Новости
03.06.2011
Сила и слава Рэйфа Файнса
Английский актер и режиссер Рэйф Файнс, председателя жюри кинофестиваля «Зеркало» пообщался с журналистами
Формат пресс-конференции можно было назвать неформальным. Впрочем, все вопросы так или иначе касались творчества актера.
О фестивале и фестивальном кино
— Я получаю огромное удовольствие от общения с другими членами жюри и особенно с Павлом Лунгиным, — говорит Рэйф Файнс. Правда, от комментариев фильмов и их оценок актер воздержался, поскольку делать это во время фестиваля было бы некорректным. Однако, по признанию председателя жюри, все фильмы, которые он видел, сильные. «Очень интересно находиться в зале и смотреть фильмы вместе со зрителями, ощущать связь, которая устанавливается между тобой и ими».
Впрочем, и после завершения кинофестиваля, когда итоги были объявлены, а победители известны, на финальной пресс-конференции с участием всех членов жюри Рэйф Файнс наотрез отказался комментировать итоги фестиваля.
Режиссерский дебют, сложный и захватывающий
В этом году на Берлинском кинофестивале Рэйф Файнс представил свой режиссерский дебют — драму «Кориолан» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Действие картины из Древнего Рима Файнс перенес в наши дни.
Рассказывая о своем опыте как режиссера, он признался, что идея снять фильм у него зародилась еще десять лет назад, когда он сыграл Кориолана в театре. «Эта задача была очень сложной, — говорит Файнс. — Во-первых, я взял очень сложную пьесу, во-вторых, выступил не только в качестве режиссера, но и актера. Да и сами попытки убедить людей в том, что из этого может что-то получиться, — задача не из простых. Имея актерский опыт работы со многими сильными режиссерами, я прекрасно понимаю, насколько важно собрать вокруг себя своего рода семью из очень талантливых и способных людей. Я имею в виду не только актеров, но и операторов, монтажеров, художников-постановщиков... Мне очень повезло с Джоном Логаном, известным американским сценаристом, поверившим в идею фильма. И эта вера очень помогала мне, дав творческий толчок.
В целом же роль режиссера стала для меня одновременно и пугающей, и волнующей, но не скучной. Не буду скрывать, дни, когда я играл Кориолана, были сложными. А в те дни, когда не надо было сниматься, я чувствовал себя легко — как будто груз с плеч упал».
Но, пожалуй, то, чему я научился больше всего, это монтаж. Раньше я никогда не присутствовал при монтаже фильмов. И это для меня было новым полезным опытом. Настоящий процесс обучения».
О ролях — как о детях. Нелюбимых нет
— Не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая роль. Я с удовольствием снимался и в «Пауке» Д. Кроненберга, и в «Преданном садовнике», и в роли киллера в черной комедии «Залечь на дно в Брюгге»...
Я допускаю, что молодое поколение знает обо мне по таким фильмам, как «Гарри Поттер». Между прочим, сыграть Волан-де-Морта было достаточно сложно. Ведь этот герой — воплощенное зло, — отмечает Файнс и тут же находит плюсы участия в сравнительно легких проектах, по которым он в основном и известен публике помоложе.
— После просмотра таких фильмов молодая аудитория начинает проявлять интерес и к другим моим работам. Например, после того как я снялся с Дженнифер Лопес в мелодраматической комедии «Служанка из Манхеттена» (в российском прокате известной как «Госпожа горничная»), в которой я чувствовал себя не очень комфортно, девушки стали приходить в театр на мрачную пьесу Ибсена «Брандт» с моим участием.
О детских мечтах
— Когда я был ребенком, то мечтал служить в армии — не помню, по какой причине (смеется). Вообще, это очень сложный для человека выбор — кем стать. И для меня он всегда был напряженным. И только когда я стал учиться в школе искусств, то понял: мне нравится идея быть актером.
К слову, почему-то очень многих на выбор актерской профессии вдохновила именно фигура Лоуренса Оливье. Когда я был ребенком, мама познакомила меня с ним, и уже в юности, когда я решил быть актером, нередко вспоминал ту встречу, а романтичный образ актера продолжал меня вдохновлять.
О замыслах и трактовках
— Надо всегда по-своему интерпретировать классические тексты. Всегда нужно иметь свою версию, свое видение. Я в этом убежден. Мы же не знаем, насколько были точны постановки Шекспира в его время. Мы снимаем фильм, потому что что-то хотим сказать зрителю. Главное — установить связь с ним.
Да, я понимал, что перерабатывать шекспировскую пьесу «Кориолан» в сценарий фильма — это риск. Кто-то, возможно, считает, что я излишне придерживался Шекспира, кто-то — что допустил вольности. Так или иначе — всегда нужно переизобретать классику.
О русской культуре
Файнс известен как человек, который не только любит русскую культуру, но и неплохо в ней разбирается. Впрочем, по его признанию, его очень напрягает, когда его воспринимают ее знатоком: — У меня, безусловно, есть интерес к русской культуре, но назвать себя ее знатоком я бы не осмелился. Во многих вопросах я абсолютный невежда.
О симпатиях и антипатиях
— Я слышал о том, что иногда на съемочных площадках или в театре между участниками процесса возникают какие-то недопонимания, вплоть до антипатий. Конечно, это естественно, что с кем-то ты ближе, а с кем-то общаешься не так близко. Мы все слышали истории про то, как люди, которым приходится по сценарию изображать бурную страсть, в жизни ненавидят друг друга.
Мне повезло: таких случаев со мной не было, — сказал Рэйф Файнс, при этом несколько раз постучав по дереву, чтобы не сглазить. — Хотя, может, у кого-то я и вызывал некоторые не очень приятные чувства. Правда, вспоминается случай. Мы только что с сестрой (Марта Файнс, сестра актера, режиссер фильма «Онегин». — И. М.) сняли подборку сцен «Онегина». Всем понятно, что по этому материалу судить о том, каким будет будущий фильм, сложно. Американский продюсер во время ужина произнесла: вы знаете, у нас проблемы с этим фильмом. Что за проблемы, спрашиваю. «То, как вы играете» — был ответ.
Слава — бремя или награда?
На вопрос о том, что для Файнса повышенное внимание публики и прессы — награда или наказание, актер отвечает так:
— Это и то и другое. Нельзя сказать, что слава, внимание только тяготят или только радуют, доставляя удовольствие. Люди знают о моей работе, и это хорошо. Один из моих преподавателей говорил: ты играешь, потому что хочешь, чтобы люди на тебя смотрели. Для актера естественно желание к вниманию.
Но не буду кривить душой: негативная реакция прессы и публики не может нравиться. А вторжение в частную жизнь актера (да и любого другого публичного человека) со стороны прессы бывает порой таким бесцеремонным, грубым, что это превращается в настоящее проклятие. Так, в Англии есть целая каста журналистов, которые только этим и занимаются — преследованиями, вторжениями.
Но на самом деле быть актером — почетная профессия, это честь для меня. И я очень уважаю журналистов, которые в своей работе пытаются докопаться до сути, рассказать людям правду. И это действительно достойно уважения. Есть много журналистов, которые очень рисковали, пытаясь рассказать правду.
— Я получаю огромное удовольствие от общения с другими членами жюри и особенно с Павлом Лунгиным, — говорит Рэйф Файнс. Правда, от комментариев фильмов и их оценок актер воздержался, поскольку делать это во время фестиваля было бы некорректным. Однако, по признанию председателя жюри, все фильмы, которые он видел, сильные. «Очень интересно находиться в зале и смотреть фильмы вместе со зрителями, ощущать связь, которая устанавливается между тобой и ими».
Впрочем, и после завершения кинофестиваля, когда итоги были объявлены, а победители известны, на финальной пресс-конференции с участием всех членов жюри Рэйф Файнс наотрез отказался комментировать итоги фестиваля.
Режиссерский дебют, сложный и захватывающий
В этом году на Берлинском кинофестивале Рэйф Файнс представил свой режиссерский дебют — драму «Кориолан» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Действие картины из Древнего Рима Файнс перенес в наши дни.
Рассказывая о своем опыте как режиссера, он признался, что идея снять фильм у него зародилась еще десять лет назад, когда он сыграл Кориолана в театре. «Эта задача была очень сложной, — говорит Файнс. — Во-первых, я взял очень сложную пьесу, во-вторых, выступил не только в качестве режиссера, но и актера. Да и сами попытки убедить людей в том, что из этого может что-то получиться, — задача не из простых. Имея актерский опыт работы со многими сильными режиссерами, я прекрасно понимаю, насколько важно собрать вокруг себя своего рода семью из очень талантливых и способных людей. Я имею в виду не только актеров, но и операторов, монтажеров, художников-постановщиков... Мне очень повезло с Джоном Логаном, известным американским сценаристом, поверившим в идею фильма. И эта вера очень помогала мне, дав творческий толчок.
В целом же роль режиссера стала для меня одновременно и пугающей, и волнующей, но не скучной. Не буду скрывать, дни, когда я играл Кориолана, были сложными. А в те дни, когда не надо было сниматься, я чувствовал себя легко — как будто груз с плеч упал».
Но, пожалуй, то, чему я научился больше всего, это монтаж. Раньше я никогда не присутствовал при монтаже фильмов. И это для меня было новым полезным опытом. Настоящий процесс обучения».
О ролях — как о детях. Нелюбимых нет
— Не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая роль. Я с удовольствием снимался и в «Пауке» Д. Кроненберга, и в «Преданном садовнике», и в роли киллера в черной комедии «Залечь на дно в Брюгге»...
Я допускаю, что молодое поколение знает обо мне по таким фильмам, как «Гарри Поттер». Между прочим, сыграть Волан-де-Морта было достаточно сложно. Ведь этот герой — воплощенное зло, — отмечает Файнс и тут же находит плюсы участия в сравнительно легких проектах, по которым он в основном и известен публике помоложе.
— После просмотра таких фильмов молодая аудитория начинает проявлять интерес и к другим моим работам. Например, после того как я снялся с Дженнифер Лопес в мелодраматической комедии «Служанка из Манхеттена» (в российском прокате известной как «Госпожа горничная»), в которой я чувствовал себя не очень комфортно, девушки стали приходить в театр на мрачную пьесу Ибсена «Брандт» с моим участием.
О детских мечтах
— Когда я был ребенком, то мечтал служить в армии — не помню, по какой причине (смеется). Вообще, это очень сложный для человека выбор — кем стать. И для меня он всегда был напряженным. И только когда я стал учиться в школе искусств, то понял: мне нравится идея быть актером.
К слову, почему-то очень многих на выбор актерской профессии вдохновила именно фигура Лоуренса Оливье. Когда я был ребенком, мама познакомила меня с ним, и уже в юности, когда я решил быть актером, нередко вспоминал ту встречу, а романтичный образ актера продолжал меня вдохновлять.
О замыслах и трактовках
— Надо всегда по-своему интерпретировать классические тексты. Всегда нужно иметь свою версию, свое видение. Я в этом убежден. Мы же не знаем, насколько были точны постановки Шекспира в его время. Мы снимаем фильм, потому что что-то хотим сказать зрителю. Главное — установить связь с ним.
Да, я понимал, что перерабатывать шекспировскую пьесу «Кориолан» в сценарий фильма — это риск. Кто-то, возможно, считает, что я излишне придерживался Шекспира, кто-то — что допустил вольности. Так или иначе — всегда нужно переизобретать классику.
О русской культуре
Файнс известен как человек, который не только любит русскую культуру, но и неплохо в ней разбирается. Впрочем, по его признанию, его очень напрягает, когда его воспринимают ее знатоком: — У меня, безусловно, есть интерес к русской культуре, но назвать себя ее знатоком я бы не осмелился. Во многих вопросах я абсолютный невежда.
О симпатиях и антипатиях
— Я слышал о том, что иногда на съемочных площадках или в театре между участниками процесса возникают какие-то недопонимания, вплоть до антипатий. Конечно, это естественно, что с кем-то ты ближе, а с кем-то общаешься не так близко. Мы все слышали истории про то, как люди, которым приходится по сценарию изображать бурную страсть, в жизни ненавидят друг друга.
Мне повезло: таких случаев со мной не было, — сказал Рэйф Файнс, при этом несколько раз постучав по дереву, чтобы не сглазить. — Хотя, может, у кого-то я и вызывал некоторые не очень приятные чувства. Правда, вспоминается случай. Мы только что с сестрой (Марта Файнс, сестра актера, режиссер фильма «Онегин». — И. М.) сняли подборку сцен «Онегина». Всем понятно, что по этому материалу судить о том, каким будет будущий фильм, сложно. Американский продюсер во время ужина произнесла: вы знаете, у нас проблемы с этим фильмом. Что за проблемы, спрашиваю. «То, как вы играете» — был ответ.
Слава — бремя или награда?
На вопрос о том, что для Файнса повышенное внимание публики и прессы — награда или наказание, актер отвечает так:
— Это и то и другое. Нельзя сказать, что слава, внимание только тяготят или только радуют, доставляя удовольствие. Люди знают о моей работе, и это хорошо. Один из моих преподавателей говорил: ты играешь, потому что хочешь, чтобы люди на тебя смотрели. Для актера естественно желание к вниманию.
Но не буду кривить душой: негативная реакция прессы и публики не может нравиться. А вторжение в частную жизнь актера (да и любого другого публичного человека) со стороны прессы бывает порой таким бесцеремонным, грубым, что это превращается в настоящее проклятие. Так, в Англии есть целая каста журналистов, которые только этим и занимаются — преследованиями, вторжениями.
Но на самом деле быть актером — почетная профессия, это честь для меня. И я очень уважаю журналистов, которые в своей работе пытаются докопаться до сути, рассказать людям правду. И это действительно достойно уважения. Есть много журналистов, которые очень рисковали, пытаясь рассказать правду.