В столице петербургских актеров назвали «аристократами сцены»
Петербуржцы сорвали овации московских критиков |
К пушкинской теме, конечно же, прибавились и произведения других классиков: Шекспира, Мольера, Грибоедова. В общем, классиков.
«От Офелии сальто не дождетесь»
Театр «Пушкинская школа» создал известный петербургский актер, режиссер и писатель Владимир Рецептер. Он исполнил роль Гамлета в 1961 г. в постановке Ташкентского Русского драматического театра имени Горького. И вскоре после этого Владимира пригласил в БДТ Георгий Товстоногов. Со своим знаменитым моноспектаклем «Гамлет» Рецептер объехал не только весь Советский Союз, но и другие страны. Причем так совпало, что как раз в 1964 г. на экраны вышел фильм Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. В прессе развернулась бурная полемика: чей Гамлет лучше? Многие критики отдали предпочтение работе Рецептера.
— Шекспир — самый высокий экзаменатор актерского профессионализма, — объяснял Рецептер в интервью журналу «Театр» в те годы. — Он мгновенно показывает, что у актера доподлинно есть, а чего нет. Он требует миропонимания, гармонического развития, предъявляя свой, шекспировский, счет... Гамлет не может оказаться очередным эпизодом биографии актера... Здесь исключена случайность.
И вот спустя годы Владимир Эммануилович вновь поставил на сцене историю про принца Датского. На этот раз главную роль Рецептер-режиссер доверил своему ученику Денису Волкову. Премьера прошла в ноябре 2010 г. Волков с задачей справился. Об этом говорят восторженные отклики в СМИ.
Спектакль поставлен в стиле минимализм. На сцене лишь круг, который слегка возвышается над полом. По сторонам — стулья. Актеры сидят на них спиной к залу и выходят, когда наступает их черед. Зрители сидят выше сцены.
Костюмы также не по-шекспировски пышные, а по-современному стилизованные.
— У нас даже нет привычных атрибутов, — рассказал «КП» исполнитель роли Гамлета Денис Волков. Кстати, лауреат премии «Прорыв» за роль в спектакле «Плутни Скапена». — Во время знаменитого монолога «Бедный Йорик» я не держу в руках череп. Мы работаем с воображением. И зрителей учим делать то же самое. Мечи в схватках мы изображаем руками. Конечно, было бы, наверное, необычно, если бы Офелия вдруг совершила сальто. Но отсутствие внешних эффектов мы заменяем внутренним наполнением роли, интенсивной внутренней жизнью героев.
По словам Дениса Волкова, зрители слегка хихикают, лишь когда слышат самый известный монолог Гамлета про Йорика. Но потом настолько проникаются спектаклем, что сидят уже не дыша. И что интересно: зрители в зале — в основном молодежь! Та самая, которая, как считают некоторые, в театры не ходит.
«Лучший Гамлет»
На днях театр вернулся с гастролей в Москве. Злобные столичные критики на этот раз захлебнулись в восторженных откликах.
— Актеров учили читать Пушкина, Грибоедова и Шекспира не только как славную историю мирового театра, но и как историю живую, написанную только вчера, имеющую прямое смысловое и эмоциональное отношение к нынешней жизни, — пишут театроведы.
О том, что спектакль интересен и актуален в наши дни, говорят и артисты театра.
— Конечно, у меня похожих переживаний не было, — пошутила исполнительница роли Гертруды актриса Анна-Магда Обершт. — Но история мамы Гамлета очень актуальна во все времена. То, что происходит вокруг нас, говорит об этом. И все эти вещи, эмоции я «тащу» в роль. В нашем прочтении Гертруда — не сообщница. Просто попала в такие обстоятельства. Иначе я не смогла бы ее оправдать.
Недаром Призрак говорит: «Безвольные страдают больше всех, — и советует Гамлету: — «Не трогай мать».
По мнению Анны, любовь, конечно, самая большая ценность в жизни. Ради нее можно пойти на многое, но не забывать о заповедях Бога. Люди, отрекшиеся от Бога, и попадают в такие обстоятельства.
А Денис Волков уверен: вопросы чести, которые волнуют Гамлета, сейчас актуальны, как никогда.
— Как остаться человеком? Вот в чем вопрос сегодня, — размышляет актер. — В наши дни такие люди, как Гамлет, — один на десять тысяч. Это редкой души человек.
Критики вторят:
— Актеры театра «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении с Пушкиным, Шекспиром, Гоголем под рукой Рецептера, актера БДТ времен Товстоногова. Их «Гамлет», показанный на московских гастролях, кажется, мой лучший «Гамлет» в жизни. Это невероятно, но это так. В простых и эффектных черных костюмах, в одной декорации… трагедия принца Гамлета разыграна по незыблемым законам чести.
ЗНАЙ НАШИХ!
Молодым везде у них дорога
Обычно как происходит с выпускниками театральных институтов? Единицам везет: их замечают маститые режиссеры, берут в прославленные театры. Некоторые «засвечиваются» в кино, а чаще — в сериалах. А куда деваются остальные? Нет ответа. Играют «кушать подано» и ждут своего часа всю жизнь.
С театром «Пушкинская школа» произошло по-другому. Он возник на базе Государственного Пушкинского театрального центра, который существует в Петербурге с 1992 г. Тогда в художественный совет вошли академик Дмитрий Лихачев, композитор Валерий Гаврилин, литературовед Станислав Рассадин, режиссер Петр Фоменко, актеры Олег Басилашвили и Сергей Юрский, главный художник БДТ Эдуард Кочергин и другие известные люди. Возглавил центр, как нетрудно догадаться, Владимир Рецептер.
А в 2001 г. Рецептер набрал курс в петербургской театральной академии «под себя», уже предполагая создать принципиально новую театральную труппу. И через пять лет обучения, в 2006 г., открыл с выпускниками свой театр.
Где еще вчерашние студенты могли получить такой шанс?
— Владимир Эммануилович и учил нас по-иному — на классике, — говорит Анна-Магда Обершт. — И сейчас мы играем классику. Это большая удача. Многие молодые актеры этого лишены. Мне очень нравится наш коллектив, а также возможность работать с корифеями сцены.
Так что самая главная особенность театра — это молодой возраст почти всех актеров. А уже признанные звезды добавили мудрости. В спектаклях центра принимали и принимают участие известные петербургские актеры — Ольга Антонова, Нина Ольхина, Кира Петрова, Татьяна Тарасова, Зинаида Шарко, Мария Лаврова, Марина Солопченко, Леонид Мозговой, Юрий Томошевский, Вячеслав Захаров, Сергей Барковский, Алексей Девотченко, Игорь Волков, Дмитрий Готсдинер и другие.
Недавно ушел из жизни Изиль Заблудовский, которого молодые актеры вспоминают с огромной теплотой и благодарностью.
ДОСЛОВНО
«Я отдал “Гамлета” не одному молодому актеру, а всем своим ученикам. Когда-то, когда я сам сыграл Гамлета, то, отвечая на анкету журнала “Театр”, я сказал: не всех хватит на Гамлета, Гамлета хватит на всех».
(Владимир Рецептер, народный артист России, художественный руководитель Пушкинского центра и театра «Пушкинская школа».)
СПРАВКА «КП»
Петербургский театр «Пушкинская школа» — первый в мировой и отечественной практике театр Пушкина (в отличие от театров имени Пушкина), созданный по принципу Мемориального шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.
Актеры играют спектакли в уникальном интерьере начала XIX века — анфиладе знаменитого дома Кочневой на Фонтанке, 41 (архитектор Луиджи Руска).
Труппа принимала участие в международных пушкинских проектах в Вене, Будапеште, Берлине, Брюсселе, Люксембурге, Франкфурте-на-Майне, Бристоле, Токио, а также в городах России — Москве, Омске, Орле, Красноярске.
Спектакли играли на международных фестивалях в Стендфорде, Париже, Марселе, Лионе, Вроцлаве, Киеве, Новосибирске, Оренбурге, Санкт-Петербурге.
НЕ ПРОПУСТИ
2 июня 2011 г.
«Прости, душа…»
По «Истории Пугачева», «Капитанской дочке» Пушкина и старинным казачьим песням. Инсценировка Ксении Домантовской по идее Владимира Рецептера. Постановка Ивана Стависского. Премьера состоялась 20 мая 2008 г.
7, 8 июня 2011 г .
Мольер. «Плутни Скапена»
Перевод Нины Дарузес. Постановка заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Андрея Андреева. Премьера состоялась 31 мая 2009 г.
13, 14 июня 2011 г .
«Гамлет»
16, 17 июня 2011 г.
Мольер. «Лекарь поневоле»Перевод Наталии Манн. Постановка Андрея Андреева. Премьера состоялась 26 декабря 2010 г. Пьеса, после премьеры которой все лекари отказались посещать пациента по имени Жан-Батист Поклен (настоящее имя Мольера), а зрители французского Пале-Рояль признали в нем истинного гения.
26 июня 2011 г .
«Прогулки без Пушкина с Андреем Синявским»
По рассказу А. Синявского «Гололедица». Режиссер и исполнитель — Григорий Печкысев. Премьера состоялась 17 декабря 2006 г. Специальный диплом жюри Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» (Россия) «За актерский дебют», приз за лучшую режиссуру и лучшую интерпретацию литературного первоисточника Международного фестиваля моноспектаклей «Вiдлуння» (Украина).
27 июня 2011 г.
«Я жду его...» (Perpetuum mobile)Драматическая хроника рыцарских времен («Скупой рыцарь» и «Сцены...» Пушкина). Постановка народного артиста России, лауреата Государственной премии России Владимира Рецептера. Режиссер-ассистент — Денис Волков. Премьера состоялась 17 декабря 2009 г.
Адрес:
дом Кочневой, наб. р. Фонтанки, 41
(812) 710-40-43
Начало спектаклей: 19:00
Цена билетов: 400 рублей.