Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
16.05.2011
«На радость обывателю и налоговой инспекции»
Почти век назад один опытный американский рецензент, описывая нью-йоркские гастроли прекрасного русского актера Павла Орленева (вполне восторженно оценивая талант гастролера), меланхолически заметил, что обыватель всегда предпочтет спектакль, где хорошенькие девушки показывают голые ножки, любому великому исполнителю трагедий… Собственно, в этом пассаже сформулирована главная тайна театра, который сейчас мы называем бульварным, гламурным, коммерческим, массовым и кассовым и т. д. За прошедший век к рецепту кассового успеха добавилось разве расширение в духе толерантности: голые ножки исполнителей-мужчин теперь не менее популярны, чем женские…

Ольга ЕгошинаПопробуйте мысленно одеть во что-нибудь закрытое исполнителей так называемых искрометных комедий, которые украшают афиши наших театров, — что остается? Если убрать все декольте и мини? Вот именно. В сухом остатке круглый нуль. Чувство потерянного вечера у зрителей и шиш в театральной кассе. Недаром лавинообразно множится число постановок, в которых фамилию художников по костюмам по справедливости надо писать на афише буквами куда более крупными, чем постановщиков и исполнителей. Что-нибудь вроде: «забойная комедия в бикини от Вивьен Вествуд» — для продвинутой публики. Или: «искрометная шутка в стрингах от Дольче Габбана» — для публики попроще…

В премьерном спектакле Театра им. Пушкина «Много шума из ничего», который поставил вновь назначенный худруком Евгений Писарев, главным двигателем и главным украшением постановки стали костюмы Виктории Севрюковой. Она эффектно обнажила и подчеркнула буквально все-все-все достоинства исполнителей. Юные дамы — очень декольте и в мини по самое-самое не хочу. Мужчины облачены в маскарадные костюмы, снабженные внушительными гульфиками, а в особо драматические моменты герой и вовсе остается на сцене в одних трусиках (видимо, для концентрации внимания зала).

Надо сказать, в пьесе Шекспира вся драматическая коллизия разыгрывается вокруг того, что юную невесту заподозрили в недостаточно строгом обращении с девичьей честью и обвинили в лицемерии и тайном разврате. Понятно, что когда в ходе действия спектакля в «лицемерии» обвиняют невесту, одетую прямо с обложки «Плейбоя» и не скрывающую ни одной из подробностей своих добродетелей, то жених кажется, мягко говоря, не очень наблюдательным и даже как-то слегка подслеповатым… А что он ожидал от полуголой девушки все время навеселе, воспитывающейся в сомнительном доме? Непорочности весталки?

Конечно, упертый критик может сетовать, что сценическая упаковка пьесы Евгением Писаревым противоречит содержанию пуританской по духу и горькой по настроению комедии Шекспира. Может констатировать, что соответствующим образом поданные исполнители ничего, кроме достоинств сложения, нам не показывают… Но в данном случае весь критический анализ решительно неуместен. Ну, нельзя же анализировать гламурный журнал на предмет экзистенциальных глубин. В бульварном театре достоинства сложения и те самые «голые ножки» исполнителей гораздо важнее и содержания пьесы, и режиссерской трактовки, и сценических умений актеров. Одень всех исполнителей в наряды не столь откровенные, убери все вставные вокальные номера группы W, честно отрабатывающей весь вечер на манеже, — и что останется от спектакля Евгения Писарева? Вот именно. Ни трактовки, ни характеров. Боюсь, радостно ржущие обыватели даже и перипетии увиденного сюжета пересказать не смогут.

Упаси бог меня по этому поводу негодовать. Или призывать закрыть Театр имени Пушкина как не соответствующий высокому званию учреждения культуры. По моему скромному мнению, закрывать вообще ничего не надо. Пусть растут все цветы и процветают все театры.

Но вот селекция необходима. Как говаривал Салтыков-Щедрин, «просвещение внедрять с умеренностью, но по возможности избегая кровопролития...» Театры у нас разные, и статус у них должен быть разный.

Наши граждане имеют право на развлечения и любят разнообразные ножки (в том числе и ножки Буша) не меньше американцев. И — надо отдать должное Евгению Писареву — он никогда на «высокое» не замахивался, а всегда честно заявлял, что хочет делать театр именно развлекательный, коммерческий, бульварный. Желание понятное, внятно изложенное, в целом ряде постановок успешно осуществленное. Остается его только приветствовать. Если бы не одно существенное «но»… Дело в том, что широко распространенный в мире тип театра, который мы обозначим вежливо «бульварным театром», везде существует на собственные заработки, а не на деньги налогоплательщиков. Бульварные театры, на которые так любят ссылаться наши многочисленные деятели от культуры, существуют примерно на тех же правах, что рестораны, игровые заведения, заведения под «красными фонарями», — они не только не дотируются государством, но еще и платят налоги со своих доходов в городскую казну.

И это правильно. Было бы странно, если бы казино содержались государством на правах библиотек, а рестораны приравнивались к музеям. Между театрами — культурными учреждениями и театрами, где хорошенькие девушки показывают голые ножки, дистанция не меньшая, чем между дискотекой и планетарием. И те, и другие нужны городу. Но в графах бюджета они должны стоять разных.

Сейчас наше государство мучительно ищет способы сокращения расходов на культуру в целом, и на театр в частности. Может быть, начать с простого: отделить бульварные театры от иных театральных учреждений? Благо коммерчески ориентированных коллективов у нас не просто много, а очень много. Может, именно их и стоит «снять с довольствия» и отпустить в свободное плавание? Чтобы заполонившие российские афиши «Слишком женатые таксисты», и «Давай займемся сексом», и «№ 13», и все прочие радости жизни росли бы себе на просторе в стороне от бюджетных вливаний на радость обывателю и налоговой инспекции…

А бюджетные деньги как раз будут очень кстати для поддержки реальных культурных театров, которых у нас очень и очень немного, меньше, чем белых барсов, которым уже присвоен статус вида, «находящегося под угрозой исчезновения»…

Автор — театральный обозреватель «НИ»
 
Ольга Егошина

Источник
: Новые Известия

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.