Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
03.06.2011
Королевская мышеловка
Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева завершил свой 196-й театральный сезон премьерой спектакля «Королевская мышеловка» (постановщик — заслуженный деятель искусств России Борис Голубицкий) по пьесе современного болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго».

Спектакль «Королевская мышеловка»Как оказалось, страсти, обозначенные ещё в шекспировском «Гамлете», вполне созвучны нашему не очень оптимистичному времени.

К талантливой драматургии Йорданова коллектив ОГАТ обращается во второй раз. В конце 1980-х годов на тургеневской сцене уже была поставлена его пьеса «Одна за всех, все за одну». И вот спустя годы имя болгарского автора вновь появилось на театральной афише. Этим спектаклем в мае этого года был открыт Международный театральный фестиваль «Новая болгарская драма» в г. Шумене (Болгария). Увидели «Королевскую мышеловку» и жители Разграда.

— Наши артисты играли спектакль во время болгарских гастролей с особым волнением, эмоциональностью и вдохновением, — рассказывает завлит ОГАТ О. М. Нестерова. — Даже молодые зрители, которые не очень хорошо понимают русский язык, оживлённо реагировали на удачные актёрские фразы, ключевые моменты, устраивая по ходу спектакля бурные овации. У актёров получился настоящий диалог с публикой. К тому же мы ещё раз убедились, насколько крепкие дружеские узы связывают нас с коллективами болгарских театров, и теперь живём ожиданием новых творческих встреч...

Как известно, в шекспировской трагедии бродячая труппа, по замыслу Гамлета, должна была сыграть старинную пьесу «Убийство Гонзаго». При этом у Шекспира судьба самих талантливых актёров остается за рамками действия. Этот своего рода «пробел» и восполняет болгарская пьеса о силе и назначении театрального искусства. В постановке действуют шекспировские персонажи — Полоний (Андрей Царьков), Офелия (Ольга Форопонова), Горацио (Павел Минаков) и группа бродячих артистов, убедительные образы которых созданы заслуженным артистом России Павлом Легкобитом, Еленой Полянской и другими.

Красной нитью через весь спектакль проходит острая и вечная проблема непростых, а подчас и просто опасных, взаимоотношений творческого человека и власти. Ведь, по словам Полония, человек искусства, что «аппендикс, который вырезают сразу, как только он начинает будоражить». Как только творческие люди начинают говорить людям правду, они сразу становятся неугодными. Бродячие актёры, оказавшись в эпицентре сумасбродных закулисных интриг (каждый ведёт свою игру, и положиться до конца ни на кого нельзя), осмеливаются громко заявить о том, о чём шепчется весь двор датского короля: об убийстве, измене, подлости и предательстве. При этом они не на шутку рискуют головой. Королевский палач (которого филигранно играет Антон Карташёв) в любую минуту готов приступить к своим кровавым обязанностям. Почему же тогда артисты обнажают «неудобную» правду? Что это: безумство смелости, сознательный шаг? Ответ прост: они делают это, как говорит директор театра Чарльз (в блистательном исполнении заслуженного артиста России Николая Чупрова), «по праву искусства, которому должно говорить правду...»

Реплики действующих лиц спектакля можно смело разбирать на ходячие цитаты: «Подгнило что-то в Датском королевстве», «Кто умеет льстить, тот умеет и клеветать», «Пользуйтесь чаще ушами, чем языком», «В основном государствами управляют безумные короли и их советники», «Король-то голый, но король», «В стране, где все горбаты, хотя бы делай вид, что ты горбат».

Лихо закрученная интрига спектакля до его последних мгновений удерживает напряжённое внимание зрителей: а захлопнется ли искусно расставленная королевская мышеловка и кто в ней окажется на этот раз?..

Да, мы ещё ничего не сказали о жанре нового спектакля ОГАТ. Это не трагическая постановка, это комедия. Такая, когда, по меткому выражению одного из героев пьесы, «одна половина лица должна смеяться, а другая — плакать».
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.