Новости
25.03.2011
Спор трех Офелий
Вчера, 24 мартя 2011 г. в выставочном зале «Родина» состоялся третий показ «OFFелии» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка». Спектакль — организм живой, и от раза к разу претерпевает трансформации. «А-фишка» решила снова уделить внимание моноспектаклю Оксаны Половинкиной.
Для сценария режиссер «Спич’ки» выбрала сразу несколько произведений — «Офелия» Александра Володина, «Если бы я был горностаем» из книги «Завтрашние сказки» Феликса Кривина и «О мудаках» Бодхи. Основанием является именно пьеса Володина. О ней мы поговорим позже, обратившись вначале к двум последним.
В своей сказке, а по сути, басне Кривин иронизирует по поводу людей, которым не чужда мысль, что кому-то живется лучше, чем им. Свой замысел автор воплощает через образы животных, повествование ведется от имени барана. Все же герой Кривина, мысленно примерив на себя разные шубки — горностая, зайца, волка и др., — утверждается в нежданно пришедшей мысли, что своя-то шубка и ближе, и лучше.
«О мудаках» — фельетон, как сам определяет жанр собственного текста автор, весьма странен. Под псевдонимом «Бодхи» пишет человек, полагающий, что может помочь снизить уровень агрессии и увеличить количество положительных эмоций. Свои книги он позиционирует как «чисто научные». После таких заявлений ждешь и повествования в научном стиле, но перед нами фельетон — жанр, как известно публицистический, ничего общего с наукой не имеющий. Не будем далее углубляться в творчество Бодхи, скажем только, что автор сосредотачивается на феномене мудака.
В своей сказке, а по сути, басне Кривин иронизирует по поводу людей, которым не чужда мысль, что кому-то живется лучше, чем им. Свой замысел автор воплощает через образы животных, повествование ведется от имени барана. Все же герой Кривина, мысленно примерив на себя разные шубки — горностая, зайца, волка и др., — утверждается в нежданно пришедшей мысли, что своя-то шубка и ближе, и лучше.
«О мудаках» — фельетон, как сам определяет жанр собственного текста автор, весьма странен. Под псевдонимом «Бодхи» пишет человек, полагающий, что может помочь снизить уровень агрессии и увеличить количество положительных эмоций. Свои книги он позиционирует как «чисто научные». После таких заявлений ждешь и повествования в научном стиле, но перед нами фельетон — жанр, как известно публицистический, ничего общего с наукой не имеющий. Не будем далее углубляться в творчество Бодхи, скажем только, что автор сосредотачивается на феномене мудака.
Пьеса «Офелия» известного драматурга Александра Володина хотя и названа именем героини, все же повествует о герое. Безусловно, здесь есть обращение к «вечным образам», созданным У. Шекспиром в «Гамлете». Гамлет у Володина абсолютно бесплотен, лишен голоса, однако Офелия говорит о нем на протяжении всего своего монолога. Она — один из ракурсов раскрытия Гамлета для нас, в частности его способности и возможности любить. Офелия первая.
Режиссер может отойти от такого понимания литературных текстов и создать нечто свое. Сомнительный симбиоз достаточно разных и по стилю, и по идеям текстов стал основой сценария Оксаны Половинкиной. Получилась история взрослой и опытной женщины по имени Офелия, которая оглядываясь назад и вспоминая свою прошлую любовь, говорит о возлюбленном когда-то Гамлете — мудак. Кроме того, она пытается рассуждать, как баран у Кривина, что могло быть, если бы… Офелия вторая.
Режиссер может отойти от такого понимания литературных текстов и создать нечто свое. Сомнительный симбиоз достаточно разных и по стилю, и по идеям текстов стал основой сценария Оксаны Половинкиной. Получилась история взрослой и опытной женщины по имени Офелия, которая оглядываясь назад и вспоминая свою прошлую любовь, говорит о возлюбленном когда-то Гамлете — мудак. Кроме того, она пытается рассуждать, как баран у Кривина, что могло быть, если бы… Офелия вторая.
Но для Алены Масленниковой, исполнительницы роли Офелии, в силу возраста (как одна из причин) сыграть цинизм и обремененность тяжелым опытом просто невозможно. Актриса являет девушку, которая не до конца разлюбила, но уже не слепо идет на поводу у своих чувств, а пытается найти выход из сложившейся ситуации. Игра выстраивается на аргументах и контраргументах, надежда то появляется (Офелия рисует большое дерево с зеленой кроной в виде чаши, как символ женского начала, разбрасывает белые лепестки), то угасает (сжигает белый кораблик, пытается утопиться), то снова возрождается и т. д. Офелия третья.
Белый экран, на котором Офелия нарисовала дерево, медный таз, наполненный водой, женский портрет — сценография аскетична, но помимо прагматической функции несет и символическую нагрузку — помогает воссоздать и усилить атмосферы надежды и отчаяния.
Три Офелии, органически не слившись воедино в рамках спектакля Оксаны Половинкиной, спорят… Кто побеждает? Офелия от Володина, реализованная в постановке частично в сценографии: она — часто отбрасываемая на стену тень, танцующая или корчащаяся в судорогах, частично в тексте драматурга, который вошел в сценарий? Офелия от сценария, существующая исключительно в тексте? Или Офелия — образ, созданный Аленой Масленниковой, — та, для которой остро стоит вопрос: любить или не любить? Решать вам.
Три Офелии, органически не слившись воедино в рамках спектакля Оксаны Половинкиной, спорят… Кто побеждает? Офелия от Володина, реализованная в постановке частично в сценографии: она — часто отбрасываемая на стену тень, танцующая или корчащаяся в судорогах, частично в тексте драматурга, который вошел в сценарий? Офелия от сценария, существующая исключительно в тексте? Или Офелия — образ, созданный Аленой Масленниковой, — та, для которой остро стоит вопрос: любить или не любить? Решать вам.