Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
19.05.2011
«Глухарь» в «Ричарде III»
Спектакль «Ричард III» — триумф актерской игры, лицедейства и куража — московского театра «Сатирикон», который будет показан в Израиле в начале августа 2011 г. — весомый материал, как для актеров, так и для зрителей. Постоянная смена эмоций, передаваемая актерами голосами, мимикой и пластикой, держит внимание и завораживает. Страшный и смешной, грустный и серьезный спектакль. Безвременный. Про нашу жизнь.

«Глухарь» в «Ричарде III»Историки говорят, Ричард III вовсе не так уж был уродлив. Да, от рождения одна нога немного короче, одно плечо выше другого, но в результате работы над собой он сделал физические дефекты незаметными. Однако Шекспиру понадобился не просто злодей, а злодей-урод. И Константин Райкин подчеркивает физическую немощь Ричарда. Он согнут дугой, украшен огромным горбом и хромает при каждом шаге. Он сухорук — одну руку поддерживает другой. По замыслу режиссера за все моральное и физическое уродство отвечает его мать, не согревшая его детство любовью. Следовательно, решил режиссер Юрий Бутусов, мать Ричарда не могла быть женщиной. Ее и играет в «Ричарде III» театра «Сатирикон» мужчина — Максим Аверин. Без всякого дамского жеманства, без париков и чепчиков и почти без грима (обычно ему гримируют только глаза — черные круги провала глаз — от горя, от невыплаканных слез).

Почти все исполнители выходят в этом спектакле на сцену в нескольких ролях, переодеваясь с эстрадной быстротой. Жертву и убийцу может играть один и тот же актер. Кроме матери Ричарда, Аверин исполняет роли двух его братьев — умершего короля Эдварда IV, застывшего в смертной позе, и тихого герцога Кларенса, вероломно убитого по приказу Ричарда. Максим Аверин каждый раз играет так, что одна из его ролей в «Ричарде» всегда превалирует над двумя другими… Он будто вонзает в душу зрителей кинжал и обжигает рану болью и необходимостью сострадания, как и в сцене появления больного короля, показывая тихое умиротворение его души свершенным благим делом — и смерть в ужасе непоправимого несчастья, в котором он винит себя, смерти с тяжким грузом греха на душе.

Критики сходятся в том, что Аверин — феерическая находка режиссера в этом спектакле и хотя он убедительно играет все три роли, особенно это заметно в роли герцогини Йоркской, матери Ричарда III. Аверин ловко балансирует между пародией и искренностью, играя несчастную женщину, чья семья погублена ее неуправляемым и заблудшим сыном. Играя то кокетливо, то трагически, завернувшись в фарсовые одежды, создавая отличный и страшный образ вместе с режиссером Юрием Бутусовым, с которым Аверин работает еще с 2002 г., сыграв в «Сатириконе» серьезную роль Бранко в его «Макбете». С этой работы и начался новый этап в творчестве Аверина, который все уверенней стал входить в число ведущих актеров театра, что особо заметно во всей «семейной линии» Ричарда.

Максим Аверин играет в театре «Сатирикон» с 1997 г. Этот 35-летний актер — лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» за 2002 год, лауреат премии Правительства РФ в области культуры в 2005 г. и лауреат престижнейшей театральной премии «Чайка» за 2006 год. Он занят во многих репертуарных спектаклях «Сатирикона» (в том числе и в «Короле Лире» и «Гамлете») и много снимается в кино, запомнившись по роле в сериале «Глухарь». Яркими, незабываемыми работами на сцене «Сатирикона» стали также роли Аверина в спектаклях: «Маскарад» и «Смешные деньги».

Кинематографическая карьера Максима Аверина началась с роли «колоритного мерзавца» Корабельникова в комедии Владимира Зайкина «Любовь зла» (1999). Именно после этой работы актера окрестили «русским Джимом Кэрри».

В течение нескольких лет кинорежиссеры рассматривали Аверина как комедийного актера. Сломать это амплуа ему помог режиссер Вадим Абдрашитов в фильме «Магнитные бури», когда Аверин доказал, что драматические роли в кино ему так же по плечу, как и комедийные. За эту роль актер был удостоен премии «Триумф» и премии Правительства РФ в области культуры.

В том же 2003 г. Максим Аверин снялся в картине Исаака Фридберга «Огнеборцы». А год спустя актер предстал в образе хирурга Олега Корнеева в сериале Вячеслава Никифорова «Карусель». Двенадцать вечеров Аверин удерживал у экранов зрителей, играя невероятно пронзительно, «прямо в душу». Затем были роли Глеба Калашникова в фильме Али Хамраева «Место под Солнцем», Егора в драме Сергея Потемкина «Город без солнца», Сизова в фильме «Запасной инстинкт». В 2006 г. Олег Компасов предложил актеру роль кота-сфинкса Шидлу в детской фантастической ленте «Азирис Нуна». Совершенно другого плана роль досталась Максиму Аверину в сериале «Доктор Живаго» — роль партизана Памфила. Сегодня Максим Аверин — чрезвычайно востребованный актер. Среди последних его работ — роли в фильмах «Продолжение следует», «Варварина свадьба» и др.

Но больше всего вопросов у публики и журналистов вызывает роль Глухарева из сериала «Глухарь». Аверин уже 15 лет на сцене, сыграл более 20 ролей в театре и почти столько же в кино, работает с такими режиссерами, как Константин Райкин, Роберт Стуруа, Юрий Бутусов, стал одним из ведущих актеров «Сатирикона», а спроси человека с улицы, кто такой Максим Аверин — и услышишь: «Так это ж Глухарь!». Обаятельный и бесшабашный следователь Глухарев из телесериала «Глухарь» сделал Аверина любимцем публики. Этот сериал — более чем популярен. Его смотрел каждый второй телезритель России.

Максим Аверин — безусловно, личность на современной российской сцене и вот как он сам говорит об этом в одном из интервью, отвечая на вопрос, существует ли граница между лицедейством и реальной жизнью:

«Наша профессия подразумевает умение удивлять. Но мне кажется, что хорошее лицедейство может быть только тогда, когда оно подкреплено личностью. А где правда в творчестве, где вымысел, это уже зрители сами могут почувствовать. В каждой профессии есть свой тренажерный зал. У балетного артиста это станок, у художника — рисунок, а инструмент артиста — это его душа. Артист в первую очередь должен владеть искусством перевоплощения».

Театр «Сатирикон». У. Шекспир. «Ричард III»

Режиссер — Юрий Бутусов. Художник: Александр Шишкин.
Балетмейстер: Николай Реутов. В ролях: Ричард III — Константин Райкин, Максим Аверин, Агриппина Стеклова, Артем Осипов, Марина Иванова, Денис Суханов и другие.

Хайфа, «Театрон ха-Цафон», четверг, 4 августа 2011 г., 20:00.
Тель-Авив, Центр сценических искусств — «Бейт ха-Опера», пятница, 5 августа 2011 г., 20:00.
Беэр-Шева, Центр сценических искусств, 6 августа, суббота, 20:00.

Спектакли идут с синхронным переводом на иврит (бегущая строка).
 
Фото: PR-агентство

Источник: ZMAN.com

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.