Новости
08.06.2011
В Липецке «Ромео и Джульетту» сыграли на кухне
Вчера, 7 июня 2011 г., спектаклем «Ромео и Джульетта» Городского театра Вильнюса в ДК «Сокол» завершился театральный фестиваль Фонда Михаила Прохорова.
Пьесу Шекспира литовский режиссер Оскарас Коршуновас превратил в кулинарный поединок и перенёс в пекарню. Тесто — это и главная семейная реликвия, и предмет гордости, и главное оружие противостояния: Монтекки и Капуллетти выясняют, у кого оно лучше и вкуснее, сводя тем самым трагизм до уровня пародии.
Мука и кухонная утварь — ножи, половники становятся полноправными действующими лицами спектакля: с их помощью актёры передают страсть, ненависть, любовь, агрессию. Причём истинное чувство в спектакле противопоставлено половым инстинктам — отношениям между священником и кормилицей, Розалиндой и сразу несколькими мужчинами. Неоднозначные движения, шутки «ниже пояса» и многочисленные арт-объекты с фаллической символикой — жгуты из теста, скалка в кармане и длиннющие галстуки позволяют по-новому взглянуть и на «искру», возникшую между Ромео и Джульеттой, — может, это и не любовь вовсе, а просто первая страсть, возникшая в период полового созревания?
«Ромео и Джульетта» Коршуноваса — история вне времени. Противостояние Монтекки и Капулетти показано как война мафиозных кланов, шутки ради сведённой до уровня ссор на кухне. Эта история могла происходить вчера, могла в 50–60-е — ко второй половине прошлого века и классике итальянского кино отсылают костюмы, прически персонажей и твист на вечеринке у Капулетти. Герои спектакля Городского театра Вильнюса — это клоуны, которые жонглируют вилками и ложками и комками теста, это театральные маски и маски покойников, искусно сделанные из муки.
— «Ромео и Джульетта» — это спектакль одного из самых известных молодых европейских режиссёров, — отметила в Липецке куратор фестиваля «Театральный синдром» Евгения Шерменёва. — Оскарас Коршуновас поставил эту историю, с одной стороны, простодушно, а с другой — с совершенно современным трагизмом. Взаимоотношение двух враждующих семей происходит между двух пиццерий в клубах муки, пара, с постоянным использованием теста, которое месят и болтают. Сцена смерти в конце происходит в бочке с мукой, главные герои обсыпаны белым — они похожи на поваров и одновременно становятся трагическими масками. Этот спектакль как следует не видели и в Москве — вильнюсский театр приезжал туда один раз, но возникли сложности — декорации задержали на белорусской таможне, и поэтому вместо нескольких спектаклей был сыгран один, и очень мало кто видел эту постановку.
К слову, Джульетта у Коршуноваса в мини, с огненно-рыжими распущенными волосами — одним словом, совсем не наивная целомудренная девочка, Ромео — немного седой.
Особое внимание уделено декорациям и «спецэффектам». Взрыв на сцене в начале второго акта, гром и молнии, запах сигаретного дыма, муки и даже лёгкий аромат свежей выпечки, который появлялся, когда частицы муки попадали на софиты и слегка «поджаривались», — всё это создаёт у зрителей эффект присутствия и соучастия.
На похожих друг на друга как два капли воды кухнях складируется весь семейный скарб и даже больше: книги, детские коляски, свиные рыла, скелеты. Скамейки легко трансформируются в гробы фамильного склепа, а чан для замески теста — в дорогу жизни (причём железную дорогу) — именно в этом чане Джульетту готовят к помолвке, в нем она в первый раз целуется с Ромео, и в нем влюблённые умирают.
После первого акта несколько десятков зрителей всё-таки покинули зал. Причём среди них был и заместитель начальника Управления культуры и искусства Липецкой области и заслуженный артист России Владимир Кравченко. Липецкие актёры, режиссёры и заядлые театралы волей-неволей сравнивали постановку Оскараса Коршуноваса с эталоном современной латвийской режиссуры в лице Эймунтаса Някрошюса. Тех, кто не дождался второго акта понять можно: монологи местами были слишком затянуты, да и от радионаушников, в которые подавался подстрочный перевод, легко устать, особенно после длинного рабочего дня. Но, тот, кто ушёл — многое потерял: во втором акте спектакль стал более зрелищным и энергичным. Долгие аплодисменты и цветы артистам в финале — яркое тому подтверждение.
Добавим, что Россия не видела этот спектакль уже 7 лет — впервые он был показан на «Фестивале NET (Новый европейский театр)» в 2004 г. Литовскую «Ромео и Джульетту» уже видели в Германии, США, Франции. Так что Липецк теперь попал в один гастрольный ряд с Берлином и Нью-Йорком.
Пьесу Шекспира литовский режиссер Оскарас Коршуновас превратил в кулинарный поединок и перенёс в пекарню. Тесто — это и главная семейная реликвия, и предмет гордости, и главное оружие противостояния: Монтекки и Капуллетти выясняют, у кого оно лучше и вкуснее, сводя тем самым трагизм до уровня пародии.
Мука и кухонная утварь — ножи, половники становятся полноправными действующими лицами спектакля: с их помощью актёры передают страсть, ненависть, любовь, агрессию. Причём истинное чувство в спектакле противопоставлено половым инстинктам — отношениям между священником и кормилицей, Розалиндой и сразу несколькими мужчинами. Неоднозначные движения, шутки «ниже пояса» и многочисленные арт-объекты с фаллической символикой — жгуты из теста, скалка в кармане и длиннющие галстуки позволяют по-новому взглянуть и на «искру», возникшую между Ромео и Джульеттой, — может, это и не любовь вовсе, а просто первая страсть, возникшая в период полового созревания?
«Ромео и Джульетта» Коршуноваса — история вне времени. Противостояние Монтекки и Капулетти показано как война мафиозных кланов, шутки ради сведённой до уровня ссор на кухне. Эта история могла происходить вчера, могла в 50–60-е — ко второй половине прошлого века и классике итальянского кино отсылают костюмы, прически персонажей и твист на вечеринке у Капулетти. Герои спектакля Городского театра Вильнюса — это клоуны, которые жонглируют вилками и ложками и комками теста, это театральные маски и маски покойников, искусно сделанные из муки.
— «Ромео и Джульетта» — это спектакль одного из самых известных молодых европейских режиссёров, — отметила в Липецке куратор фестиваля «Театральный синдром» Евгения Шерменёва. — Оскарас Коршуновас поставил эту историю, с одной стороны, простодушно, а с другой — с совершенно современным трагизмом. Взаимоотношение двух враждующих семей происходит между двух пиццерий в клубах муки, пара, с постоянным использованием теста, которое месят и болтают. Сцена смерти в конце происходит в бочке с мукой, главные герои обсыпаны белым — они похожи на поваров и одновременно становятся трагическими масками. Этот спектакль как следует не видели и в Москве — вильнюсский театр приезжал туда один раз, но возникли сложности — декорации задержали на белорусской таможне, и поэтому вместо нескольких спектаклей был сыгран один, и очень мало кто видел эту постановку.
К слову, Джульетта у Коршуноваса в мини, с огненно-рыжими распущенными волосами — одним словом, совсем не наивная целомудренная девочка, Ромео — немного седой.
Особое внимание уделено декорациям и «спецэффектам». Взрыв на сцене в начале второго акта, гром и молнии, запах сигаретного дыма, муки и даже лёгкий аромат свежей выпечки, который появлялся, когда частицы муки попадали на софиты и слегка «поджаривались», — всё это создаёт у зрителей эффект присутствия и соучастия.
На похожих друг на друга как два капли воды кухнях складируется весь семейный скарб и даже больше: книги, детские коляски, свиные рыла, скелеты. Скамейки легко трансформируются в гробы фамильного склепа, а чан для замески теста — в дорогу жизни (причём железную дорогу) — именно в этом чане Джульетту готовят к помолвке, в нем она в первый раз целуется с Ромео, и в нем влюблённые умирают.
После первого акта несколько десятков зрителей всё-таки покинули зал. Причём среди них был и заместитель начальника Управления культуры и искусства Липецкой области и заслуженный артист России Владимир Кравченко. Липецкие актёры, режиссёры и заядлые театралы волей-неволей сравнивали постановку Оскараса Коршуноваса с эталоном современной латвийской режиссуры в лице Эймунтаса Някрошюса. Тех, кто не дождался второго акта понять можно: монологи местами были слишком затянуты, да и от радионаушников, в которые подавался подстрочный перевод, легко устать, особенно после длинного рабочего дня. Но, тот, кто ушёл — многое потерял: во втором акте спектакль стал более зрелищным и энергичным. Долгие аплодисменты и цветы артистам в финале — яркое тому подтверждение.
Добавим, что Россия не видела этот спектакль уже 7 лет — впервые он был показан на «Фестивале NET (Новый европейский театр)» в 2004 г. Литовскую «Ромео и Джульетту» уже видели в Германии, США, Франции. Так что Липецк теперь попал в один гастрольный ряд с Берлином и Нью-Йорком.
Источник: Gorod48