что в строительстве вы добились выдающихся результатов, и делаете это лучше, чем многие профессионалы. Я полагаю, что ко всем вашим званиям и медалям было бы очень уместно звание Заслуженного строителя России. Я знаю вас очень много лет. Вы удивительно талантливый человек. У вас редкие качества — вы очень болеете за то дело, которым занимаетесь. Может быть, это прозвучит банально, но мне вспоминается русская пословица — человек сам кузнец своего счастья. Вы, безусловно, счастливый человек, и вы выковали это счастье своими руками. Вы ставите прекрасные спектакли. Причем уважаемый, известный в России и во многих странах мира, вы помогаете молодым, талантливым режиссерам и молодым актерам найти себя в сложной театральной среде. И у вас это замечательно получается. Я рада, что все ваши планы воплощаются в жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы эта традиция осталась вашей спутницей по жизни».
Александр Авдеев, министр культуры Российской Федерации: «Мне кажется, вы самородок не только в театре, но и вообще в жизни. Вы для нашего театра значите очень-очень много. Не буду перечислять эпитеты, признаюсь честно: я бы вам отдал свое кресло и свою должность, потому что знаю, на должности министра культуры надо быть прекрасным менеджером, артистом и человеком вот с такой широкой и жесткой, но доброй душой, как у вас».
В одной номинации «драматический спектакль большой формы» сошлись практически все премьеры, выпущенные в Александринке в обозреваемом фестивалем сезоне. И авангардный «Гамлет» Валерия Фокина, спектакль — культурный шок для зрителей; и «параллельный», не от мира сего «Изотов» Андрея Могучего, — сеанс медитации с изотерическими опытами в одном театрально-живописном формате; и классически спокойный, умиротворенный «Дядя Ваня» Андрея Щербана. Постановки настолько стилистически и «идеологически» разные, что, если бы на афишах рядом с этими названиями не стоял бы один «бренд» Александринки, можно было бы подумать, что это шли гастроли трех совершенно разных коллективов. Со своими программными установками, сверхзадачами и сформировавшимся кругом стойких и преданных поклонников.
Судите сами: хотите привести волю в тонус, мысли в строгий логический порядок, а тело в состояние, как у спортсменов перед стартовым выстрелом, — вам на фокинского Шекспира. В котором блестяще играют даже собаки — выходят к рампе и пристально смотрят на публику без намордников — посмей только шевельнуться. И в таких остро приближенных к современным условиям безопасности проблема «быть или не быть» начинает звучать ясно, прозрачно и как-то очень подозрительно конкретно, без всякой там вековой риторической многозначительности. Далее, желаете провести вечер без неожиданностей — идите на Чехова Андрея Щербана. Любите под красивую картинку на сцене помечтать о чем-то своем в такт журчанию новой современной драмы, например, Михаила Дурненкова, — вам прямая дорога на последнее режиссерское ваяние Андрея Могучего. Он как рукой снимет весь накопившийся стресс, распутает самый сложный клубок нервов и успокоит: мол, в мире все призрачно, графично, статично и по большому счету — схематично. Вот белый лист, вот черный жирный контур. Писать черным по белому или белым по черному — решайте сами. Ангелы за вами приглядят, а демоны, чтобы уж совсем все легко не казалось, подколдуют. Ну и так далее...
Пока драма крупной формы не вышла на финишную прямую, столь пристальное и повышенное внимание «Золотой маски» к Александринскому театру (и не только в этом году) выглядит совершенно естественно: под одной крышей Валерий Фокин с ловкостью фокусника и талантом дипломата объединяет казалось бы несоединимое. Не устает каждый раз удивлять даже на тех перепаханных полях, на которых уже давным-давно все было придумано. И выпускает один за другим спектакли-события. Как ему удается это делать?
Ответ на этот вопрос я искала в Царском фойе Александринского театра. Когда гости из Москвы и Петербурга после «Вечера с Достоевским», на котором солировал Константин Райкин, поздравляли Валерия Фокина с юбилеем. Не доверяя цифрам (Какие шестьдесят пять? Да вы серьезно?), и совершенно не сдерживая себя в словах и эпитетах.
Лев Додин, режиссер, художественный руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра: «Я по собственному опыту знаю, что в этих датах нет ничего страшного... Тем более что Валерий Фокин мне напоминает большого ребенка, который хочет быть взрослым и поэтому всегда серьезен, всегда чуточку хмуроват, всегда очень ответственен, прагматически точен, правилен и невероятно пунктуален. Он отличник, который любит созидание. Как ребенок из кубиков, он созидает свои вдохновенные спектакли и свои вдохновенные здания. Одно из первых — Центр Мейерхольда — он воздвиг в Москве, когда в возможность подобного просто не верилось. А сейчас возник фактически новый Александринский театр, во что тоже абсолютно не верилось, что можно отряхнуть всю пыль и начать новую художественную историю на сцене. Так что эта детская энергия созидания у Валерия Фокина абсолютно взрослая...»
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга (вручая Валерию Фокину высшую петербургскую награду — Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»): «Иногда в жизни людей встречаются удивительные вещи. Десять лет назад мы с вами в Москве, я в то время работала вице-премьером в правительстве Российской Федерации, открывали Центр Мейерхольда. Я тогда даже не могла себе представить, что через несколько лет буду поздравлять вас с юбилеем как руководителя одного из старейших театров Санкт-Петербурга. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Мне кажется, это тот случай, когда вы оказались в Александринке в очень нужное время и вдохнули в этот театр новую жизнь. Вы изменили его снаружи и изнутри. На своих плечах вынесли его полную реконструкцию и создали эту замечательную красоту, которой мы любуемся. Вы с энтузиазмом строите вторую сцену Александринки. А если сюда прибавить и Центр Мейерхольда, то я хочу сказать, что в строительстве вы добились выдающихся результатов, и делаете это лучше, чем многие профессионалы. Я полагаю, что ко всем вашим званиям и медалям было бы очень уместно звание Заслуженного строителя России. Я знаю вас очень много лет. Вы удивительно талантливый человек. У вас редкие качества — вы очень болеете за то дело, которым занимаетесь. Может быть, это прозвучит банально, но мне вспоминается русская пословица — человек сам кузнец своего счастья. Вы, безусловно, счастливый человек, и вы выковали это счастье своими руками. Вы ставите прекрасные спектакли. Причем уважаемый, известный в России и во многих странах мира, вы помогаете молодым, талантливым режиссерам и молодым актерам найти себя в сложной театральной среде. И у вас это замечательно получается. Я рада, что все ваши планы воплощаются в жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы эта традиция осталась вашей спутницей по жизни».
Александр Авдеев, министр культуры Российской Федерации: «Мне кажется, вы самородок не только в театре, но и вообще в жизни. Вы для нашего театра значите очень-очень много. Не буду перечислять эпитеты, признаюсь честно: я бы вам отдал свое кресло и свою должность, потому что знаю, на должности министра культуры надо быть прекрасным менеджером, артистом и человеком вот с такой широкой и жесткой, но доброй душой, как у вас».