Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
14.05.2011
Корифей из провинции
19 мая 2011 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Хрисанфовича Рыбакова (1811–1876), выдающегося актера, «корифея провинциальной сцены», уроженца Курска.

В раннем детстве потеряв отца (управляющего имениями одного из местных помещиков), будущий артист воспитывался матерью, содержавшей белошвейную мастерскую.

В четырнадцать лет юноша окончил губернскую прогимназию и поступил чиновником в курскую казенную палату. В уныло однообразной жизни молодого «канцеляриста» единственным лучом света были посещения галерки местного театра, к которому он пристрастился всей душой. Вскоре он предложил содержателю театра Штейну свои услуги в качестве статиста и 5 апреля[1] 1826 г., накануне своего пятнадцатилетия, впервые выступил на сцене в крошечной роли римлянина в водевиле «Суматоха в маскараде». В течение нескольких лет так и было: днем — канцелярия, вечером — сцена. А когда в 1829 г. театр Штейна переехал в Киев, Николай Рыбаков окончательно избрал для себя артистическую стезю.

Кстати, в афишах он был вовсе не Рыбаковым, а... Львовым, да и в труппе он занимал невидное место. Хотя был высоким, красивым, с вьющимися светлыми волосами. Но так уж получилось, что по-настоящему оценить и выдвинуть молодого артиста сумел не Штейн, а Млотковский. Вскоре после того как Млотковский стал содержателем театра, Львов превратился снова в Рыбакова и занимал уже первые роли в трагедиях, иногда вместе, иногда чередуясь с Млотковским, который был еще и артистом, причем весьма известным.

Природная наблюдательность, умение глубоко познавать жизнь, восприятие опыта наиболее талантливых партнеров помогли Рыбакову найти путь к настоящему, большому искусству. А важнейшим событием в его творческой жизни стала постановка в 1838 г. трагедии Шекспира «Гамлет», где он, конечно же, сыграл главную роль. И если на первых представлениях он еще пытался следовать примеру своего любимого учителя Мочалова, то затем отошел от прямолинейности и заявил о себе по-новому. Именно играя Гамлета в течение многих лет, вплоть до 60-х годов, Рыбаков окончательно закрепил за собой характеристику «корифея провинциальной сцены». Хотя было множество и других замечательных ролей — тот же Чацкий или в пьесах своего друга А. Островского, где он сыграл не менее полутора десятков ролей.

Достигнув творческой зрелости, Николай Хрисанфович Рыбаков колесил по многочисленным городам русской провинции, неся свое искусство широким массам демократического зрителя. Этот успех артиста будет связан уже с именами Гоголя и Островского.

Источник: «Курская правда» № 52 (25120)
от 14 мая 2011 г.

[1] Большинство источников датой дебюта актера называют 5 февраля 1826 г. См., например: Гайдин Б. Н. Рыбаков Николай Хрисанфович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4282.html [2011]. (Примеч. ред.)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.