Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
15.06.2011
Король умер, да здравствует король! Виктюк может заменить Гамлета Арлекином
В Казани прошли гастроли театра Романа Виктюка. Публике были представлены уже ставшие культовыми «Служанки» и последняя премьера — «Король-Арлекин».

Король умер, да здравствует король! Виктюк может заменить Гамлета АрлекиномТо, что Роман Григорьевич эклектичен, — это, пожалуй, уже аксиома. Впрочем, один из его ранних спектаклей, которых причисляют к несомненным удачам этого режиссера, — «Звуки музыки» — эклектичным не назовешь… Значит, эклектика Виктюка — это такая же продуманность, как выбор актеров и сценографа. Если эклектика в его спектаклях присутствует, значит, это кому-нибудь нужно (читай — самому Виктюку).

Вряд ли даже недоброжелатели режиссера будут возражать, что Виктюк — из тех людей, которых Господь отметил большим талантом. И он ничего не дает просто так.

Итак, «Король-Арлекин», который можно назвать миксом, но это, надеюсь, не будет воспринято оскорблением, потому что, как в хорошо приготовленном коктейле, все его разнородные компоненты были уместны и, главное, тот «вкус», который получился в итоге.

А Виктюк смиксовал танцевальную стилистику Пины Бауш и атмосферу крошечных немецких и австрийских кафе, где в тридцатые годы прошлого века зависала литературно-художественная богема, реплики из «Ночного портье» Лилианы Кавани и «Гибели богов» Лукино Висконти, добавил немного комедии дель арте и фрагменты репетиций «Травиты» Артуро Тосканини. Но «вкус», доминирующий в «напитке», — все-таки третий рейх. Режиссер — вот что любопытно — ужасается и одновременно любуется им. Почему так — наверное, разобраться может только хороший психоаналитик.

Режиссерских изысков в спектакле очень много, постановщик придумывает такие ходы, такие мизансцены, что диву даешься. И все это не выдумка ради выдумки: по большому счету Виктюка интересуют феномен власти и тот момент, когда диктатор начинает лицедействовать, как хороший актер, обманывать толпу. Поэтому режиссеру необходимо максимально театрализовать атмосферу. Только в театре мы имеем «нас возвышающий обман», у власти же совсем иные цели и задачи, куда более низменные. Пример тому Виктюк находит, пожалуй, один из самых страшных в истории человечества — периодически мы слышим фрагменты выступлений Гитлера и раздающиеся вслед за ними бешеные аплодисменты.

Автор пьесы «Король-Арлекин» — австрийский драматург Рудольф Лотар, живший в позапрошлом веке, с ним российскую публику в 1917 г. познакомил Александр Таиров, прямо-таки явно напоминает нам в своем творении о Гамлете. Посудите сами: умирающий король и безвольная королева, наследник трона, который прибывает в страну и должен занять трон, коварный брат короля, странноватая невеста принца и, наконец, труппа бродячих актеров, которая устраивает в замке представление. У Шекспира это было «Убийство Гонзаго», у Лотара — комедия дель арте. И в том, и в другом случае после спектакля бродячей труппы наступает развязка — параллелей с Шекспиром более чем достаточно.

Символистская пьеса Лотара, написанная в духе своего времени, немного мрачноватая, немного условная, прочитана режиссером как некий фарс на тему отношений художника и власти, потому что Арлекин, убивающий в запале наследника престола и занимающий его место, — это, прежде всего, гениальный лицедей. В финале Арлекин (Дмитрий Бозин, естественно) добровольно покидает трон и выбирает искусство. Трогательно, немного сентиментально, но все это в духе Виктюка, который сам бы поступил точно так же, выбрав театр. В общем, весь мир — театр. А политика — большая и не очень — это уж просто площадной театр, комедия дель арте, где кто-то дает пощечины, а кто-то их получает.

Режиссер задает актерам более чем жесткую манеру игры. По сути, это даже не манера и не стиль, а просто жесткий каркас, который не дает возможности импровизации. Они все время словно находятся в «гипсовой повязке» — заданности мизансцен и интонаций. Но делают все настолько мастерски, что публику это не смущает. Хотя, мне кажется, что без определенной свободы актерам жить скучновато. Впрочем, эту «несвободу» можно трактовать и как проявление тоталитарного режима, антагонистом которого выступает труппа актеров во главе с Арлекином.

«Король-Арлекин» Романа Виктюка — спектакль, который адресован к нашему рацио, так думаешь изначально. В первый акт «вплываешь» с трудом, спектакль играется без антракта — и это верно: из-под чар нельзя выходить ни на минуту. С середины акта с ужасом думаешь о том, что действие может окончиться. «Вариации на тему принца Гамлета» — вещь увлекательная, и наши эмоции рано или поздно пробуждает это безукоризненно стильное зрелище. Ведь все мы с вами живем в этом огромном мире-театре и, значит, носим маски.
 
Татьяна Мамаева

Фото
: Рамиль Гали

Источник
: «Время и Деньги» № 105(3542) от 15.06.2011 г.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.