Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
08.06.2011
Для того чтобы написать «Отелло», не обязательно душить жену. Почему антишекспировская теория так популярна в России
Редкая удача для Казани — на только что прошедшем фестивале тюркоязычных театров «Науруз» побывал один из известнейших шекспироведов мира, профессор РАТИ-ГИТИСа Алексей БАРТОШЕВИЧ. Внук Василия Качалова, чье имя носит казанский театр, возглавлял коллегию критиков, работающих на нашем фестивале. Мнение Алексея Вадимовича о казанском фестивале мы изложим чуть позже, в обзоре «Науруза», а сегодня наш разговор о Шекспире — грех было бы не расспросить ученого о трендах в шекспироведении.

Алексей Вадимович Бартошевич— Алексей Вадимович, Шекспир и «Науруз — как такое может сочетаться?

— Это произошло по нескольким причинам. Я, кроме Шекспира, много еще чем занимаюсь. Круг театральных интересов у меня довольно широк. Шекспир — это тот автор, к которому имеет отношение вся культура. С театром имени Камала у меня давние и нежные отношения, главный режиссер Камаловского Фарид Бикчантаев — мой ученик. Казань мне безумно нравится.

— Что сейчас нового происходит в шекспироведении? И может ли что-то новое вообще происходить?

— Может. На западе шекспироведы — это не только филологи и театроведы, а историки. Они занимаются историей театра как частью исторической науки. Когда возникают новые методологические направления в истории, они тут же отражаются в шекспироведении. Сейчас, например, шекспироведы начали изучать публику времен Шекспира, то есть стали изучать культурный контекст шекспировских времен. Ученые начали исследовать, что видела та публика в шекспировских спектаклях. То, что видим мы, и то, что видели они, — это абсолютно разные вещи. Они воспринимали только определенные смысловые слои, эти слои, возможно, даже самому автору были не вполне ясны. В какой-то момент текст начинает саморазвиваться вне зависимости от личности автора, который его создал. Для того, чтобы изучить закономерности этого саморазвития, необходимо изучить, прежде всего, культурный контекст, сознание человека того времени, круг его культурных интересов. Иначе говоря, попытаться реконструировать язык культуры шекспировского времени. Возникает такое направление, которое именует себя «новый историцизм». Оно связано с тем, что мы называем исторической социологией.

— Стратфорд, родина Шекспира, по-прежнему центр шекспироведения?

— Каждые два года в Стратфорде собираются шекспировские конференции, куда приезжают исследователи со всего мира, это закрытое мероприятие, туда всякий попасть не может. К счастью, я туда езжу каждый раз и слежу за тем, как появляются новые взгляды, новые подходы к изучению шекспировских текстов.

— Какие-то громкие открытия в шекспироведении в последние годы существуют?

— Существует масса громких открытий, за которыми следуют тихие закрытия. Потому что время от времени вдруг раздается вопль: «Это новая пьеса Шекспира, я ее нашел!». Шум, крик, суета, публикации, интервью, телевизионные восторги. А потом все тихо спускается на тормозах и находится какой-то документ, который опровергает это «открытие». Однако автор свое уже взял и славу получил. А за ней вполне серьезное материальное вознаграждение. Шекспиром много лет занимаются сотни людей, и найти документ, в котором написано: «Это я, Вильям Шекспир из Стратфорда, написал “Гамлета”», — на это надежды нет. Но существуют какие-то давно известные пьесы, и когда до них во всеоружии современных, в том числе компьютерных, технологий добираются исследователи, то возникает часто доказательная гипотеза по поводу того, что Шекспир принимал участие в их написании. Так произошло, например, с пьесой «Два знатных рода». Вначале было предположение, что Шекспир принимал участие в ее написании в качестве соавтора, потом в этом смогли убедиться. Или, скажем, совсем недавно шекспировед Стэнли Уэллс, мой приятель, опубликовал статью о том, что один из многочисленных портретов Шекспира — это действительно портрет драматурга.

— А каким образом он это доказал?

— Он исследовал историю этого портрета и его датировку. Затем с помощью компьютерных технологий был исследован череп Шекспира и изображение на портрете. Была устроена громкая выставка — с шумом на весь мир. Причем это совсем не нужно было Стэнли, он не нуждается в пиаре. Вот эту историю с портретом можно считать открытием. Еще один пример. Один польский шекспировед — Ежи Лимон, профессор Гданьского университета, доказал, что в Гданьске был построен елизаветинский театр, то есть театр по образцу «Глобуса» и театров того времени, времени Шекспира. В Гданьске сразу возник фестиваль. Доказательство, прямо скажем, не стопроцентное, но убедительное. Открытие? В какой-то степени да, но не стопроцентное. Стопроцентных открытий сейчас ждать уже трудно.

— Откуда пошли разговоры о том, что Шекспир не сам писал свои пьесы и его вообще на свете не было?

— То, что он на свете был, Вильям Шекспир, уроженец Стратфорда, актер труппы лорда-камергера, впоследствии короля, в этом сомнения быть не может, поскольку есть документы. Что касается того, он ли написал свои пьесы, тут произошла занятная история. Чем больше человечество понимало, с каким гением имело дело, тем более оказывался контраст между суммой фактов, известных об этом человеке, и нашим представлением о том, каким следует быть гению. Если Отелло задушил жену, надо выяснить, сколько жен в своей жизни задушил Шекспир, потому что нельзя же написать такую великую пьесу, если ты сам жену не душил. И так далее. Я, конечно, смеюсь, но представление, что жизнь гения должна быть столь же необычайна, сколь жизнь его героев, это типично романтическое представление начала девятнадцатого века, оно бытует. Но ведь существует такая вещь, как осененный Божьей волей гений, жизнь его может быть абсолютно заурядной. Не надо быть в Дании, чтобы написать «Гамлета». Не надо быть в Италии, чтобы написать «Ромео и Джульетту». И жену душить не надо. Хотя Шекспир и жену душил, и был в Дании, и был в Италии. Но это было в воображении! Шекспир, конечно, был наделен сверхвосприимчивостью, он был как музыкальный инструмент, открытый всем ветрам Вселенной. В этом главное. А жизнь его действительно была обыкновенной — с дочками, с не очень любимой женой, с рано умершим сыном, которого звали Гамнет, но было бы смешно говорить, что трагедия о принце Датском написана была потому, что сын его умер. Возможно, это и сыграло роль, но небольшую. У Пушкина есть замечательное сопоставление Шекспира и Байрона, Пушкин говорит о таком внеличностном характере сочинений Шекспира и о том, что Байрон тиражировал себя в своих героях, и в результате вместо одной крупной фигуры появилось пятнадцать ничтожных. Так пишет строгий Александр Сергеевич. Шекспир был медиум, через которого Господь Бог общался с человечеством. Медиум — это инструмент, посредник. Нечего искать в шекспировской жизни необыкновенных событий. Хотя в его текстах есть ясное указание, например, на Стратфорд. В «Укрощении строптивой» в начале пьесы, например, один из персонажей говорит: «Спросите у такой-то трактирщицы с такой-то пустоши». Эта трактирщица — реальное лицо. Пустошь находится рядом с домом, где жила мать Шекспира. Представить, что граф Рэтленд, которому приписывают иногда авторство шекспировских пьес, приезжал в Стратфорд и спрашивал, как там зовут трактирщицу, это смешно. Что касается популярности антишекспировской теории у нас, то у нас она гораздо более популярна, чем в других странах мира.

— Почему?

— Во всех странах существуют сообщества людей, которые не верят, что Шекспир существовал. Но это все маленькие маргинальные сообщества. Они встречаются с такими же психами и тихо живут, устраивают конференции, это все их местные радости. Маргинальные радости. А у нас — у нас очень нервная страна, страна, которая все время живет в ожидании разоблачений, переворотов, ищет «правду». Что вы хотите от страны трех революций? Самая известная книга, которая вновь возбудила интерес к этой теме, она вышла в нашей стране в замечательное и удобное время для нее — в девяностые годы. Вокруг нее поднялся невообразимый шум, и очень понятно, почему. Книга вышла в тот момент, когда наше общество было готово отвергнуть иллюзии. Ленин, на которого молились, оказался тираном, Тухачевский подавил антоновское восстание, Фадеев — мерзавец, Шолохов — плагиатор и так далее. Шла череда сокрушения авторитетов. И вокруг этого с удовольствием плясали толпы. Ведь любимая русская фраза, как в «Драконе» Шварца: «Нас обманывали с детства!». И с Шекспиром была та же история. Увы, все это коснулось только Ленина и Тухачевского, а «разоблачения» задели нашего бедного Вильяма.

— Как вы относитесь к современным прочтениям Шекспира? Например, когда Джульетта ездит на велосипеде или Бьянка выходит с автоматом?

— Когда Бьянка выходит с автоматом, я не могу сказать, хорошо это или плохо. Мне надо знать контекст, в котором все это происходит. Я должен понять, для чего ей дали в руки автомат. Может быть, ей в самом деле хочется расстрелять всю семью, хотя она притворяется благовоспитанной. На девяносто пять процентов такие трактовки — это идиотизм. А на пять — не идиотизм. В каждом отдельном случае надо понять логику постановщика. Я как-то был на «Аиде» Дмитрия Чернякова, на сцене бегали чеченские террористы с автоматами. Либретто было переписано. Но лучше бы было переписать музыку: я вижу одно, а слышу другое. Как переделывать Верди? Контраст, который я ощущаю между музыкой и тем, что происходит на сцене, — он кричащий. И никакие аргументы о том, что постмодернистское искусство строится на контрасте между видимым и слышимым, помочь не могут. А вообще все зависит от конкретного спектакля.
 
Татьяна Мамаева, «ВиД»

Фото: www.world-shake.ru

Источник: «Время и Деньги» № 101(3538) от 08.06.2011

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.